Статья: Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе

В работе классного руководителя  есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции своей школы. Всю свою воспитательную программу основывать на Программе воспитательной деятельности школы, которая должна носить название «Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников».  Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному пов...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе


Панченко Людмила Алексеевна, МКОУ «Каменская СОШ №2»,

Каменского муниципального района Воронежской области


«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития личности - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно-нравственного человека. В настоящее время перед обществом стоит острая проблема - моральная деградация общества, национализм, разрушение фундамента нравственности. Эти проблемы и предстоит решить с помощью ФГОС, которые выдвигают на первое место такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, искусство, литературу, человечество, природа.

Основное назначение классного руководителя - создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Деятельность классного руководителя нужно строить на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

В работе классного руководителя есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции своей школы. Всю свою воспитательную программу основывать на Программе воспитательной деятельности школы, которая должна носить название «Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников».

Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению. На основе этого, классным руководителем нужно решались следующие воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.

- Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.

- Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.

- Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

- Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.

- Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.

- Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

Вышеперечисленные задачи включает в себя и новый стандарт, это говорит о том, что классные руководители, несомненно, ведут работу по духовно-нравственному развитию и становлению личности. Среди многих воспитательных направлений в работе с классным коллективом нравственное воспитание - это непрерывный процесс. Работая в данном направлении, нужно проводить наряду с традиционными классными часами, беседы и дискуссии, на которых ребята обсуждают реальные события, происходящие с ними или их близкими. Это дает возможность понять точку зрения каждого и организовать свою работу в нужном направлении.

Очень часто в ходе беседы с ребятами можно использовать притчи как метод духовно-нравственного воспитания. Например: притча «О двух волках».

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, верность…

Маленький индеец задумался и спросил:

- А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притчи очень нравятся детям, они охотно их обсуждают, ищут смысл, делают выводы. Как метод духовно-нравственного воспитания можно использовать - игры:

- Спасаем друзей (ситуации на карточках).

- Учимся уважать друг друга (встаем вкруг и кидаем мяч со словами, за что мы уважаем друг друга).

- Нити дружбы (клубок с нитью единства). Сердечко честности (сердечко из картона разлиновано на клеточки).

Наряду с вышеперечисленными методами можно использовать: экскурсии, походы, совместные поездки с родителями по музеям и историческим местам, поздравления с национальными праздниками, участие в трудовых и благотворительных акциях.




© 2010-2022