Час общения Проблема под микроскопом

Воспитательный час общения позволяет классному руководителю дать представление учащимся о понятии «проблема»; научить их выделять и оформлять проблему; познакомить детей с различными способами решения личностных проблем; развивать навыки употребления полученных знаний на смоделированных проблемных ситуациях; воспитывать устойчивую и активную личность. В ходе мероприятия используются карточки - матрицы тестовых заданий (для определения уровня сопротивляемости проблемам), отрывки из детского юмори...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема под микроскопом


Цели и задачи

мероприятия: дать представление учащимся о понятии «проблема»;

научить детей выделять и оформлять проблему;

познакомить учащихся с различными способами решения личностных проблем;

развивать навыки употребления полученных знаний на смоделированных проблемных ситуациях;

воспитывать устойчивую и активную личность.

Оборудование: карточки - матрицы тестов, репродукции картин, видеосюжет из

журнала «Ералаш», иллюстративный материал.

Форма проведения: час общения с элементами дискуссии.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Учитель.

Проблемы школьные, проблемы вечные

Под микроскопом рассмотрим мы.

Вопросы сложные, задачки хитрые

Решим в кругу своём и я, и вы.

Как относиться друг к другу в школе.

Уметь трудиться и быть на высоте,

Лень осудить, учиться без неволи,

Жить в постоянной творческой борьбе.

Проблемы есть, но цели достижимы.

Так рвитесь в бой, победой одержимы.

Пускай души не меркнет огонёк

И на пути не пройденных дорог.

Учитель. Я недаром заговорила о проблемах, ведь именно сегодня на часе общения мы попытаемся научиться решать некоторые из них. Но перед тем как начать работу над данным вопросом, предлагаю вам проверить и оценить свои способности противостоять проблемам, побеждать их. Перед вами специальные листы, в которые вы занесёте свой вариант ответа.

(Под музыку учащиеся заполняют бланк)

  1. Вы чем-то очень расстроены. Что вы делаете в таком случае?

А) иду к хорошим друзьям;

Б) «жалею» сам себя, отсиживаясь дома;

В) занимаюсь любимым делом, чтобы отвлечься.

  1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях?

А) нет, это мне не помогло бы;

Б) да, если есть подходящий собеседник;

В) не всегда, людям достаточно своих проблем.

  1. Сильно ли вы переживаете неприятности?

А) всегда и очень тяжело;

Б) всё зависит от обстоятельств;

В) смеряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.

  1. Близкий человек обидел вас. Как вы поступите?

А) «спрячусь в свою раковину»;

Б) потребую объяснений;

В) расскажу любому, кто готов слушать.

Учитель. Ребята! Давайте обработаем полученные результаты с помощью таблицы.

(Учащиеся подсчитывают баллы и определяют общий результат)

№ вопроса

Варианты ответов

а

б

В

1

2

4

0

2

3

1

2

3

4

0

2

4

0

0

1

Учитель. Полученная сумма баллов характеризует ваш уровень сопротивляемости проблемам.

(Учитель зачитывает характеристики)

2-7 баллов. Вы легко миритесь с неприятностями, даже бедами, так как способны оценить их.

8-13 баллов. Вы не склонны жалеть себя. Слабость вам не присуща. Проблемы для вас не сложная задача.

14-19 баллов. Из самых сложных ситуаций вы найдёте выход. У вас волевой и сильный характер, поэтому проблемы обходят вас стороной.

Учитель. Данный тест показывает, что многие из вас способны разрешить возникшие проблемы!

Ребята! А что вы понимаете под термином «проблема»?

Можно ли определить по внешним признакам наличие проблем у людей?

Чтобы доказать это, я предлагаю группам рассмотреть репродукции картин и попробовать выделить, сформулировать проблемы у изображённых на полотнах людей (В. Перов «Рыболов», И. Репин «Бурлаки на Волге», В. Васнецов «Аленушка», Ф. Решетников «Опять двойка»).

(После обсуждения в группах, учащиеся делегируют выступающего, который называет увиденные проблемы, пытаясь обосновать мнение группы)

Итак, мы выяснили, что внешние признаки - свидетельство глубоких внутренних переживаний. Проблемы доставляют людям большие неприятности и даже приводят к трагедиям, поэтому они требуют разрешения.

Предлагаю вам рассмотреть миниатюры обсудить и сформулировать увиденные проблемы.

(Учащиеся демонстрируют миниатюры, каждую из которых обсуждают и выделяют проблемы героев)


Миниатюра «Новая жизнь»

«Давно пора взяться за уроки, а я лежу себя, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов…Помню где-то читал, что Моцарт уже в 3 года музыку сочинял. А я? Я даже бабушки письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности! Два раза проспал. По физкультуре - пара: забыл дома кеды. По литературе трояк: не мог вспомнить как звали коня вещего Олега… Нет так дальше не пойдёт. Пора начинать новую жизнь! И никаких поблажек!»

Миниатюра «Злощастный понедельник»

- Так и знала! Ведь сегодня понедельник!

- Понедельник? Ну и что?

- Что-что! А то, что в понедельник со мной всякие неприятности происходят. Вот и сегодня: авторучку потеряла четырёхцветную.

Миниатюра «В мире животных»

- Стой! Бык, стой! Ну, погоди!

- Привет, Осёл!

- Косой, ну косой, дай задачку списать!

Миниатюра «В кабинете директора»

- А, это ты, Брюквин? Входи, входи, давно тебя дожидаюсь. Видишь, какая тебе честь: сам директор школы отложил свои дела, чтобы с тобой побеседовать!

- Я больше не буду…

- Ага, знает кошка, чьё мясо съела! Значит, предчувствуешь, о чём пойдёт разговор?

- Я больше не буду…

- Это мы уже слышали. Вот передо мной целый список твоих приключений. Просто какой-то мифологический герой! Двенадцать подвигов Геракла!

- Я больше не буду…

- Начнём с первого апреля. В этот день тебя не было в школе. Так думали учителя. А на самом деле ты все уроки просидел под партой - это была твоя «первоапрельская шутка»…

- Я больше не буду…

- Четвёртого апреля, в понедельник, на уроке физкультуры ты забросил в баскетбольную корзину портфель ученицы Анны Карноуховой, который упал на голову твоему однокласснику Петухову!

- Я больше не буду…

- Одиннадцатого апреля во время перемены ты демонстрировал приёмы карате, в результате чего пробил ногой перегородку и влетел в учительскую!..

- Я больше не буду…

- Во вторник 12 апреля, ты забрался в кабинет химии и пытался растворить в азотной кислоте свой дневник, но, к счастью, не нашлось подходящей посуды…

- Я больше не буду…

- Вчера на уроке литературы ты получил две двойки. Одну за то, что подсказывал, а вторую за то, что подсказывал неправильно: по-твоему, выходит, что Муму - это кличка коровы, которая утопилась, не выдержав самодурство барыни…

- Я больше не буду…

- Ну что мне с тобой делать, Брюквин?! А ведь при желании ты можешь хорошо учиться. Вот, например, в прошлом месяце ты получил вполне заслуженные 11 балов по математике!

Я больше не буду…

Учитель. Ребята! Сейчас попытайтесь назвать проблемы, которые актуальны для вашего возраста.

(Учащиеся называют проблемы)

А какие проблемы вы уже разрешили?

Можно ли прожить без проблем?

Как можно объяснить не одинаковое количество проблем у разных людей?

Что нужно делать для того, чтобы преодолеть проблему?

(Учащиеся отвечают и пытаются самостоятельно сделать вывод)

Учитель. Я думаю, вы поняли: проблем много и их наличие у человека - естественное явление. А сейчас самый важный момент часа общения - вы попробуйте про себя сформулировать свою проблему, те сложные вопросы, ситуации, волнующие вас больше всего.

(Учащиеся делятся своими проблемами)

Учитель. Ребята! Проблема напоминает айсберг, большая часть которого находится глубоко под водой и недоступна простому взгляду. Плохой капитан может привести корабль к катастрофе, если он видит только верхушку. Нужно обладать достаточными знаниями, чтобы вовремя оценить опасность и выйти из сложной ситуации. Вы - капитаны своей жизни. Чтобы не попасть в беду, стоит посмотреть на то, что перед тобой с близкого расстояния. Давайте представим, что у нас есть волшебный микроскоп, и провести следственный эксперимент, используя алгоритм исследования проблем.

Алгоритм исследования.

  1. Когда возникла эта проблема?

  2. Как долго она существует?

  3. С чем или с кем она связана?

  4. Сложная ли она?

  5. Можно ли её решить самостоятельно?

  6. Кто может помочь в этом?

Учитель. Имея алгоритм исследования проблемы, проанализируем сюжет из тележурнала «Ералаш».

(Учащиеся определяют проблему)

Учитель. Ребята! Мы изучили алгоритм исследования проблемы и провели на практике. Я надеюсь, что данный алгоритм позволит вам провести исследование своих проблем. А теперь я предлагаю провести совместную работу по составлению действий решения проблем.

(Учитель знакомит учащихся с алгоритмом действия решения проблем, но на плакате видны только ступеньки, а содержание закрыто)

Учитель. Каждая ступенька имеет свое название. Давайте пройдем этот путь вместе. Что нужно сделать, чтобы проблема исчезла? Действия должны быть очень точными. Нужно проложить такой путь, чтобы по нему можно было пройти всем. Возможно, по этой лестнице придется подниматься неоднократно, потому что у человека могут возникать новые проблемы. Подсказываю, что два первых шага вы уже сделали!

(Учитель по ходу обсуждения задаёт вопросы, позволяющие подняться выше)

1. Вы увидели свою проблему.

2. Вы узнали про свою проблему всё.

3. Захотите ли вы решить свою проблему?

4. Что вы станете предпринимать, чтобы решить проблему?

5. Если составлен план действий, что остаётся?

6. Вы постарались решить проблему, как вы поступите дальше?

7. На последнем этапе, оцените ли вы пройденный путь?

Учитель. Ребята! Вы прекрасно взошли на последнюю, победную ступень. Я надеюсь, что этот алгоритм действий обязательно поможет разрешить сказанную про себя проблему.

Учитель. Ребята! У нас в гостях маска откровения, которая пришла рассказать о своей проблеме и надеется на ваши советы.

МАСКА: Я признаюсь, что являюсь очень ленивым человеком и от этого страдаю не только я, но и мои родители, друзья. Помогите, дайте совет, как преодолеть лень?

(Ребята дают советы маске)

Примерные советы:

  1. Маска! Вы видите свою проблему, и это обнадёживает, что вам под силу её преодолеть!

  2. Составьте распорядок дня и беспрекословно выполняйте его!

Маска. Это я уже пробовала. Дальше вторника не выдерживаю. Прихожу со школы и занимаюсь любимым делом - смотрю телевизор, а мама говорит: «Лентяйничаю».

Примерные советы:

  1. А можно просто найти увлекательное дело: посещать спортивную секцию и тренажёрный зал. По себе знаю, очень стимулирует и подтягивает.

Учитель. Уважаемые взрослые! Может быть, у вас найдутся советы, для Маски как преодолеть лень?

(Рекомендации психолога, родителей)

Маска. Спасибо! Вы помогли мне почувствовать, что я смогу преодолеть эту проблему.

Учитель. Да! Проблема требует решения, если её не решать, она может расти как снежныё ком; рано или поздно она всё равно разрешится, но неблагоприятных условий будет больше; человек должен быть активен в решении собственных проблем. Желаю вам иметь как можно меньше проблем. Пусть только радость и счастье сопутствует вам. И напоследок хочу угостить вас сладкими трубочками, начиненными советами мудрых, выдающихся писателей, философов и поэтов.

(Ребята читают пожелания)

Пример:

1. Жизнь - это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик. А. Чехов.

2. Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться. Р.Бах.

3. Улыбайся жизни и жизнь улыбнется тебе. Т. Фуллер.

4. Без истинной дружбы жизнь - ничто. Цицерон.

Учитель. Я прошу каждого, уходя, оставить свой бейджик в одном из сосудов:

красном - очень понравилось, активно участвовал; зелёном - понравилось, но не успел принять активное участие; жёлтом - чувствовал себя лишним.


© 2010-2022