Методический проект на тему Использование активных форм и методов воспитания для формирования гражданской позиции учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование активных форм и методов воспитания для формирования гражданской позиции учащихся.

Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Министерства образования РФ выпустила целый ряд нормативных документов, связанных с гражданским воспитанием. В них рассматриваются вопросы изучения конституции Российской Федерации, повышения правовой культуры учащихся, изучение прав человека развития воспитания в системе образования России. Сегодня гражданское воспитание- это систематическое деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Гражданское воспитание всегда было одним из важнейших направлении в моей учебно-воспитательной работе. Основной целью считаю - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу будущем родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

- развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности;

- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

- привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ;

- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношении с обществом.

Первый урок, с которого начинается учебный год в первом классе - «Урок гражданина». Задача урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине. На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой родины - города (села), где они живут, и постепенно подвести к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети жители России, граждане страны.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Для формирования гражданственности первостепенное значение имеют:

- методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания юных граждан;

- применение разнообразных видов и организационных форм позволяющих учащихся занять положение субъекта социальной действительности;

- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления прав и обязанностей, норм поведения и деятельности школьник, а также дифференцированный подход к оценке знаний учащихся;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения - оценка должна быть стимулом для движения вперед вести к успеху.

Исходя из этого, я определила основные направления в работе по воспитанию и формированию гражданской позиции учащихся:

Историко - краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, историческое ответственности за происходящее в обществе (цикл бесед «Биография и судьба», заочное путешествие «Башкортостан в далеком прошлом», акция «Помоги памятникам отечества», диспут «О чём рассказала фотография» и др.)

Экскурсионно - туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, республики, города, в знакомстве с шедеврами народной и мировой культуры, в общении со сверстниками других городов, регионов (посещение школьного и краеведческого музеев, экскурсии по патриотическим местам города, походы по родному краю).

Литературно - музыкальное: привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучении произведении и творчества местных поэтов и писателей (инсценированное проведение народных праздников, конкурс чтецов, фестивальный конкурс патриотической песни).

Физкультурно - оздоровительное: возрождение народных игр, развитие морально - волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины. \

Экологическое: воспитание любви к природе, потребности к её защите от загрязнения, истребления редких растений, а также охрана и изучение природы родного края (поделки из природного материала, сбор лекарственных трав, акция « Сбережём свой край», операция « Озеленение» и др.).

Трудовое: воспитание выступает как составная часть патриотического воспитания и ориентирована на привитие трудовых навыков, потребность заботится о чистоте, уюте, порядке дома, в школе, выполнение принятых в обществе трудовых норм (работа по благоустройству школы, школьного двора, субботники, трудовые десанты).

Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы. Одной из эффективных форм является работа по составлению родословной семьи. В ходе такой работы происходит объединение членов семьи в совместной деятельности по составлению генеалогического дерева, сбору материалов о каждом члене семьи, его заслугах перед Отечеством (проект « Наши корни», фотовыставка «Так жили наши предки», урок « Моя родословная» и др.)

Гражданско-патриотическое: поддержание традиции, культуры, формирования навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных традиции, обычаев (урок России, урок мужества, ролевая игра «Ваши права», цикл бесед «Войной опаленные строки», книга памяти «Герои живут среди нас», благотворительная акция «Посылка землякам солдатам» и др.).

Подобная система робота по формированию гражданской позиции, как показывает мой опыт, обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и к труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.

© 2010-2022