Урок Мастера кинематографа

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

Театральная гостиная

«Мастера кинематографии»







Разработала: преподаватель

истории и право

Логинова А. В.





Рассмотрен и утвержден на заседании

цикловой комиссии ОГСЭ.


Протокол №_____от «____»__________2015г.

Председатель _______________________







Красноярск, 2015

Театральная гостиная

«Мастера кинематографа»

Цели:

  • формирование представлений о понятии кинематограф

  • познакомить учащихся с историей развития кинематографа, вызвать интерес к достижениям мировой культуры.

Задачи:

  • Образовательная - ознакомить учащихся с историей кинематографа.

  • Развивающая - формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры; развивать мышление, память, образное мышление.

  • Воспитательная - способствовать развитию эстетического восприятия киноискусства.

Оборудование: презентация «История кинематографа», кроссворд, фрагмент из кинофильма «Огни большого города», «прибытие поезда», «путешествие на луну», «певец джаза», «путевка в жизнь», « Потемкин», «Старое и новое», «Октябрь», «Чарли Чаплин», «Полиция», «В час ночи»

На доске надпись: ««…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение». М.Горький

1. Организованный момент (слайд №1,2)

2. Ход классного часа

Преподаватель:

Если глаза это зеркало души, то кинематограф это зеркало нашей жизни. С момента появления кинематографа появилась возможность видеть зеркальное отображение истории. Кинематограф сохранил в себе и передал миллионам людей практически все моменты нашей истории, тем самым кино, как вид искусство, остается актуальным и по сегодняшний день.

Но мало кто задаётся вопросом: «А какова же история кинематографа?» Историю появления и развития кинематографа мы сегодня и узнаем.

Давайте, мы прочитаем эпиграф к нашему классному часу (учащиеся читают эпиграф):

«…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение». М.Горький

На нашем классном часе мы познакомимся с выдающимся именам и шедеврам мирового кино; проанализируем произведения мировой художественной культуры, тем самым попытаемся развить эстетическое восприятие киноискусства, путем посещение нашей театральной гостиной и знакомством с мастерами кинематографа.

Учащиеся-историки:

Студент 1 (слайд №3).

Сегодня сложно представить, что в момент своего появления кинематограф не имел ничего общего с искусством и являл собою диковинное техническое изобретение, предназначенное для показа на вертикальном белом экране фотографических снимков в движении, даже изобретатели аппарата «Синематограф» братья Огюст и Луи Люмьер не предполагали, что их детище ожидает такое великое будущее.

И так, история кино начинается в 19 веке.

Для того чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками.

Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1895 г. положило начало успешному развитию кино в XX в

Студент 2 (слайд №4)

(роль в создание кинематографа Луи и Огюстом Люмьер)

Луи Люмьер, Огюст Люмьер и их первые фильмы


(слайд №5)

Урок Мастера кинематографа

Кинематограф братьев Люмьер. 1895 г.

В Париже жили братья Люмьеры - Огюст и Луи. Однажды пришла им в голову идея: что, если изобрести аппарат, который смог бы показывать фотографии, снятые очень быстро, одна за другой? Тогда, пожалуй, люди увидят, как неподвижные фотографии оживут.
Братья Люмьеры были люди деловые: задумались и изобрели киноаппарат. Они, конечно, не все выдумали сами, но остроумно собрали в одном аппарате разные изобретения и 13 февраля 1895 года взяли патент на "аппарат для получения и разглядывания хронофотографических снимков".

Студент 3 (слайд №6)

28 декабря 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок, в «Гранд- кафе» впервые в мире был произведен показ короткометражных сюжетных документальных фильмов. Братья Люмьер, Огюст и Луи, повесили в подвальном зале белый экран, поставили аппарат, который они назвали «кинематограф», закрыли входную дверь и стали вращать ручку аппарата. На экране появился движущийся поезд, зрители первых рядов от страха вскочили с кресел и с криками выбежали из зала.

Так родился новый вид искусства - кино, который очень быстро завоевал популярность в Европе, Азии, затем «переехал » в США, где возникла «фабрика грез» - Голливуд.


(слайд №7)

Урок Мастера кинематографа

Первый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты ». 1895 г.

Первый фильм « Прибытие поезда». За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом XX в

(слайд №8 - видеофрагмент)

Студент 4 (слайд №9)

В тот вечер братья продали всего 35 билетов по одному франку. Не очень большой заработок по сравнению с расходами. Но уже через неделю слух об удивительных движущихся картинах, о появлении на экране живых людей, настоящих машин, паровозов вызвал огромный интерес, и к «Гранд-кафе» стали выстраиваться огромные очереди. В той первой программе было всего 5 коротеньких сюжетов, но публика была в восторге, зрители хлопали в ладоши, заливисто смеялись, когда видели, как мальчишка корчил рожицы, а дворник поливал себя из шланга. Поезда уже никто не боялся, но первых рядов люди еще долго избегали.

Студент 5 (слайд №10)

С того памятного дня начались регулярные сеансы кинематографа братьев Люмьер. Тогда же они стали приглашать таперов исполнять на фортепиано или саксофоне «музыкальное сопровождение», веселое или грустное, быстрое или медленное в соответствии с действием на экране. Затем братья показали еще 10 короткометражек: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», Завтрак младенца» и другие. Быстро распространившаяся молва о необыкновенных движущихся картинках, о кинематографе вынудила братьев искать новые сюжеты, активнее снимать фильмы на пленку.

Студент 6 (слайд №11)

На следующий год после успеха в парижском «Гранд-кафе», которое превратилось в кинотеатр, братья послали в разные страны Европы своих киномехаников с двумя целями: первая - рекламная - демонстрировать фантастические возможности своего кинематографа, вторая - творческая - снимать интересные сюжеты. Они и сами отправились в турне, съездили в Индию, Китай, Японии. К 1903 году в их семейной картотеке насчитывалось свыше 2000 лент с разными сюжетами.

Студент 7 (слайд №12)

Съемку вел в основном Луи, он же занимался усовершенствованием фотоаппарата. Огюст в большей степени был организатором, собирал информацию о новых аппаратах с двигающимися картинками, делал заказы на их приобретение.

В самом начале своей совместной деятельности они заказали кинетоскоп, который производился на предприятиях американского изобретателя Томаса Эдисона. Почему-то Эдисон, человек с коммерческой жилкой, не увидел перспективы в своем детище. Кинетоскоп - маленький ящике одним окуляром - предназначался для просмотра картинок одним человеком. Но в Америке до сегодняшнего дня убеждены в том, что изобретателем кинематографа является Эдисон и никто другой.

Студент 8 (слайд №13)

Люмьеры стояли у истоков нового вида искусства, покорившего позднее миллионы людей по всему миру. В 1898 году Луи снял свой последний фильм - «Страсти Иисусовы», и братья занялись промышленным производством кино- и фототоваров на своей фабрике в Лионе. Они увлеклись идеей создания цветной фотографии, проект которой в начале XX века оказался даже более успешным, чем кинематограф.

Преподаватель

Таким образом, за сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом XX в.

Учащиеся-историки:

Студент 9 (слайд №14)

Первые шаги кинематографа

На первом сеансе братьев Люмьер присутствовал человек, который поверил в будущее кинематографа гораздо больше, чем его первооткрыватели. Этим человеком был фокусник и иллюзионист Жорж Мельес.

Именно он сделал следующий шаг в истории киноискусства. Получив отказ братьев Люмьер на приобретение их киноаппарата, он вскоре по собственным чертежам заказал камеру и приступил к производству фильмов с короткими бытовыми сценками.

Очень скоро он понял возможности нового зрелища и значительно расширил их, используя свой талант иллюзиониста.

Студент 10 (слайд №15)

Деятельность Жоржа Мельеса

- Боже мой, - кричал папа Мельес, - мне не хватает в семье политического критикана! Сегодня он рисует в смешном виде представителей власти, завтра он станет социал - радикалом! Я этого не переживу! Пусть лучше ярмарочные аттракционы, чем шутки над правительством.
Студент 11 (слайд №16)

И молодой Жорж Мельес получил деньги на приобретение крошечного театрика, где он сможет показывать свои фокусы.
Неукротимая энергия молодого карикатуриста нашла себе примерное применение. А у детей Парижа появилось удивительное развлечение - театр фокусов, чудес и необыкновенных превращений. Крошечный, малюсенький, но театр.
Студент 12 (слайд №17, 18)

Со сценой, кулисами, зрительным зальчиком, двадцатисемилетний Жорж наконец доказал всем, что он действительно большой ребенок.
Итак, Жорж Мельес приступил к съемкам собственных кинофильмов. В короткое время он наснимал их несколько дюжин.

С 1896 - 1913 год Мельес снял более 500 фильмов, длительностью от 1 минуты до 40 минут.

Но однажды на съемках в киноаппарате произошла задержка пленки. Через минуту аппарат снова пустили в ход. Его главное открытие - эффект «стоп-кадра».

Студент 1 (слайд №19)


Его фильмы показывают в тридцати ярмарочных балаганах. Заказы поступают из Англии и Америки. Мельес строит киностудию в своем саду Монтрэ. Одну за другой выпускает он сказочные феерии: "Жанну д'Арки "Красную шапочку", "Робинзона Крузо" и "Синюю бороду".

(слайд №20, 21)

В 1902 году с необыкновенным триумфом показывается "Путешествие на Луну"

(слайд №22 - видеосюжет)

Это веселая, добродушная сказка о чудаках, которые сели в снаряд. Очаровательные девушки в коротких платьицах зарядили снарядом пушку, пританцовывая, выстрелили в небо, и мудрецы упали на Луну. Луна сморщилась и чихнула, когда в нее попал снаряд. А мудрецы, проспав ночь на холоде, повстречали на Луне множество чудес и страшилищ, огромных пауков и маленьких увертливых лунатиков, похожих на скелетики.



Студент 2 (слайд №23)

III. КРАХ МЕЛЬЕСА.


Но никакой успех не бывает долгим. Кино слишком сильно зависит от вкусов людей. Сегодня нравится одно и кажется, что это будет нравиться вечно, а завтра зрителей начинает интересовать что-то новое.
Жорж Мельес понимал это лучше, чем кто-либо другой

В своем стремительном движении кино безнадежно обогнало Мельеса. Это не просто неудача, это полный крах.

Преподаватель: (слайд №24)

И так, Мельес - талантливый и добрый человек, добавим мы. - больше всего любивший сказки.

Появлению кинематографа предшествовали изобретения различных технологий создания движущихся рисунков, которые сопровождались звуковым оркестром, что положило открытию немого кино.

(слайд №25)

Величайшим открытием немого кино стало творчество «короля комедии» Чарльза Спенсера Чаплина.



Учащиеся-историки:

Студент 3 (слайд №26)

Чарльза Спенсера Чаплина.

Чарли Чаплин родился 16 апреля 1889года в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла. Его родители - Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Герли) - были эстрадными актерами.

Студент 4 (слайд №27)

. Чарли Чаплин - поистине легендарная личность. Немое кино давно ушло в прошлое, но образ Бродяги, сыгранного Чарли Чаплиным, узнает даже ребенок. Мировая слава не оградила этого великого актера и режиссера от преследований властей. И даже два Оскара - престижнейшие награды США - не уберегли его от опалы.

Урок Мастера кинематографа

Студент 5 (слайд №28)

Мало кто знает, что Чаплин начинал свой жизненный путь в беспросветной нищете. Отец ушел из семьи, когда Чарли был совсем маленьким (почти сразу после его рождения). Мать Чаплина была певицей варьете, и когда у нее на пике карьеры пропал голос, женщина и двое маленьких детей (Чарльз и его брат Сид) оказались в работном доме.

Студент 6

Детям пришлось пойти в так называемую «сиротскую школу». Примечательно, что Чарли Чаплин научился читать намного позже, чем получил свою первую роль. Он очень боялся, что кто-нибудь в театре уличит его в безграмотности, поэтому старался избегать моментов, когда его могли заставить вслух читать отрывки из роли. Он все учил дома, и помогал ему в этом брат.

Урок Мастера кинематографа

Урок Мастера кинематографа

Студент 7 (слайд №29)

Чарли Чаплин был признан как актер, и его гонорары стали зашкаливать за миллион долларов. И это полностью его заслуга. Во-первых, он был очень творческим человеком, и принимал участие в создании фильмов от начала и до конца. Творческую свободу Чаплина нельзя было ограничивать. В конце концов, он сам стал режиссировать свои фильмы, уйдя от приютившего его на первых порах режиссера.

Студент 8

(слайд № 30)

Во-вторых, Чарли Чаплин выступил своего рода новатором, когда решил отойти от «комедии пощечин» и привнести в образ комического героя что-то лиричное. На эту мысль его натолкнули зрители. В фильме «Ссудная касса» герой Чаплина пытается разжалобить канцелярского работника, жестами показывая, что у него несколько маленьких детей, которым нечего будет есть, если отец не добудет денег. Изначально этот момент не был задуман лирическим, но зрители в кинозале думали иначе - многие из них явно переживали, сочувствуя герою, а некоторые даже смахивали слезы.

Урок Мастера кинематографа



Студент 9

(слайд № 31, 32)

Несмотря на то, что немое кино уступило место звуковому, актёрская и режиссёрская техника Чаплина оказала значительное влияние на многих комических актёров. Наиболее заметно это влияние прослеживается в творчестве французского актёра и режиссёра Жака Тати, который снимал звуковые фильмы, широко и с большим успехом используя приёмы немого кино (например, «Каникулы господина Юло»). Образ Чарли чётко прослеживается в творчестве советского клоуна Карандаша. Своеобразным последователем Чаплина можно также считать гонконгского актёра и мастера боевых искусств Джеки Чана, который использует отточенную трюковую технику для создания целых каскадов комедийных ситуациях.

Студент 10

(слайд № 33).

В 1972 году Чаплин во второй раз получил почётного «Оскара». Для этого он приехал на короткое время в США - ему выдали лишь ограниченную визу. 4 марта 1975 года Чаплин был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II.

Самые знаменитые фильмы немого кино XX века (слайд №35, 36)

(слайд №37, 38 - видеофрагмент)

(слайд №39, 40 - видеофрагмент)

(слайд 41, 42 - видеофрагмент)

Преподаватель (слайд 43)

В начале XX в. первые шаги начинает делать отечественное кино. Первые российские фильмы - это документальная хроника, фильмы-репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II, маневры эскадры в Черном море, эпизоды последних лет жизни Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой...

Знаменитый режиссер кино и театра Сергея Михайловича Эйзенштейна, который внес большой вклад в развитие советского кинематографа.

Учащиеся-историки

Студент 11

(слайд №44, 45)

Биография и достижения С.М. Эйзенштейна

Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн (1898-1948) - советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год).
Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа

С. М. Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в немецко-русской семье инженера.

Отец: Михаил Осипович Эйзенштейн

Мать: Юлия Ивановна

Студент 12

(слайд №46)

Изучал три иностранных языка. Окончил Рижское училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем в Красную армию.

Поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921-22 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта, преподавал различные дисциплины. Тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 году опубликовал свой творческий манифест «Монтаж аттракционов».

Студент 1

(слайд №47)

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, отправился в путешествие за рубеж. Это была официальная поездка, целью которой было :узнать больше о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальный монтаж» в Брюссельском университете.

Студент 2

(Слайд №48,49, 50 - видеофрагмент).

Сценарий фильма, по которому снимался фильм броненосец «Потемкин», основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потёмкин» команда подняла восстание и захватила корабль.

Немой фильм был озвучен в 1930 году, восстановлен в 1950 году и переиздан в 1976 году на киностудии «Мосфильм».

Студент 3

(Слайд №51, 52, 53 - видеофрагмент).

Две следующие ленты - «Октябрь»(1927) и «Старое и новое» (1929) - отражают следующий этап в творчестве режиссёра, когда от идеи «монтажа аттракционов» он логически пришёл к своего рода «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино» и реализованной в ряде усложненных метафор.

«Октябрь» завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую «Стачкой» и «Броненосцем «Потёмкиным».

Студент 4

(Слайд №54, 55 - видеофрагмент)

Обратившись в фильме «Старое и новое» к жизни советской деревни в канун великого перелома, когда началось осуществление сталинского плана коллективизации, Эйзенштейн, как и в двукратной попытке постановки «Бежина луга» (1935-1937), вступает в существенное противоречие между своим методом и действительностью.

Преподаватель.

(слайд 56)

Многообразие творчества Сергея Эйзенштейна оказало и продолжит оказывать глубокое влияние на развитие советского и мирового кино.

Учащиеся-историки:

Студент 5

(слайд 57)

Выдающийся мастер немого кино, Чарли Чаплин и другие не мало знаменитые актеры с болью переживал наступление эры звукового и цветного кино.

Но остановить ход истории и развития техники уже было не в его силах.

С киноэкранов звук зазвучал еще на рубеже 20-30-х годов. У зрителей, привыкших к титрам, к комментариям специальных актеров за экраном, к музыке таперов или целых оркестров, сопровождавших демонстрацию фильма, появилась возможность услышать живой звук, синхронно звучащую с игрой речь актеров.

Студент 6 (слайд 58, 59 - видеофрагмент, 60)

Первый звуковой фильм «Певец джаза» был снят в Америке в 1927 г.

Огромные прибыли от проката положили начало массовому выпуску звуковых фильмов.

(слайд №61, 62 - видеофрагмент)

Первым отечественным звуковым фильмом стала «Путевка в жизнь» (1931) режиссера Николая Экка

Преподаватель:

(слайд 63, 64, 65)

Сегодня смотреть кино в кинотеатрах и ходить на интересные театральные спектакли не просто модно и гламурно, это позволяет развить в себе полнейшую гамму чувств, которую человек не может получить из других областей своей жизни.

Таким образом, появление кинематографа, мы обязаны таким знаменитым деятелям искусств, которые оставили глубокий след в развитии кино и по сегодняшний день. Благодаря таким людям как братья Люмьер, которые изобрели первый «Синематограф», Жорж Мельес, который сделал первый попытку перейти от черно - белого к цветному кино, режиссер Эйзенштейн, из фильмов которого мы узнаем о истории своего государство.

Таким образом, как говорил отец истории Геродот: «нельзя познать настоящее и будущее не узнав прошлое. А мастера кинематографа - это и есть наше будущее в лице прошлых лет.

3. Закрепление (слайд № 66)

Ребята на ваших столах лежат листочки с кроссвордом, я предлагаю вам проверить себя на то, как внимательно вы слушали наш классный час. На отгадывание кроссворда отводиться 3 минуты.

Желаю вам удачи.

Решение кроссворда на тему: «Кинематограф»

Урок Мастера кинематографа

На экране демонстрируются вопросы к кроссворду. После окончания, обучающиеся проверяют себя на правильность своего кроссворда.

слайд (№67) - ответы на кроссворд

Преподаватель:

(слайд №68)

Тему классного часа мы выбрали с Вами не случайно, так как 2016 год - объявлен годом кино. Предлагаю на новогодних праздниках посетить кинотеатры г. Красноярска.

(слайд №69)

Спасибо за внимание, наш классный час подошел к концу.



© 2010-2022