Разработка библиотечного урока Справочная литература. Энциклопедии. Словари

Предлагаю вам разработку библиотечного урока, который я провожу для учащихся 5- 6 классов. В ходе данного урока обучающиеся знакомятся с различными видами словарей и энциклопедиями. На данном уроке рассказываю о видах словарей, в первую очередь о языковых словарях, которые играют большую роль в образовательном процессе и попутно знакомлю с имеющимися в библиотеке другими  словарями и энциклопедиями.   На примере нескольких энциклопедических словарей показываю их структуру, а потом провожу неблоь...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечный урок

«Справочная литература. Энциклопедии. Словари»

(5-6 классы)

Цели: расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; приобрести навыки фактографического поиска по справочным изданиям.

Форма проведения: Библиотечный урок. Беседа-рассказ.

Оборудование: книжная выставка «Наши помощники», цитата к выставке: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах» (В.Брюсов); высказывания: «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного» (А.Франс).


Ход мероприятия

Цитата, с которой начинается урок:

…Культурный в языковом отношении человек, как только ему встретится незнакомое слово, в котором он не уверен, тотчас, прежде чем рискнуть произнести его « при народе», заглянет либо в общий «Толковый словарь русского языка», либо в «Орфографический словарь», либо же в специальный «Орфоэпический словарь русского языка».

…Не имея возможности наводить справки по словарям, нелегко сделать свою речь культурной».

Л.Успенский

Библиотекарь. Есть хорошее слово «почему». С него начинается любое открытие. Быть «почемучкой» похвально: всякая наука начинается с этого вопроса. Вы, ребята, пока еще школьники, и каждое «Почему?» помогает вам развиваться и познавать мир. Чем чаще вы задаете этот вопрос и находите ответ, тем образованнее становитесь.

- А какие книги вам могут помочь?

(конечно же, это энциклопедии, словари, справочники - одно из великих изобретений человечества.)

Что означает слово «энциклопедия»? «Энциклопедия» - греческое слово. А перевести его можно как «обучение по всему кругу знаний».

Вы вероятно заметили, что справочные издания, носящие название «энциклопедия», бывают разными. Различают энциклопедии отраслевые и универсальные.

Отраслевые - это те энциклопедии, статьи в которых собраны по какой-то одной отрасли знаний, например «Аванта+». (Показать несколько томов по различной тематике).

Универсальные энциклопедии содержат статьи по разным отраслям знаний. Это, например, «Большая советская энциклопедия», «Что такое? Кто такой?».

Статьи в любой энциклопедии располагаются по алфавиту, поэтому легко отыскать ответ на интересующий вас вопрос.

А теперь давайте поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую «большую пользу», по словам Франса, они нам приносят. Французский писатель Анатоль Франс называл словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Он рассказывает как однажды Шарль Бодлер, в ту пору молодой и малоизвестный поэт, пришел к поэту Теофилю Готье. Тот спросил Бодлера: «Читаете ли Вы словари?».

Читать словари? Что за странность! Ведь это не роман, не детектив. Как же можно их читать? Словарь нужен, если не знаешь, как пишется или произносится слово…

Между тем словари - это не только справочники, но и элемент национальной культуры; ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Все богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях. Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки, лексикографии.

На книжных полках нашей библиотеки есть различные словари - это и англо-русский, русско-английский, орфографические, толковые, словарь иностранных слов, фразеологический, психологический словарь и другие.

Орфографические и орфоэпические словари - книги нужные, но увлекательным чтением их ни как не назовешь, а вот словари толковые - это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.

В толковом словаре живого великорусского языка содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века, здесь представлена терминология разных профессий и ремесел, около 30 тыс. пословиц и поговорок.

Даль фактически собрал воедино все устное богатство русского народа - сотни тысяч слов народно-разговорного языка и десятки тысяч разнообразных пословиц, поговорок, присловий, прибауток, присказок, загадок, народных речений и т.п.

По этой энциклопедии русской жизни легко проследить не только историю нашего языка, но и историю всего Отечества.

Родился В.И.Даль 10.11.1801 года, умер 22.09.1872 года. И вот уже около 165 лет люди пользуются толковым словарем В.И.Даля. 57 лет посвятил Даль главному своему труду - собиранию слов и составлению словаря, который носит название «Толкового словаря живого великорусского языка».

По образованию Даль был хирургом. Он также известен как писатель (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности и к технике.

В 1949 году вышло в свет первое издание «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. При жизни автора словарь переиздавался 6 раз. Он содержит 80 000 слов и фразеологических выражений.

Зачем же нужны человеку словари? Во-первых, есть словари орфографические. К ним полезно обращаться, когда вы не знаете, как написать то или иное слово. Без них ни одному человеку стремящемуся писать грамотно, не обойтись.

Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова.

Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов. Что такое синонимы? (слова, имеющие различное написание, но близкие по смыслу)

О синонимах мы вспомнили, а что такое антонимы?

(слова противоположные по смыслу).

Близко ли, далеко ли,

Низко ли, высоко ли.

Используются в русских сказках.

А теперь давайте проверим, что вы запомнили. Сейчас вы получите задание. Работать будете парами (библиотекарь раздает «письма» с заданиями)

III. Практическая часть.

А сейчас предлагаю вам выбрать вопросы для работы со словарями.

Отвечать будете по плану.

/Доска/

  1. Определение понятия.

  2. Название энциклопедии.

  3. Том, страница.

СТАНЦИЯ «словари»

Вопросы по словарям.

  1. Что такое ИППОДРОМ?

  2. Найдите объяснение слов: БИРЮЛЬКА, ГИРЛЯНДА, КОНДУИТ.

  3. Что называют ПИГМЕНТАМИ? Какую функцию они выполняют?

  4. Найдите толкование слова ГРИДНИЦА. Читаем у Пушкина: «С друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал…»

  5. Что такое ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ? Для чего предназначен?



СТАНЦИЯ «фразеологическая»

  1. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги)

  2. Объяснить фразеологизмы: «водить за нос»; «до морковкина заговенья»

СТАНЦИЯ «Синонимы»

Практические задания по работе со словарями синонимов

П о м н и т е: бойтесь повторения одних и тех же слов при написании работы, старайтесь заменить их другими по значению и смыслу, то есть синонимами.

Задание: подобрать синонимы для характеристики:

А) прилежного ученика

Б) ленивого ученика

В) к глаголу идти

Маршрутный лист

станции

Название станции

баллы

Начальник

станции

1

«Фразеологическая»

2

«Синонимы»

3

«Словари»


Итого:



Задания:

  • Где обитают и чем питаются белые медведи?

  • Кто изобрел карандаш?

  • Как правильно говорить: алфавит или алфавит?

  • Что означает слово «абитуриент»?

  • Самое прожорливое существо на свете - стрекоза. Сколько она съедает мух и комаров за час?

  • Живое существо, не получая соли, гибнет. Где добывают каменную соль у нас в стране?

  • Когда изобрели паровой двигатель?

  • Волк - зверь вредный или полезный?

На подготовку дается 5 минут. Когда поиск будет закончен, ребята выступают по «телевизору». Подведение итогов. Выявление команды-победителя.

IV. Подведение итогов.

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями. Приятно было видеть, как слаженно работала каждая группа. А теперь каждая группа получит домашнее задание. Надо подготовить презентацию словарей.

В презентации отразить:

  1. Название словаря.

  2. Автор (авторы).

  3. Год издания.

  4. Аннотация (общее представление о словаре).

  5. Примеры.

1-я группа-словарь фразеологический

2-я группа-словарь омонимов

3-я группа-словарь антонимов

4-я группа-словарь Даля

5-я группа-словарь иностранных слов.

Всем спасибо за работу. Ваши презентации словарей посмотрим на следующем уроке.

Литература:

  1. Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1998.

  2. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.

  3. Библиотечные уроки: Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Волгоград: "Панорама", 2006.

  4. Журнал "Школьная библиотека" . - № 1, январь, 2006.

  5. Журнал "Школьная библиотека". - № 8, октябрь, 2002.















© 2010-2022