Программа Живая планета МБОУ Школа №111

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №111


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ средней

общеобразовательной школы

№ 111

_________________ Т.Н.Карпычева



Комплексная программа каникул

« Живая планета»

для детей 7-14 лет

на 2008- 2013 гг.







Авторы программы:

Видяйкина Елена Константиновна

заместитель директора по воспитательной работе,

руководитель высшей категории,

Калашникова Наталья Александровна

учитель начальных классов, I категории, зав.библиотекой





Программа принята на Педагогическом совете

МОУ средней общеобразовательной школы №111

протокол № 1 от «28» августа 2008 года







Нижний Новгород

2008 год

Информационная карта

Полное название программы

Комплексная программа каникул

« Живая планета»

Автор программы


Видяйкина Елена Константиновна заместитель директора по воспитательной работе

руководитель высшей категории, Калашникова Наталья Александровна учитель начальных классов I категории,зав.библиотекой

Руководитель программы


Карпычева Татьяна Николаевна

Директор

Руководитель высшей категории

Территория , представившая программу

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №111

Название проводящей организации

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №111

Адрес организации


г.Нижний Новгород

Улица Веденяпина , дом 30 А

Телефон

256-26-96

Цель программы


Моделирование совместной деятельности семьи и школы по использованию свободного

( каникулярного ) времени в формировании мотивации к познанию и творчеству, гражданского сознания и профессионального самоопределения.


Специализация программы

комплексная программа

Сроки проведения

2008-2013г.г.

Место проведения

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №111

Официальный язык программы

русский

Общее количество участников (в том числе детей)

700

География участников


Учащиеся Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №111

Условия участия в программе

добровольное

Условия размещения участников

Дневное пребывание детей

Краткое содержание программы


Осенние каникулы-Интеллектуальная планета

Зимние каникулы- Праздничная планета

Весенние Литературная планета

Летние каникулы-Чистая планета:

Проектная линия « От экологии природы к экологии души»

2009-2010г.г.- « Чистая вода»

2010-2011г.г.-« Чистый воздух»

2011-2012г.г.-« Чистая земля»

2012-2013г.г.- « Чистая душа»

История осуществления программы

1год


  1. Пояснительная записка

Ожидание каникул - это мечта каждого школьника. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, эстетических, познавательных), о поиске «нового себя», просто купание, чтение, прогулки и игры - «поля творческой свободы». Данная программа отвечает ожиданиям школьников, их потребностям во время каникул.

В ходе реализации этой программы расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

Эти результаты достигаются через игру, которая создает благоприятный микроклимат, способствует развитию эмоционально -волевой сферы, побуждает к общению с миром прекрасного. Каждая игра имеет свое педагогическое значение, что позволяет обучать детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципов безопасно и здорового образа жизни. Умелое сочетание педагогического руководства и детской инициативы позволяет строить деятельность в период каникул на творческой основе, апробировать новые формы работы с детьми.

По определению В.И. Даля, каникулы- «праздная пора в учебных заведениях ». В наше время слово каникулы стало употребляться в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв занятий в учебных заведениях в течение учебного года.

Явление «школьные каникулы» обладает следующими характеристиками.

Школьные каникулы - это смена деятельности (с учения - на отдых, как на деятельность, которая снимает утомление, напряжению и способствует восстановлению работоспособности).

Школьные каникулы - это смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий.

Школьные каникулы - это смена стиля информации.

Школьные каникулы - это новая природная и социальная среда.

Но школьные каникулы - это и продолжение учебно-воспитательного процесса.

Каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени ребёнка и являются его главной мечтой.

Учитывая различные трактовки понятия «каникулы», можно определить назначение каникул.

С точки зрения дополнительного образования, каникулы - это развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.

С точки зрения педагогов, каникулы - это физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление. Это расширение культурного пространства самореализации личности путем обмена вида деятельности.

С точки зрения подростка, каникулы - это отдых от школы и одноклассников, время, независимое от школы и учебы, когда делаешь все, что нравится, время, проводимое с пользой для себя. Это встречи с интересными людьми, друзьями, любимые занятия и интересные встречи.

С точки зрения родителей, каникулы - это время, когда ребенок находится без строгого надзора родителей, педагогов. Большую часть времени дети проводят на улице или у компьютера.

Искать новые подходы к организации свободного времени юных жителей города побуждают следующие проблемы:

  • Детская безнадзорность в каникулярное время оборачивается многочисленными проблемами: это травматизм на дорогах и улицах, пожары в результате детской шалости, всплеск правонарушений, совершенных подростками из группы риска.

  • Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм, нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений свободного образа жизни.

  • Отход семьи от проблемы воспитания собственных детей в силу разных причин и отсутствия у ребенка культуры проведения свободного времени порождает и в сезонные школьные каникулы проблемы, характерные также и для летнего периода.

В школе был проведен социологический опрос учащихся и их родителей, который показал их отношение к организации каникул в школе:

Родителям и учащимся были предложены варианты возможной занятости учащихся в период каникул

Мероприятия

Учащиеся (да)

Родители (да)

Школьные кружки

74%

90%

Внешкольные кружки

67%

70%

Спортивные секции

100%

100%

Спортивные соревнования

86%

100%

Школьная библиотека

56%

93%

Экскурсии

89%

66%

Посещение театров, кинотеатров,музеев

70%

87%

Праздники в классе

60%

67%

Общешкольные праздники

78%

100%

Дискотека

97%

76%

Конкурсная программа

84%

90%

Работа социально- психологической службы

60%

95%

Хотите ли вы пригласить на праздник в каникулы своих родителей?

83%


Хотят ли родители прийти на школьные праздники в каникулы?


76%

Наиболее интересным нам показался ответ на последний два вопроса:

83% учащихся хотят пригласить родителей на школьные мероприятия.

76% родителей хотят прийти на школьные праздники.


Таким образом, выполняя социальный заказ учащихся и родителей, появилась новая форма взаимодействия семьи и школы - совместные организация каникулярного времени.

Система каникул немыслима без педагогов и других специалистов; система ущербна без семьи как «субъекта» оздоровительно-образовательных услуг. Система каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей состоит, на наш взгляд, из социальных и педагогических условий.

Комплексная программа каникул, основанная на взаимодействии школы, семьи, социума - это попытка выйти на новый уровень развития содержания каникулярного досуга школьников, это возможность выступить в качестве защитников детства, это поиск новых моделей и форм организации детского отдыха, это практическая помощь организаторам каникулярных проектов.

  1. Концептуальная часть

В создании концепции программы авторы программы опирались на следующие идеи:

  1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).

  2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

  3. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).

  4. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).


Принципы и подходы воспитания

Природосообразность воспитания-

обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.


Культуросообразность воспитания-
учет национального своеобразия, опора в воспитании на национальные особенности,
изучение и освоение культуры народа.


Дифференциация воспитания-

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей ,свободный выбор деятельности и права на информацию, создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня,
активное участие детей во всех видах деятельности.


Гуманизация межличностных отношений -

уважительное отношение между педагогами и детьми, создание ситуации успеха.

Отношения со взрослыми, выстроенными по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и подростков в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение учащихся, а вторым- самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.

Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ,

которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Самоанализ изошедших в себе и окружающих; изменение своего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонты самопознания школьников. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к самосовершенствованию личности ребенка.



Принцип « Каждое дело - творчески, а иначе зачем?»

Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности школьника.

Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления побуждает ученика ответственно подходить к выбору свое позиции. А « регулярная поочередная сменяемость выборного актива» предоставляет возможность максимальному количеству ребят ощутить всю меру ответственности за принятое решение, сделанный выбор, самоутвердиться в личностно значимой среде.

Личностный подход.

Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.

Деятельностный подход .

Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития. Вместе с тем, « установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться о близких и далеких людях и быть удовлетворенным этой работой обеспечивает социальную направленность этого деятельности, учит ребят сочетать интересы своего развития с общими интересами, способствует развитию у школьников социального самоопределения, социальной активности, формированию ценностно- смысловой позиции.

Средовый подход
педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

3.Цели и задачи


Цель:

Моделирование совместной деятельности семьи и школы по использованию свободного

( каникулярного ) времени в формировании мотивации к познанию и творчеству, гражданского сознания и профессионального самоопределения.

Задачи:

  1. Организация значимой общественно-полезной деятельности и активного отдыха детей, развитие лидерских и организаторских качеств подростков.

  2. Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха.

  3. Формирование у школьников коммуникативных навыков и адекватной самооценки; их социальная адаптация.

  4. Приобщение ребят к здоровому образу жизни, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом.

  5. Создание благоприятной психолого - педагогической атмосферы.

  6. Воспитание чувства любви к Родине, к культуре народа и его традициям.

  7. Формирование общей культуры школьников, поддержание и развитие их творческой активности, интеллекта.


4.Содержание программы


Содержательные блоки программы:

2008-2013г.г.

Осенние каникулы - «Интеллектуальная планета»

Зимние каникулы - «Веселая планета»

Весенние каникулы - «Литературная планета»

Летние каникулы - «Чистая планета»:

Проектная линия летних каникул « От экологии природы к экологии души»

2009-2010г.г.- « Чистая вода»

2010-2011г.г. - « Чистый воздух»

2011-2012г.г.- « Чистая земля»

2012-2013г.г. - « Чистая душа»


Основные направления комплексной программы каникул


Основные направления

Мероприятия

Ответственные исполнители

1

Реализация дополнительных образовательных программ

Реализация долгосрочных дополнительных образовательных программ в период каникул в течение учебного года:

« Эрудит»

« Речь»

« Мир живописи»

«Экологический туризм»

«Экология и химия»

Программа хореографического кружка

« Серпантин»

Программа хорового кружка


Реализация краткосрочных дополнительных образовательных программ в период летних каникул :

« Партерная гимнастика»

« Звонкие голоса»

« Волшебная кисть»

« Клуб общения»

« Час здоровья»

« Юный эколог»

Педагоги дополнительного образования,

2

Организация досуговой деятельности

Проведение игровых программ

Организация праздников

Проведение конкурсных программ

Проведение мероприятий совместно с родителями учащихся.

Педагоги дополнительного образования, руководители МО, классные руководители, библиотекарь, родители учащихся

3

Организация трудовой деятельности подростков

Работа трудовой бригады

Работа в школьных мастерских и кабинете домоводства.

Индивидуальное трудоустройство.

Трудоустройство через центр занятости населения

Проведение мероприятий совместно с родителями учащихся.

Социальный педагог, учителя технологии, классные руководители, родители учащихся.

4

Реализация программ социальной направленности

Изучение природы, истории и культуры родного края, города, района, школы.

Оказание помощи представителям социально незащищенных слоев населения.

Проведение выездных экскурсий

Проведение занятий в « Школе Актива»

Проведение различных акций

совместно с родителями.

Социальный педагог, учителя -предметники,

классные руководители, родители учащихся.

5

Работа с одаренными детьми

Организация исследовательской деятельности учащихся

Проведение школьных и участие в различного уровня предметных олимпиадах, научно- практических конференциях, фестивалях, конкурсах, турнирах.

Проведение заседаний научного общества « Эврика».

Проведение процедур психолого- педагогической и медицинской поддержки и сопровождения школьников

Школьное НОУ

« Эврика»

Руководители МО, Учителя, классные руководители, педагог-психолог, библиотекарь

Родители учащихся

6









Физкультурно- оздоровительная работа

Проведение в течение осенних, зимних, весенних каникул массовых спортивных мероприятий

Организация соревнований совместно с родителями учащихся.

Проведение процедур психолого- педагогической и медицинской поддержки и сопровождения спортивных соревнований

Учителя физкультуры, педагог- организатор ОБЖ, школьный врач, библиотекарь, педагог- психолог, классные руководители, родители учащихся.

7

Работа детьми., оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Предоставление льготных путевок

Индивидуальные консультации социального педагога, психолога

Тренинги

Часы общения

Педагог- психолог

Социальный педагог


Ресурсное обеспечение программы


Нормативно - правовое

  • Форматирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность по выполнению программы;

  • Разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности по реализации программы;

  • Формирование пакета аналитических материалов по итогам отслеживания процесса и результатов реализации программы;

Организационное

  • Организация временных творческих групп для реализации программы;

  • Мобилизация деятельности культурных подразделений школы по выполнению программы;

Программно - методическое

  • Формирование банка методических материалов, позволяющего обеспечить качественное выполнение плана мероприятий по реализации программы;

  • Разработка рекомендаций по технологиям работы с учащимися в период каникул;

Информационное

  • Информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о ходе реализации программы;

  • Размещение материалов на сайте школы;

Мотивационное

  • Разработка механизмов стимулирования результативной деятельности учителей;

  • Деятельность по мотивации учащихся школы и их родителей к участию в мероприятиях программы;

Кадровое

  • Повышение квалификации учителей, реализующих программу;

  • Подбор и расстановка кадров;

  • Модернизация модели методической деятельности школы в соответствии с задачами программы;

Материально - техническое

  • Материально - техническое обеспечение кружковой работы;

  • Приобретение звукоусиливающей аппаратуры;

  • Приобретение сценических костюмов;

  • Приобретение оборудования для школьных мастерских и кабинета домоводства;

  • Приобретение компьютерной техники;

  • Реконструкция школьного стадиона;

Финансовое

  • Составление сметы программы;


5.Механизм реализации программы


Этапы реализации программы

Этапы

задачи

Направления работы

Подготовительный этап-

Май 2008- октябрь 2008

Создание условий для успешной реализации программы

Написание программы

Обсуждение и утверждение его на педагогическом совете

Решение организационных вопросов

Основной этап-

Октябрь 2008- июнь 2013

Организация деятельности по реализации программы

Реализация дополнительных образовательных программ

Организация досуговой деятельности школьников

Организация трудовой занятости учащихся

Реализация программ социально- общественной направленности

Поддержка одаренных детей

Физкультурно- оздоровительная деятельность

Поддержка школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Осуществление психолого- педагогической поддержки

Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников

Совершенствование материально- технической базы

Заключительный этап-

июль 2013-

сентябрь 2013 г

Анализ деятельности по реализации программы

Подведение итогов

Постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию каникулярного отдыха детей и родителей в эти периоды



Осенние каникулы - «Интеллектуальная планета»


Цель доминанта:

Формирование интеллектуальной культуры школьников.


Основные направления

Мероприятия

Ответственные исполнители

1

Реализация дополнительных образовательных программ

  • Фестиваль « Нам вместе интересно»:

Презентация школьных кружков:

« Эрудит»

« Речь»

« Мир живописи»

«Экологический туризм»

«Экология и химия»

« Серпантин»

«Хор»

  • Профориентационные тематические экскурсии воспитанников кружков:

« Эрудит»-лаборантская химии, физики, биологии, географии, математики

« Речь»- абонемент литературных концертов филармонии

« Мир живописи»- абонемент художественного музея

«Экологический туризм» ,»Экология и химия» - экологическая организация Дронт»

« Серпантин, «Хор»- абонемент музыкальных концертов филармонии

Педагоги дополнительного образования, библиотекарь, родители учащихся

2

Организация досуговой деятельности

  • Интеллект- шоу « Посвящение в первоклассники»

  • Интеллект- шоу «Посвящение в пятиклассники»

  • Интеллект- шоу «Посвящение в десятиклассники»

  • Конкурсная программа

« Мисс Осень»

  • Районный фестиваль» Круг друзей»


Зам.директора по ВР,

классные руководители, родители учащихся

3

Организация трудовой деятельности подростков

Работа трудовой бригады

(Трудоустройство через центр занятости населения)


Социальный педагог, учителя технологии, классные руководители, родители учащихся.

4

Реализация проектов социальной направленности

  • Школа актива

  • Проект « Доброе сердце»- сбор вещей для детских домов.

  • Проект « Моя Россия»:

Проведение тематических экскурсий: обзорная экскурсия по городу «Нижегородское ополчение», Выездные экскурсии: «Большое Болдино», « Семенов», « Владимир- Суздаль».

  • Посещение театров, и кинотеатров

Проект: Создание коллажа на тему « Физкульура испорт- альтернатива вредным привычкам»

  • Выпуск экологической газеты

« Чистый родник»

Социальный педагог,

учителя -предметники,

классные руководители, родители учащихся.

5

Работа с одаренными детьми

  • Торжественное открытие школьного НОУ.

Распределение учащихся по секциям НОУ, выбор руководителя.

  • Интернет- кафе

  • «Эрудит-круиз» Интеллектуальная игра

  • Конкурсная программа « Папа, мама, я - интеллектуальная семья»

  • Психологический тренинг « Учимся доказывать»


Школьное НОУ

« Эврика»

Руководители МО, Учителя, классные руководители, педагог-психолог, библиотекарь

Родители учащихся


6










Физкультурно- оздоровительная работа

  • Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»

  • Спортивный праздник « Твой первый старт- первый шаг к здоровью»

  • ( учащиеся 1 классов + воспитанники МДОУ)

  • Клуб « Ритм» (учителя, ученики, родители)

  • Матчевая встреча по футболу на спортивной коробке

(школы района)

  • Секция «Настольный теннис»- соревнования (1-5 класс)

  • Районные соревнования по настольному теннису

  • Секция «Баскетбол»( 7-11класс)

  • Шахматный турнир

« Белая ладья» (1-5)

  • Секция «Волейбол» (6-11 класс)

Учителя физкультуры, педагог- организатор ОБЖ, школьный врач, библиотекарь, педагог- психолог, классные руководители, родители учащихся.

7

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

  • Клуб опекунов «Тактика семейного воспитания»

  • Круглый стол для родителей детей группы риска

  • Индивидуальные консультации социального педагога

  • Индивидуальные консультации психолога

  • Родительское собрание « Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»

Школьный врач, библиотекарь, педагог- психолог, классные руководители, родители учащихся, социальный педагог, органы опеки и попечительства,

правоохранительные органы


Зимние каникулы - « Веселая планета»


Цель доминанта:

Поддержание и развитие творческой активности школьников.


Основные направления

Мероприятия

Ответственные исполнители

1

Реализация дополнительных образовательных программ

  • Творческий отчет кружков

( выставка творческих работ, защита проектов, выступление творческих коллективов)

  • Профориентационные тематические экскурсии воспитанников кружков:

« Эрудит»- лаборантская химии, физики, биологии, географии, математики

« Речь»- абонемент литературных концертов филармонии

« Мир живописи»- абонемент Художественного музея

«Экологический туризм» ,»Экология и химия» - экологическая организация

« Зеленый парус»

« Серпантин, «Хор»- абонемент музыкальных концертов филармонии

Педагоги дополнительного образования,

Классные руководители

родители учащихся

2

Организация досуговой деятельности

  • Новогодние театрализованные представления с участием детей и родителей

« Новогодний калейдоскоп»

  • Конкурс Дедов Морозов и Снегурочек

«Театрализованное представление»

  • Мастерская деда Мороза ( Новогодняя выставка творческих работ учащихся и родителей)

  • Классные новогодние огоньки

  • Новогодняя дискотека

  • Новогодний КВН ( учителя, родители, ученики)

  • Праздничный концерт «Рождественская звезда»

  • Районная новогодняя конкурсно- развлекательная программа « Стар- Шоу

  • Районная Новогодняя ШОУ программа в парке культуры Автозаводского района

  • Районный конкурс рисунков и аппликаций « Новогодняя причуда»

  • Районный конкурс « Наряди елочку для друзей»

  • Новогодняя цирковая программа

Зам.директора по ВР,

классные руководители, родители учащихся,

педагоги дополнительного образования

3

Организация трудовой деятельности подростков

Работа трудовой бригады

(Трудоустройство через центр занятости населения)


Социальный педагог, учителя технологии, классные руководители, родители учащихся.

4

Реализация проектов

социальной направленности

  • Проект « Снежный городок»

  • Проект « Моя Россия»

Экскурсия в Великий Устюг на родину Деда Мороза

  • Проект « Мой труд тебе, родная школа»

  • Выпуск экологической газеты

« Чистый родник»

Социальный педагог,

учителя -предметники,

классные руководители, родители учащихся.

5

Работа с одаренными детьми

  • Интернет- кафе

  • Районный интеллектуальный марафон

  • Проект « Звездный час»

  • Психологический тренинг

« Гимнастика для мозга»

Руководители МО, Учителя, классные руководители, педагог-психолог, библиотекарь

Родители учащихся



6








Физкультурно- оздоровительная работа

  • Веселые старты на свежем воздухе « Зимние забавы»

  • Секция «Настольный теннис»- соревнования (1-5 класс)

  • Районные соревнования по настольному теннису

  • Секция «Баскетбол»( 7-11класс)

  • Шахматный турнир

« Белая ладья» (1-5)

  • Секция «Волейбол» (6-11 класс)

Учителя физкультуры, педагог- организатор ОБЖ, школьный врач, библиотекарь, педагог- психолог, классные руководители, родители учащихся.

7

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

  • Клуб опекунов « Семейные праздники»

  • Круглый стол для родителей детей группы риска

  • Индивидуальные консультации социального педагога

  • Индивидуальные консультации психолога

  • Родительское собрание «Здоровье семьи - Здоровье нации»

Школьный врач, библиотекарь, педагог- психолог, классные руководители, родители учащихся, социальный педагог, органы опеки и попечительства,

правоохранительные органы


Весенние каникулы - «Литературная планета»

Цель доминанта:

Формирование читательской культуры школьников

Основные направления

Мероприятия

Ответственные исполнители

1

Реализация дополнительных образовательных программ

  • Профориентационные тематические экскурсии воспитанников кружков:

« Эрудит»- лаборантская химии, физики, биологии, географии, математики

« Речь»- абонемент литературных концертов филармонии

« Мир живописи»- абонемент Художественного музея

«Экологический туризм» ,»Экология и химия» - экскурсия на завод « Кока- Колы»

« Серпантин, «Хор»- абонемент музыкальных концертов филармонии

Педагоги дополнительного образования,

Классные руководители

родители учащихся

2

Организация досуговой деятельности

Неделя детской книги

  • Читательская конференция «Этот удивительный мир литературы»

  • Конкурс инсценированной сказки (Сказки народов мира)

  • Клуб знатоков « Что? Где? Когда?»

« Путешествие в сказочную литературию» (Встречаются команды учеников и родителей класса)

  • Литературная гостиная

« Сказочники мира так прекрасно разны»

  • Литературная гостиная « Поэзия на все времена»

  • Литературная гостиная « Весенние зарисовки»

Чтение стихов собственного сочинения

Проект « Посвящаю школе…»

  • Ретро- клуб «А ну- ка бабушки!»

  • Праздничная программа «Мама+я»

  • Клуб любителей игры на гитаре.

  • Музыкальная гостиная « Как упоительны в России вечера»

  • День смеха. КВН « Школьные приколы»

  • Праздник « День Воды»(22 марта)

Зам.директора по ВР,

классные руководители, родители учащихся,

педагоги дополнительного образования

3

Организация трудовой деятельности подростков

Работа трудовой бригады

(Трудоустройство через центр занятости населения)


Социальный педагог, учителя технологии, классные руководители, родители учащихся.

4

Реализация проектов

социальной направленности

  • Проект « Книга успеха»

  • Проект « Книжкина больница»

  • Акция « Добрая книга»

  • Выставка технического творчества детей и родителей

  • Выпуск экологической газеты

« Чистый родник»

Социальный педагог,

учителя -предметники,

классные руководители, родители учащихся.

5

Работа с одаренными детьми

  • Интернет- кафе

  • Районный экологический марафон

  • Проект « Минута славы»

  • Работа консультационного пункта по рефератам НОУ ( экологическая тематика)

Исследовательская деятельность:

Руководители МО, Учителя, классные руководители, педагог-психолог, библиотекарь


6










Физкультурно-оздоровительная работа

  • Конкурс ритмической гимнастики

« Грация»

  • Секция «Настольный теннис»- соревнования (1-5 класс)

  • Районные соревнования по настольному теннису

  • Секция «Баскетбол»( 7-11класс)

  • Шахматный турнир

« Белая ладья» (1-5)

  • Секция «Волейбол» (6-11 класс)

Учителя физкультуры, педагог- организатор ОБЖ, школьный врач, библиотекарь, педагог- психолог, классные руководители, родители учащихся.

7

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

  • Клуб опекунов « Конфликты. Пути выхода из конфликтной ситуации»

  • Круглый стол для родителей детей группы риска

  • Индивидуальные консультации социального педагога

  • Индивидуальные консультации психолога

  • Родительское собрание «»

Школьный врач, библиотекарь, педагог- психолог, классные руководители, родители учащихся, социальный педагог, органы опеки и попечительства,

правоохранительные органы


Летние каникулы - « Чистая планета»


Человек вносит все более глубокие изменения в окружающий мир, и он сам не успевает адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Цель экологического образования школьников - образование человека, гражданина Вселенной, способного безопасно жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его не подрывая основ его развития, человека ответственного за другие формы жизни на Земле. Экологически образованный человек должен иметь активную жизненную позицию в вопросах развития цивилизации. Понимание неизбежности экологического образования школьников привело к необходимости организации в образовательном учреждении различных кружков, клубов, центров экологической направленности, которые помогают учащимся ответить на многие вопросы адаптации их к окружающему миру.

Наиболее полно познакомить учеников с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для учащихся: предостаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления учащихся с природой родного края, организации дел по сохранению природы.

Выбирая форму активного экологического образования мы остановили свой выбор на лагере с дневным пребыванием детей. Это наиболее удачная форма в наших условиях, когда на базе школы для учащихся организуется разнообразная деятельность. Выбор пал на данную форму еще и потому, что обстановка лагерной жизни (хотя только и с дневным пребыванием), его режим располагает к путешествиям, походам, экскурсиям , исследовательской деятельности и к тому же это эффективная форма социализации детей.









Механизм реализации

В летний период школа выступает - как школа комплекс экологического образования учащихся.

Цель доминанта:

Формирование экологической культуры школьников

  1. Детский лагерь с дневным пребыванием « Солнышко» (с 3-х разовым питанием) - учащиеся 1-4 классов.

Программа детского лагеря с дневным пребыванием « Солнышко»

Срок реализации программы- 4 года


  1. Детский лагерь с дневным пребыванием « Берегиня» (с 2-х разовым питанием)- учащиеся 5-7 классов

Программа детского лагеря с дневным пребыванием « Берегиня»

Срок реализации программы- 4 года

  1. Экологическая трудовая бригада

  2. Экологический туризм.

Программа экологических экспедиций « Сохраним Волгу вместе» кружка

« Экологический туризм»

Срок реализации программы -4 года

5.Волонтёрское движение « Зеленая команда»


Проектная линия школы- комплекса:

«От экологии природы к экологии души»

2009-2010 -«Чистая вода»

2010-2011-«Чистый воздух»

2011-2012- «Чистая земля»

2012-2013 -«Чистая душа»

Проектная линия «Чистая вода»

2009-2010г.г.

Направление деятельности

«Солнышко»

«Берегиня»

Экологичекий туризм

Экологическая трудовая бригада

Волонтёрское движение

« Зеленая команда»

Реализация дополнительных образовательных программ.

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(3-х разовое питание)

Программа кружка «Зелёный мир».

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(2-х разовое питание)

программа кружка «Юный эколог».

Программа экологических экспедиций

«Сохраним Волгу вместе».



Организация досуговой деятельности

Музыкальная гостиная «Звуки воды».

Игра по станциям «Ярмарка чудес»

Викторина «Вода в жизни человека».

Экологическая игра «По морям, по волнам…»

Музыкально-литературная композиция «Давайте сохраним природу!»

Конкурс поделок из природного материала.

Экскурсия в зоопарк

Пресс -конференция «Вода-удивительное вещество»

Посещение краеведческого музея г.Арзамаса

Посещение фабрики хохломской росписи в г.Семёнова


Выступление агитбригады

« Зеленая команда»


Экологическая сказка

« В царстве морей и океанов»

Организация трудовой деятельности

Сбор и захоронение бытового мусора в районе зеленых стоянок по берегам водоёмов.

Проект « Тебе мой труд, родная школа!»



Реализация проектов социальной направленности

Проект «Голубой патруль»-очистка берега Оки.

Посещение Экологической выставки в МДОУ№111

Выпуск экологической газеты «Чистый родник»

Проект «Клумба школьного двора» - уход за цветниками.

Проект «Память»- уход за цветниками около мемориальных досок герою Шнитникову, Поющеву.

Экологическая экспедиция в г.Арзамас(исследование воды)

Экологическая экспедиция в Керженский заповедник.

Экологическая экспедиция в г.Семёнов.

( исследование воды, метеостанция)


Экологическая экспедиция в поселок Пешелань.

Выполнение социального заказа ЖКХ, Совета общественного самоуправления



Экологические акции « Поможем реке!»

« Чистый город»

Проект « Защитим природу!»

-Развешивание листовок в защиту природы



Проект

« Экоинформация»

Работа с одарёнными детьми

Игра по станциям «Клуб знатоков природы»

Определение тем мини -НОУ по теме «вода»

«Проблемы малых рек и озёр Нижегородского края.»

«Жизнь пруда»

«Как улучшить экологическое состояние озер?»

«Почему запрещено собирать моллюсков в озере?»








Работа консультационного пункта по рефератам НОУ («вода») «Качество питьевой воды».«Источники загрязнения воды»,«Вода вокруг нас»,«Антропогенное воздействие на флору и фауну прибрежной рощи»,«Причины образования карстовых пещер» (экскурсия в Ичалковские пещеры»

Конкурс знатоков «Водоёмы Нижегородского края».

«Правила поведения на воде»

« Проблемы загрязнения водной среды»

Работа консультационного пункта по рефератам НОУ:

« Исследование экологической структуры водного биоценоза и морфофизиологических особенностей гидробионтов в связи с условиями их обитания»

« Жесткость воды и способы ее устранения»

« Загрязнение водных экосистем»

« Реликтовые виды растений озер Нижегородской области»

Загрязнение водных экосистем)



Физкультурно-оздоровительная работа

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры.

Часы Здоровья (учителя физкультуры, психолог, врач)

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры.

Часы Здоровья (учителя физкультуры, психолог, врач)

Ежедневная зарядка

Ежедневная зарядка

Ежедневная зарядка

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Обеспечение льготными путёвками.

Обеспечение льготными путёвками

Обеспечение льготными путёвками

Обязательное принятие в трудовую бригаду»
















Проектная линия «Чистый воздух»

2010-2011г.г.

Направление деятельности

«Солнышко»

«Берегиня»

Экологичекий туризм

Экологическая трудовая бригада

Волонтёрское движение

« Зеленая команда»

Реализация дополнительных образовательныхпрограмм.

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(3-х разовое питание)

Программа кружка «Зелёный мир».

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(2-х разовое питание)

программа кружка «Юный эколог».

Программа экологических экспедиций

«Дыхание Земли»



Организация досуговой деятельности

Игровая программа « Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Устный журнал «Экологический бумеранг»


Музыкально-литературная композиция «Давайте сохраним природу!»

Конкурс поделок из природного материала.

Экскурсия в Стригинский бор

Экскурсия на ГАЗ


Выступление агитбригады

« Зеленая команда»


Экологическая сказка

Организация трудовой деятельности

Сбор и захоронение бытового мусора в районе зеленых стоянок по берегам водоёмов.

Проект « Тебе мой труд, родная школа!»



Реализация проектов социальной направленности

Выпуск экологической газеты «Чистое дыхание»

Проект «Клумба школьного двора» - уход за цветниками.

Проект «Память уход за цветниками около мемориальных досок герою Шнитникову, Поющеву.

Экологическая экспедиция в г. Арзамас (метеостанция)

Экологическая экспедиция на очистные сооружения ГАЗ

Экологическая экспедиция в г.Семенов (метеостанция)

( исследование)


Экологическая экспедиция в парковую зону города Н.Новгорода, зону больших дорог ( исследование воздуха)

Выполнение социального заказа ЖКХ, Совета общественного самоуправления



Экологические акции « Поможем реке!»

« Чистый город»

Проект « Защитим природу!»

-Развешивание листовок в защиту природы



Проект

« Экоинформация»

Работа с одарёнными детьми

Игра по станциям «Клуб знатоков природы»

Определение тем мини -НОУ по теме «Воздух»

«Проблемы больших городов»








Работа консультационного пункта по рефератам НОУ «Воздух»

« Источники загрязнения воздуха в помещениях»

Конкурс знатоков :

« Глобальные проблемы человечества»

Работа консультационного пункта по рефератам НОУ:

« Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»

« Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной»

Влияние антропогенного загрязнения воздуха на здоровье человека»




Физкультурно-оздоровительная работа

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры.

Часы Здоровья (учителя физкультуры, психолог, врач)

Дыхательная гимнастика

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры.

Часы Здоровья (учителя физкультуры, психолог, врач)

Дыхательная гимнастика




Ежедневная зарядка

Ежедневная зарядка








Ежедневная зарядка

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Обеспечение льготными путёвками.

Обеспечение льготными путёвками .

Обеспечение льготными путёвками

Обязательное принятие в трудовую бригаду»






















Проектная линия «Чистая земля»

2011-2012г.г.

Направление деятельности

«Солнышко»

«Берегиня»

Экологичекий туризм

Экологическая трудовая бригада

Волонтёрское движение

« Зеленая команда»

Реализация дополнительных образовательныхпрограмм.

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(3-х разовое питание)

Программа кружка «Зелёный мир».

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(2-х разовое питание)

программа кружка «Юный эколог».

Программа экологических экспедиций

«Сокровища Земли»



Организация досуговой деятельности

Открытие лагерной смены « Мир- цветной луг»

Выставка рисунков «Не разрушай гармонию природы»

Праздник « Бал цветов»

Праздник « В царстве Берендея»

Экологическая агитбригада « Зеленый наряд планеты»

Экологическое путешествие «Говорящие тропы»

Музыкальная гостиная

« Музыка леса»



Выступление агитбригады

« Зеленая команда»


Экологическая сказка

« В царстве природы»

Организация трудовой деятельности

Операция « Фантик»

Сбор и захоронение бытового мусора в районе зеленых стоянок по берегам водоёмов.

Проект « Тебе мой труд, родная школа!»



Реализация проектов социальной направленности

Выпуск экологической газеты «Зеленый наряд планеты»

Проект « Вторая жизнь вещей»( конкурс поделок из бытовых отходов)

Выпуск экологической газеты « Земля- наш общий дом»

Проект « Зеленая аптека Нижнего Новгорода»

Проект « Азбука поведения в природе»

Поход « Удивительный овражек»

Экологическая экспедиция в село Шатки (Арзамаский район)-изучение состава почв (чернозем)

Экологическая экспедиция в г.Красные баки-изучение состава дерново -подзолистых почв

Экологическая экспедиция в г.Перевоз-изучение состава серых лесных почв

Выполнение социального заказа ЖКХ, Совета общественного самоуправления



Экологические акции « Поможем реке!»

« Чистый город»

Проект « Защитим природу!»

-Развешивание листовок в защиту природы



Проект

« Экоинформация»

Работа с одарёнными детьми

Игра по станциям «Клуб знатоков природы»

Определение тем мини -НОУ по теме

«Кто спасет Землю?»

« Загадки природы»








Работа консультационного пункта по рефератам НОУ «Земля »

«Значение и охрана почв»

« Что делать с мусором?»

« Вторая жизнь вещей»

« переработка вторичного сырья»

« Комнатные растения»


Работа консультационного пункта по рефератам НОУ:

«Бытовые отходы и окружающая среда»

«Определение степени влияния антропогенной нагрузки на состав почвообитающих животных»

«Определение основных типов взаимоотношений в биогеоценозе»

Определение пожароопасности лесов Нижегородской области»

Пресс-конференция « Значение и охрана почв»



Физкультурно-оздоровительная работа

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры.

Спортивные эстафеты

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры.

Спортивные эстафеты

Ежедневная зарядка



Спортивные эстафеты

Ежедневная зарядка

Ежедневная зарядка

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Обеспечение льготными путёвками.

Обеспечение льготными путёвками .

Обеспечение льготными путёвками

Обязательное принятие в трудовую бригаду»






















Проектная линия «Чистая душа» 2012-2013г.г.

Направление деятельности

«Солнышко»

«Берегиня»

Экологичекий туризм

Экологическая трудовая бригада

Волонтёрское движение

« Зеленая команда»

Реализация дополнительных образовательныхпрограмм.

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(3-х разовое питание)

Программа кружка «Зелёный мир», «Мир общения»

Программа детского лагеря с дневным прибыванием

(2-х разовое питание)

программа кружка «Юный эколог»,« Мир общения»

Программа экологических экспедиций

« Очевидное-невероятное»



Организация досуговой деятельности

Открытие лагерной смены « Я- житель планеты Земля»

Выставка рисунков «Не разрушай гармонию природы»

«Праздник русской березки»

Выставка творческих работ « Пейзажи моей души», Литературная гостиная

« Картины русской природы в поэзии»

« Музыкальная гостиная

« И жизнь природы нам слышна»



Выступление агитбригады

« Зеленая команда»


Организация трудовой деятельности

Операция « Фантик»

Сбор и захоронение бытового мусора в районе зеленых стоянок по берегам водоёмов.

Проект « Тебе мой труд, родная школа!»



Реализация проектов социальной направленности

Выпуск экологической газеты «Я в Мире- Мир во мне»

Проект « Добрые дела»

Конкурс поделок из природного материала

« Природа и фантазия»


Выпуск экологической газеты « Земля- наш общий дом»

Проект « Жалобная книга природы»

Проект « Неделя вежливости»



Экологическая экспедиция в Ичалковский заповедник (Ледяная пещера)

Экологическая экспедиция в Керженский заповедник

Экологическая экспедиция в ботанический сад

( исследование метеостанция)



Выполнение социального заказа ЖКХ, Совета общественного самоуправления



Экологические акции « Поможем реке!»

« Чистый город»

Проект « Защитим природу!»

-Развешивание листовок в защиту Проект

« Экоинформация»

-«Будь самим собой»

-«Умей сказать нет»

-«Меньше говорите, больше делайте!»


Работа с одарёнными детьми

Игра по станциям «Клуб знатоков природы»

Определение тем мини -НОУ по теме

« Любимый уголок природы»


Работа консультационного пункта по рефератам НОУ

«Чудо родной земли»

« Кто так сказал о Нижегородском крае?»

« Тайны вокруг нас»

« Мир человеческих чувств»

Работа консультационного пункта по рефератам НОУ:«Что такое красота в моде, искусстве, природе?»

« Удивительное рядом»

«Природа эмоций и чувств».Конкурс творческих работ « Я о России напишу стихи…»



Физкультурно-оздоровительная работа

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры. Спортивные эстафеты

Ежедневная зарядка Малые Олимпийские игры. Спортивные эстафеты

Ежедневная зарядка. Спортивные эстафеты

Ежедневная зарядка

Ежедневная зарядка

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Обеспечение льготными путёвками.

Обеспечение льготными путёвками .

Обеспечение льготными путёвками

Обязательное принятие в трудовую бригаду»




Основные направления


Предполагаемые результаты

Реализация дополнительных образовательных программ

  • Увеличение числа реализуемых дополнительных образовательных программ

  • Увеличится доля учащихся, осваивающих дополнительные образовательные программы

Организация досуговой деятельности школьников

  • Каждый учащийся примет участие в досуговой деятельности в период каникул.

Организация трудовой занятости школьников

  • Каждый учащийся примет участие в трудовой деятельности школьников в период каникул.

Реализация программ социальной нравственности

  • Около 58% учащихся будут участвовать в выездных сборах, тренингах, экскурсиях.

  • Около 28% учащихся будут посещать занятия в «Школе актива».

  • Около 35% учащихся примут участие в изучение природы, истории и культуры родного края, города, района, школы.

  • Изменение взаимопонимания между родителями, педагогами, на основе принципов взаимоуважения

Работа с одарёнными детьми

  • Около 38% школьников примут участие в исследовательской деятельности.

  • Будут организованны и отслежены индивидуальные образовательные маршруты около 20% учащихся с формированием «Портфеля достижений».

  • Около 42% подростков примут участие в различного уровня предметных олимпиадах, научно - практических конференциях, фестивалях, конкурсах, турнирах и т.д.

Физкультурно-оздоровительная работа

  • Все учащиеся в каникулярное время в течение учебного года примут участие в массовых спортивных соревнованиях.


Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

  • Психологический комфорт и социальная защишенность в условиях каникулярного времени


7.Диагностика и мониторинг

Вводная диагностика

Социальный запрос учащихся и родителей по организации каникулярного времени.

  • Анкета «Давайте познакомимся»

  • Анкета « Наш лагерь»

  • Уровень тревожности

  • Мониторинг физических показателей(рост, вес)

  • Методика « Познай себя»

( авторС.В.Кульневич,Т.П.Лакоценина)

Пошаговая диагностика

  • Цветопись по результатам мероприятий

  • Уровень психологической комфортности

  • Мониторинг личностного роста учащихся

Итоговая диагностика

Диагностика психоэмоциональной комфортности( проективный тестЭ.Эткинда)

Творческий отзыв « Больше всего мне запомнилось….»

Мониторинг физических показателей

8.Список литературы

  1. Григоренко Ю.Н. , Кострецова У.Ю. «Кипарис: учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе». - М.: Педагогическое общество России, 2001

  2. Григоренко Ю.Н., Пушина А.М. «Здравствуй, наш лагерь». - М., 2003

  3. Шмаков С.А. «Дети на отдыхе. Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому». - 2-изд, доп. - М. 2001

  4. Осипов П.Н. «Стимулирования самовоспитания учащихся». - Казань: Карпол, 1997

  5. Мудрик А.В. «Современный старшеклассник: проблемы самоопределения». - М.: Просвещение, 1977

  6. Гудзовская А.А. «Самоопределение: книга для учащихся и их родителей». - Самара: Волга, 2001

  7. Рогова Р.М. «Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности». - М.: Рос. Акад. Образования

  8. Учебный комплект о Волге, Бюро Юнеско в Москве, 2009г.

  9. «Экология туризма и сервиса» Егоренков Л.И., М.Финансы и статистика, 2003г.

  10. Заповедные места Нижегородской области, Бакалин Е.В., Лукина Н.Н., Волго-Вятское издательство, 1991г.

  11. Нравственно-экологическое воспитание школьников, М., Пять за знание, 2005г.

  12. Экологические тропы. Пособие для слушателей экологической школы, Нижний Новгород, 1991г.

  13. По страницам экологического календаря, Ушакова М.М., Нижний Новгород, 2005г.

  14. Средства оснащения современного экологического практикума. Каталог-справочник, Крисмас+Санкт-Петербург, 2004г.



© 2010-2022