Доклад Конфликты на урока и пути их разрешения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конфликты на урока и пути их разрешения

Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива.

Василий Александрович Сухомлинский

Сейчас много говорят о педагогическом мастерстве. И это закономерно. Без постоянного повышения педагогического мастерства нельзя справиться с теми задачами, которые стоят перед современной школой. Из чего же складывается педагогическое мастерство?

  1. Доскональное знание предмета

  2. Знание моральных и этических норм

  3. Знание методики преподавания

Но ведь есть учителя, прекрасно знающие свой предмет, хорошо владеющие методикой, а урок ведут, как будто тяжелый камень в гору поднимают. Они без конца делают замечания ученикам, кричат на них, ставят в угол, выгоняют из класса, посылают за родителями, зовут кого-нибудь из администрации на помощь - словом, ведут с учащимися постоянную и упорную борьбу, конфликтуют, но элементарной дисциплины на уроках добиться не могут. В чем же дело? А дело все в том, что учитель не владеет еще одной, очень важной, составляющей педагогического мастерства - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТАКТОМ.

Что такое педагогический такт? В широком понимании, это бережное отношение к человеческому достоинству ребенка, умение найти подход к учащимся, соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе. Тактичный преподаватель - это внимательный, вежливый, приветливый и уравновешенный преподаватель.

Педагогический такт - характернейший профессиональный признак учителя. Это то же, что голос для певца или слух для музыканта.

Ученики не раскрываются перед бестактным учителем, не делятся с ним своими мыслями, не обращаются к ним за советом и нередко начинают активно противодействовать таким учителям, умышленно нарушать дисциплину. Тогда между учителями и учениками возникают различные конфликтные ситуации, образуется атмосфера скрытой, а часто и откровенной неприязни. Учителя стремятся сломить учеников, а те всячески досаждают своим учителям. Приведу несколько примеров:

Пример 1:

Ученик, на которого закричал учитель, сказал: «Прошу на меня не кричать!» Учитель вместо того, чтобы спокойно и с достоинством ответить, снова

закричал: «Ты не дорос, чтобы указывать, как мне быть! Ты не имеешь права мне так говорить!» А ведь ученик ничего плохого не сделал, он отстаивал свое достоинство и совсем не посягал на авторитет педагога. Что можно было ответить такому ученику? Ну, например: «Хорошо, я не буду на тебя кричать, но ты должен понять, что меня очень беспокоит твое поведение». Необходимо разумно, сохраняя чувство собственного достоинства, найти выход из создавшейся ситуации. Это будет лучше для всех.

Пример 2:

Учительница проверяет в классе домашнее задание. Почти никто из учеников его не выполнил. Задание для них оказалось непосильным. Так во всяком случае они заявляют и просят еще раз объяснить им материал. Учительнице же кажется, что учащиеся умышленно не выполнили домашнее задание. Вызванным к доске ученикам она ставит двойки. Учащиеся недовольны. Двоим учительница предлагает покинуть класс. Они не подчиняются. Тогда учительница посылает за завучем. Приходит завуч, класс смолкает. Порядок будет восстановлен, но слишком дорогой ценой - за счет авторитета учительницы. Сегодня учительница победила, но еще несколько таких побед, и, возможно, учащиеся не захотят не только выполнять домашние задания, но и слушать ее объяснения. В подобном случае тактичный учитель избежал бы конфликта с учащимися. Он сориентировался бы в ситуации, которая сложилась, учел просьбу учащихся и, конечно, сам устранил конфликт, не прибегая к помощи завуча.

Можно ли научиться педагогическому такту? Не просто можно научиться, а необходимо учиться. Причем постоянно, каждый день, на каждом уроке.

Можно выделить шесть качеств, которые должен развивать в себе педагог, чтобы овладеть педагогическим тактом: НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ДОВЕРИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ. Рассмотрим подробнее каждое из этих качеств:

  1. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Это одна из наиболее важных профессиональных черт педагога. Наблюдательный учитель почти точно может определить, в какой мере учащиеся готовы выполнить его требования, установить силу их сопротивления и степень их уступчивости. Вот на последней парте ученик засмотрелся в окно или задумался и не слушает учителя. В этом случае достаточно только слегка повысить голос, посмотреть в сторону ученика или

подойти к нему, и он снова включится в работу. Другой - старательный ученик - по каким-то причинам не выполнил домашнего задания. Раньше с ним такого не случалось. Возможно, лучше сегодня к доске его не вызывать, а после уроков выяснить, почему он не выполнил домашнего задания.

Но быть наблюдательным не означает все фиксировать, как на пленку, и на все обязательно реагировать. Тактичный педагог умеет все видеть, но не все замечать. Бестактный учитель начинает акцентировать внимание на каждом случае невнимательности учащихся. Такой учитель как будто специально ходит по классу, присматривается, к чему бы можно было придраться. «Ты куда смотришь? Где твои руки? Что ты там держишь? Дай сюда!» - такими замечаниями он все время прерывает свой урок. Такой педагог наблюдательный, но не тактичный. Тактичный педагог умеет не только видеть, но и умело реагировать, а что-то не замечать.

  1. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Ученики болезненно реагируют на то, как относится к ним учитель, особенно тогда, когда они его любят и уважают. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка, но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти и посмотреть в их сторону. Известно, что некоторые ребята нарушают дисциплину умышленно, чтобы привлечь внимание учителя.

Бестактные учителя не умеют слушать своих учеников. Одни не дают им высказать свою мысль, подсказывают им, нервируют их, другие - все время молчат, стремясь ничем не выдать своего отношения к ответу. Трудно ученикам с такими учителями. Учащиеся нередко говорят между собой: «Я хорошо знал эту тему, но учитель, ты знаешь, какой он, не дал мне договорить. Если бы он не перебивал, я бы ответил на пятерку». Учащиеся ценят учителей, которые умеют одинаково хорошо говорить и слушать.

  1. ДОВЕРИЕ

Дети еще не могут сами правильно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки учителей. Поэтому учитель должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.

Один учащийся ни за что не хотел учить стихи, мотивируя это тем, что у него плохая память. Как потом выяснилось, такую характеристику дала ему учительница. Ученик сразу и охотно с ней согласился. На самом деле ученику не хватало не столько памяти, сколько прилежания. А если бы у него действительно обнаружилась бы недостаточная память, то учителю следовало бы избегать всего, что могло бы породить в ребенке неуверенность в своих способностях.

Особенно бестактны бывают те учителя, которые пессимистически относятся к будущему своих учеников и при каждом удобном случае считают необходимым сказать им об этом: «Ни на что ты не способный!», «Не сдать тебе никакого ЕГЭ!». Тактичный учитель удерживается даже от намеков, что он не верит в способности какого-либо из учеников.

Или вот еще пример. В конце четверти проводится анализ контрольных работ. Учитель дает комментарии оценкам:

- Иванов - четыре. Нашла у тебя все-таки одну ошибку. (Этот ученик - отличник)

- Петров - тоже четыре. (И больше ни слова. А у ученика первая четверка. Раньше ему ставили тройки и даже двойки).

- Сидоров - снова двойка. Еще одна. Предыдущих тебе, наверное, мало.

Надеюсь, вы понимаете, в чем бестактность таких оценочных суждений. А вот как это могло бы прозвучать:

- Иванов - четыре. Хорошая, как всегда работа. Но, к сожалению, в ней обнаружилась одна ошибка. Ошибка, понимаю, случайная, но все-таки ошибка.

- Петров - тоже четыре. Поздравляю, молодец! Так держать!

- Сидоров - у тебя в этот раз только семь ошибок. Это в два раза меньше, чем было в предыдущей работе. Сдвиги значительные. Осталось немного - и ты покончишь со своими двойками. Надеюсь, что сегодняшняя будет последней.

С учениками можно и нужно говорить об их неудовлетворительных оценках, но они должны верить, что их неудачи являются временными. Каждая неудовлетворительная отметка, которую ставит учитель, должна мобилизовать учеников на более интенсивный труд.

  1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

На вопрос, какие черты они больше ценят в учителе, учащиеся чаще всего отвечают: справедливость.

Пример. Два урока, посвященных анализу контрольных работ. На первом уроке ученики спокойны, сосредоточены, внимательно слушают своего учителя. Только один ученик (новенький в классе) говорит соседу по парте:

- У тебя ведь только две ошибки, а он поставил тебе тройку. Это же несправедливо.

- Не говори глупостей, - не дал ему договорить сосед - слушай лучше.

Больше ни у кого не возникло сомнений, что их работы оценены неправильно.

Совершенно по-другому прошел урок у другого учителя. Ученики все время волновались, старались как можно быстрее узнать, какие у них отметки. Получив тетради, они начали подсчитывать, сколько у кого ошибок. Большинство учеников были неудовлетворенны своими отметками. Посыпались вопросы: «Почему мне поставили тройку? Разве у меня грубей ошибки, чем у него?», «Вы мне одну и ту же ошибку посчитали дважды! Разве можно за это ставить двойки?» Отвечая на эти вопросы, учитель затратил много времени. Об эффективности подобного урока говорить не приходится.

Учитель должен быть не только справедливым по отношению к учащимся, но и уметь убедить их в правильности своего суждения. Например, когда учитель проявляет особенное внимание к отдельным ученикам, оно должно быть мотивированно и понятно для других (плохое состояние здоровья, сложные домашние условия и так далее).

Несправедливыми могут показаться учителя умышленно (с целью стимулирования учеников) завышающие отметки. Балльная отметка ставится исключительно за знания. Маневрировать учитель может только оценочными суждениями, которые могут расходиться с балльной отметкой. Например, ученик допустил много ошибок и получил тройку, но при этом вложил в свою работу много старания. Оценочное суждение в таком случае будет значительно выше, чем балльная отметка.

Бестактность учителя может проявиться и в непоследовательности или непостоянстве требований. О таком учители ребята говорят: «Он сам не знает, чего хочет», «Он уже забыл, о чем говорил вчера». Непоследовательность учителя вначале удивляет учеников, потом раздражает их, выводит из равновесия, и в конечном счете они перестают его слушать и даже делают наперекор.

  1. ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

Для педагогического такта учителя большое, а иногда и решающее значение имеют такие волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что учитель должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может вспыхнуть, взорваться, но такие свои вспышки он всегда должен контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на профессию.

В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к форме осуждения, которая даст возможность учителю отложить свое решение. Например: «А с тобой у меня будет отдельный разговор» или «Сейчас у меня нет времени с тобой заниматься». Когда учитель, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение ученику или всему классу.

Однажды, будучи еще молодым учителем, - вспоминает Иван Емельянович Синица, - я не сдержался. Кричал на учеников, угрожал самыми страшными наказаниями, выталкивал из класса. Неприятное это было зрелище. Потом стыдился ученикам в глаза смотреть. На второй день заходит мой старший коллега. Я думал, будет успокаивать меня, доказывать, что дети сейчас не такие и тому подобное. Он же спросил меня:

- Ты не собираешься работать в школе?

- Почему? Я люблю школу, - ответил я.

- Школу надо еще и знать. Школа не музей, где все экспонаты лежат или стоят и всегда будут лежать или стоять на своем месте, пока ты сам их не переставишь. Школа - живые люди. Ты пришел к людям. Постарайся и сам быть человеком.

Еще хотелось бы напомнить об обычной вежливости в отношениях с учениками. Невежливый педагог очень часто бывает и нетактичным. В основе вежливости лежат доброжелательность и чуткость по отношению к ученикам. Есть категория учителей, которые в учительской довольно корректные, приятные люди, но, как только переступают порог класса, сразу становятся суровыми и неприветливыми. Многие бестактные учителя любят и своих учеников, и свою профессию, но ошибочно считают, что учащихся следует держать в «ежовых рукавицах», чтобы они немного, но боялись учителя. Поэтому неудивительно, что на уроках таких преподавателей даже успевающие ученики не проявляют особенного желания отвечать, ибо знают, что это связано с риском быть оскорбленными. По этой же причине они не обращаются к учителю, ни о чем не спрашивают его, стремясь не привлекать внимания учителя.

Учителя - живые люди и им тоже свойственно ошибаться. Если учитель допустил бестактность по отношению к учащимся, необходимо извиниться. При этом авторитет педагога нисколько не пострадает, даже наоборот - возрастет.

Иван Емельянович Синица - доктор психологических наук и педагог - в своей книге «С чего начинается педагогическое мастерство» предлагает своеобразный свод правил, которые необходимо соблюдать учителям, стремящимся повысить свое педагогическое мастерство:


  1. Уважайте своих учеников. Берегите и собственное достоинство.

  2. Не подчеркивайте без особой необходимости своего превосходства перед учениками.

  3. Используйте весь диапазон педагогического стимулирования, но будьте щедрее на похвалы и скупее на наказания.

  4. Учитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, избегайте крика. Крик унижает педагога, свидетельствует о его бессилии.

  5. Не принимайте решений в состоянии раздражения.

  6. Не злоупотребляйте жалобами на учеников их родителям.

  7. Берегите доверие своих учеников.

Чтобы быть тактичным недостаточно усвоить ряд педагогических правил и приемов. Педагогический такт - это постоянное творчество учителя. Так что давайте творить, уважаемые педагоги.

Начала я сегодня со слов Сухомлинского, закончить хочу также цитатами двух великих педагогов:

«Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мелочна».

Януш Корчак

«Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».

Антон Семенович Макаренко














Литература


1. Синица И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя: - М.: Педагогика, 1983.

2. Демакова И. Д. С верою в ученика: Особенности воспитат. работы клас. руководителя: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989.

3. Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М.: Педагогика, 1990.

4. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение,1990.


© 2010-2022