Выступление «Нравственные аспекты воспитания детей в семье»

"Описание материала: Выступление на общешкольном родительском собрании учителя Муниципального образовательного учреждения Весьегонская средняя общеобразовательная школа города Весьегонска Тверской области Кузнецовой Александры Михайловны. Материал основан на собственном педагогическом опыте учителя, а также подкреплён авторитетом и высказываниями таких выдающихся деятелей русской культуры, как Дмитрий Сергеевич Лихачёв, содержит наиболее важные, на взгляд автора советы по нравственному воспитан...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственные аспекты воспитания детей в семье.

Выступление на общешкольном родительском собрании учителя Муниципального образовательного учреждения Весьегонская средняя общеобразовательная школа города Весьегонска Тверской области Кузнецовой Александры Михайловны.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Нравственные ценности менялись с течением времени, но, в конечном счёте, человечество выработало общепринятые представления о должном, обозначив их категорией «добро», и недопустимом, обозначив их категорией «зло». Нравственность предполагает не только определённые теоретические принципы, но и воплощение этих принципов в поведении человека. Это поведение должно подчинятся правилу, которое философы называют золотым правилом нравственности: не делай другому того, чего не хотел бы для себя, или, следуя христианским заповедям, поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Исходя из этого, главная задача нравственного воспитания в семье и вне её - формирование у ребёнка устойчивых представлений о том, что признается обществом как добро, а что осуждается как зло, а также понимания того, что зло всегда наказуемо, что человек, творящий зло обречён на нелюбовь и одиночество.

Когда же и с чего начинать воспитание нравственности? Я думаю с момента рождения.

В методической литературе по духовно-нравственному воспитанию школьников отмечается, что в зависимости от возраста ребенка процесс усвоения нравственных норм можно разделить на 3 этапа. До пяти лет малыш осваивает самый примитивный набор нравственных правил, основанный, как правило, на запрете делать что-либо. Если ребенок эти нормы выполняет, то мы называем его воспитанным ребенком. К десяти - двенадцатилетнему возрасту подросток уже в состоянии оценить эмоциональное состояние окружающих его людей, дать моральную оценку их поступками. И затем к 15 годам ребенок постепенно осваивает необходимость помогать окружающим людям, и это в его картине мира, если нравственное воспитание школьников эффективно, должно занять центральное место.

Если первый этап нравственного воспитания ребенок не освоил, то переходить ко второму этапу не имеет смысла. К сожалению, многие родители забывают о том, что ребёнок в школе должен не только осваивать основы научных знаний, но и учиться подчиняться определённому распорядку и правилам совместного труда, так как учёба это нелёгкий труд. Тем самым они создают предпосылки для формирования у ребёнка представления о малозначительности дисциплинарных проступков, более того, негативное отношение к попыткам пресечь или наказать за подобные проступки. Родители, знающие расписание уроков и перемен, но позволяющие себе звонить ребёнку именно во время уроков, забывающие разбудить ребёнка в школу, потому, что самим не нужно рано вставать или позволяющие пропустить денёк, потому что вчера долго смотрели телевизор, праздновали или играли в компьютерные игры, создают для себя большие проблемы в будущем. Ведь именно в повседневной жизни формируются привычки, а с ними трудно бороться. Да и убедительно объяснить ребёнку, почему вдруг сегодня нельзя стало делать то, что вчера разрешалось, крайне сложно. Кроме всего это потребует от родителей признания и собственной вины, собственной недисциплинированности, что, с одной стороны, вредит авторитету родителей и даёт лишнее оправдание ребёнку, и, с другой стороны, не каждому по силам. Не случайно определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

На первом и втором этапе первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребёнку освоить мир чувств, определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. В этом, на мой взгляд, и заключается первый аспект нравственного воспитания. Необходимо обсуждать с ним нравственные вопросы, добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы ребёнок понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для него образом, обсуждение чувств и поступков персонажей художественных произведений, например, простые для понимания стихи Сергея Владимировича Михалкова можно назвать азбукой нравственности и для детей, да и для родителей.

Поэтому хочется от всей души пожелать родителям: следуйте совету Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любите читать! Литература даёт нам колоссальнейший, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не по тому, что то или иное произведение надо прочесть, а по тому, что оно вам нравится, вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые он знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим, и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, когда накапливается раздражение друг против друга, то просто выразить свое отношение к произошедшему с вами или с кем либо другим». [2].

Детям совместное чтение дает очень много: они в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности.

Другой очень важный аспект нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии, эмоциональной отзывчивости, а также учить ребёнка контролировать свои эмоции, уметь их цивилизованно выражать. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон ребёнка различными словами, выражающими переживания, эмоции. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь, милосердие, участие не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими. Он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, должны стать гуманистических отношений между детьми, а также между детьми и взрослыми. Основой таких отношений и является опора на свои чувства, внимательное отношение к чувствам других людей, умение сопереживать, выражать своё отношение к человеку в зависимости от ситуации. Это помогает ему адекватно реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение, обогащать свой эмоциональный мир, делать его разнообразнее и богаче. В итоге ребёнок не только усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко, он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму, пользоваться своими чувствами осознанно. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.Он становиться воспитанным человеком.

Здесь я вновь хочу сослаться на слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который писал:

«Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, - он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией привычками своих близких, - он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он принимает как должное помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда дома кто-то готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению». [3].

От себя хочу добавить, что для детей, у которых уже составлено начальное представление о том, что правильно, а что нет, заложены навыки вежливого поведения, значительно расширяется в школе круг общения, с ними многие хотят дружить, и они со многими дружат. Им гораздо легче выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Осознание важности вежливого, воспитанного поведения значительно упрощает привыкание к новым требованиям взрослых и составляет основу для дружеского общения со сверстниками.

В заключение я как историк не могу не указать на такой аспект нравственного воспитания, как воспитание долга, гражданственности, патриотизма. Как воспитать в себе и других "нравственную оседлость" - привязанность к своей семье, к своему дому, городу, селу, стране?

И снова цитата того же автора - Д.С. Лихачёва: «Привязанность к семье и дому создаётся не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то это очень много. Ну а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, - то это вдвойне много. Почти у каждого жителя города кто-то из предков приехал из далёкого или близкого села, и село это тоже должно оставаться родным. Хоть изредка, но в него нужно наезжать всей семьёй, всем вместе, заботиться о сохранении в нём памяти прошлого и радоваться успехам настоящего. А если нет родного села или родных сёл, то совместные поездки по стране запечатлеваются в памяти гораздо больше, чем индивидуальные. Видеть, слышать, запоминать - и всё это с любовью к людям: как это важно!» [4].

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. / М.: Детская литература, 1989, С. 95

  2. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. / М.: Детская литература, 1989, С. 55

  3. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. / М.: Детская литература, 1989, С. 120

Подводя итог, хочется сказать, что знание и понимание моральных норм, к сожалению, не гарантирует применения их ребенком в своей повседневной жизни. Особенно, если соблюдение этических норм входит в противоречие с желаниями ребенка в данный момент или с нормами той среды, в которой он оказывается. Кроме того, часто наблюдается неравномерность применения нравственных норм в общении со взрослыми и детьми в школе, дома и на улице. Поэтому основным критерием успешности нравственного воспитания школьников могут быть только их реальные поступки и побудительные мотивы таких поступков. Ваша задача, уважаемые родители, как и задача учителя, создавать такие мотивы не только собственным примером, но и справедливо и вовремя данной оценкой. При этом оценки положительные даже важнее, чем негативные. Помните - способность и желание применять усвоенные благодаря нравственному воспитанию нормы могут быть воспитаны, только если ребенок постоянно упражняется в совершении нравственных поступков и чувствует одобрение со стороны окружающих.

Список литературы.

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

2. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. / М.: Детская литература, 1989



© 2010-2022