Методы и средства обучения

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Метод (от греч. Metodos - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наиболее обоснованные классификации методов обучения:

- Традиционная классификация. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Выделяются следующие методы: практический (опыт,упражнение), наглядный (иллюстрация), словесный (беседа, лекция), работа с книгой (чтение, изложение), видеометод (просмотр, обучение).

- Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

- Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Общий признак: тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности, напряженности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

- Классификация методов обучения по дидактическим целям. Две группы методов: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

- Классификация, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. Выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учеников. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает содержание образования и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Когда же выбор методов и средств оказывается стандартным в любых условиях, независимо от специфики решаемых задач, то эффективность обучения оказывается ниже ожидаемой.

Характеристика методов обучения.

Метод

Суть

Условия применения

Рассказ

Монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Основная функция: обучающая.

При рассказе учитель должен: пользоваться простым и доступным языком, иметь четкую логику изложения, подкреплять другими методами обучения (иллюстрация, обсуждение), учитывать место и время проведения, а также возраст и возможности учащихся.

Беседа

С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к применению уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Основная функция: побуждающая.

Педагог должен: определить тему беседы, подобрать наглядные пособия, подготовить вопросы (краткие, четкие, содержательные), продумать методику организации и проведения беседы, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, поддерживать контакт с учениками.

Демонстрация

Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет; надо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумать пояснения при демонстрации явлений; привлекать самих учеников к нахождению нужной

информации в наглядном пособии.

Иллюстрация

Предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт и т. п.

Лабораторный метод

Учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Необходимо: наличие лабораторного оборудования, тщательная подготовка преподавателей и учащихся.

Метод

Суть

Условия применения

Практический метод

Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений (применение теории на практике), а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Необходимо формировать у учащихся привычку тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Методы работы с книгой

Конспектирование - краткая запись содержания прочитанного; составление плана текста; тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного;цитирование - дословная выдержка из текста;аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; рецензирование - краткий отзыв с выражением своего отношения о прочитанном.

Факторы, определяющие эффективность данного метода:

умение свободно читать и понимать прочитанное; умение выделять главное в изученном материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.

Упражнение

Планомерное организованное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Необходимо: сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий, в которых упражнение должно выполняться; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.

Методы программированного обучения

Методы предъявления информации.

Методы выполнения программированных заданий.

Методы контроля и коррекции.

Направлены на повышение эффективности управления и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Данные методы подразумевают использование технических средств обучения.

Можно выделить несколько общих условий, которые определяют выбор метода обучения: соответствие методов принципам обучения; соответствие целям и задачам обучения; соответствие содержанию данной темы; соответствие учебным возможностям учащихся: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития), особенностям классного коллектива; соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения; соответствие возможностям самих учителей (их предшествующему опыту, уровню теоретической и практической подготовленности, личностным качествам учителя). Только хорошее знание возможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях.

Средство обучения - это материальный и идеальный объект, который может быть использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические средства. Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний, а также для освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Идеальные средства обучения существуют в форме вербализации ( речевое изложение средств рассуждения, анализа, доказательства и т. п. ) и форме материализации ( графики, схемы, конспекты ). По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для освоения новых знаний. Некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении. Материальные и идеальные средства обучения взаимодополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связанны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта.

Средства обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе. Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Используемая литература:

Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.

Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учеб. пособие для студентов педагогических вузов: в 2 кн. - М.: Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 с.

Вспомогательные формы организации обучения.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями.

Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя.

Вспомогательные формы организации учебной работы - это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

Особую категорию представляют формы внеклассной и внеурочной работы учащихся. Это всевозможные предметные кружки, олимпиады, конкурсы.

Место в процессе обучения

Составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям.

Непосредственно связанны с изучением программного учебного материала; планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни.

Эффективная форма дифференцированного обучения и воспитания.

Постоянно действующая форма организации внеучебной деятельности.

Особенности

Протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям; ученик сам определяет выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

Подготовка, выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение учебного материала; обработка материалов экскурсии; подведение итогов.

Работает по определенной программе, которая не дублирует учебную; распределение учеников по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение нескольких лет.

Программа менее строгая, допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и т. д.

Цель

Расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках; предотвратить их забывание; развить индивидуальные склонности, дарования, способности учеников.

Объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью, ознакомить учеников с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы.

Укрепление связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, активизирует учебный процесс, способствует повышению качества образования.

Суть

Опирается на самостоятельность, сознательность, активность и инициативность самого школьника.

Реализуется принцип наглядности обучения; повышается научность обучения и укрепляется его связь с практикой; расширяется технологический кругозор учащихся.

Сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические работы, проведение исследований, дискуссии, обсуждение докладов и т. д.)

Реализуется принципы добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Вспомогательная форма

Домашняя работа

Экскурсия

Факультатив

Предметный кружок

Место в процессе обучения

Применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки.

Редко практикуемая в школе, но довольно действенная организационная форма обучения.

Проводятся с учащимися во внеурочное время.

Форма внеклассной работы.

Особенности

Учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические задания.

Требует большой подготовки; могут принимать участие ученики разных классов, учителя, представители науки, искусства и производства.

Бывают индивидуальными и групповыми; текущими, тематическими и обобщающими; при заочной и вечерней формах обучения - проводятся систематически и регулярно.

Мероприятия заранее планируются, выбирают лучших школьников для участия в них.

Цель

Экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений.

Обобщение и рассуждения о материале по какому-либо разделу программы.

Оказание помощи ученикам по освоению учебного материала.

Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности.

Суть

Овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой и другими техническими средствами.

Направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний учащихся.

Проводятся для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета; также излагаются требования, предъявляемые к ученикам на зачетах и экзаменах.

Выявление и развитие более способных и одаренных учащихся; можно судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Вспомогательная форма

Практикум

Конференция

Консультация

Олимпиада, конкурс

Основные идеи инновационной педагогики в России (1980 - 2000 гг.)

Организация учебного процесса - закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельностью учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.

«…Важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, т. е. становление личности.» (В.В.Краевский). Персонификация образования (лат. Pesona - личность, facere - делать) - процесс обретения учителем и учеником общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

«Педагогическая система - очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы представляется … следующей взаимосвязанной совокупностью вариативных элементов: учащиеся, цели воспитания (общие и частные), содержание воспитания, процессы воспитания (собственно воспитание и обучение), учителя (или технические средства обучения), организационные формы воспитательной работы». (В.П.Беспалько).

Оптимизация ( от лат. Optimum - наилучшее ) - процесс выбора из множества возможных. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности - это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. (В.А.Сластенин)

Пути оптимизации: по методике С. Н. Лысенковой: цель - включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков. Принципы: учить детей мыслить вслух с самого первого дня учения (комментированное управление); опережать программу, т. е. соответствующим образом организовывать обучение; использовать опорные схемы; применять перспективное изучение (постепенность и тренировка); поощрять переживание успеха у учащихся, т. к. это первостепенное условие становление личности человека.. Активный ответ - обязательное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. Перспективное изучение - это попутное включение в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к изучаемому в данный момент материалу. Работа по решению задач проходит интересно, четко, разнообразно, оперативно. По методике В. Ф. Шаталова: данная экспериментальная методика исходит из того, что все дети, без исключения, способны успешно овладеть школьной программой. Работа над новым материалом: первый этап - развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем темы урока; второй этап - сжатое изложение учебного материала с использованием опорных схем; третий этап - изучение опорных сигналов каждым из учеников; четвертый этап - работа с учебником и листом с опорными сигналами в домашних условиях; пятый этап - письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; шестой этап - ответы по опорным сигналам; седьмой этап - постоянное повторение и углубление ранее изученного материала. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы в деле, а время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество решаемых задач, разобрать (подробно, всесторонне) их типы, возможные пути решения. Первейшая заповедь педагога-наставника - создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического контроля.

Гуманизм ( от лат. Humanus - человеческий, человечный ) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Гуманизацию образования следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности учеников. Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей. Пути гуманизации: дифференциация учебно-воспитательной деятельности; индивидуализация процессов воспитания и обучения; создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика; формирование гомогенных классов и параллелей; комфортность учебно-воспитательной деятельности; психологическая безопасность, защита учащихся; вера в учащегося, его силы и возможности; принятие учащегося таким, каким он есть; обеспечение успешности обучения и воспитания; изменение целевой установки школы; обоснованность уровня развития каждого ученика; переориентация внутренних личностных установок учителя. ( И.П.Подласый)

Ш. А. Амонашвили: Необходимые личностные качества педагогов: учителя должны быть «людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть»; должны понимать детей; им необходимо быть оптимистами; учителя «обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада». «Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными».

Наиболее общие и значимые идеи и подходы современной дидактики.

Личностный подход предполагает стремление выявить и сформировать личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, развить лучшие черты и нейтрализовать негативные индивидуальные проявления каждого ученика. Деятельностный подходпредполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Социальная направленность и коллективистский подход означают нацеленность педагогического процесса на формирование общественно ценных отношений. Целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса связан с единым комплексным планированием, преодолением «мероприятийного» характера деятельности, заформалированности общения. Необходим также поиск эффективных форм интеграции содержания учебных предметов, гуманитарного и естественного образования, а также образования, науки, производства, искусства, жизненного опыта. Оптимизационный подход предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил учащихся и педагогов. Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов.Творческий, инновационный подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого учащимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов и форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, неустанного педагогического экспериментирования. ( В.И.Загвязинский)

Используемая литература:

В.И.Загвязинский. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь: Для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. - 320с.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1987. - 544 с.

В.А. Сластенин. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576с.

И.П.Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. - 574с.


© 2010-2022