Особенности питания в подростковом возрасте

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода. Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания подростка в образовательном учреждении и в семье; включение в учебный процесс программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми и подростками, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать в школе, и дома такую среду, в которой возможно ф...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности питания в подростковом возрасте


Понятие о культуре здорового питания

Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания подростка в образовательном учреждении и в семье; включение в учебный процесс программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми и подростками, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

Первое направление формирования культуры здорового питания: основные составляющие рационального питания.

Первое направление формирования культуры здорового питания - это рациональная организация питания в образовательном учреждении и дома, а так же за их пределами, где все от внешнего вида столовой или кухни до состава продуктов должно соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни. Структура, режим и организация питания должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.

Знакомое и привычное слово «питание» может обозначать различные явления. Чаще всего оно употребляется для обозначения акта приема пищи. В более широком смысле под питанием подразумеваются явления, процессы и предметы, имеющее отношение к пище и ее употреблению.

Нутрициология (от греч. nutritio- питание), или наука о питании, - это наука о пище, пищевых веществах и других компонентах, содержащихся в продуктах питания, их действии и взаимодействии, роли в поддержании здоровья или возникновении заболеваний, о процессах их потребления, усвоения, переноса, утилизации (расходования) и выведения из организма. Кроме того, наука о питании изучает мотивы выбора пищи человеком и механизмы влияния этого выбора на его здоровье.

Из определения науки о питании следует, что она имеет два направления. Первое связано с производством и организацией доставки и потребления пищи. Другое направление является составной частью медико-биологической отрасли знаний и изучает процессы метаболизма и усвоения пищевых веществ, а также их действие на организм. Это направление включает в себя физиологию питания.

В мировой и отечественной науке давно выделено понятие о сбалансированном (или рациональном) питании, включающее в себя представление о пище как источнике энергии и незаменимых питательных веществ. Однако в настоящее время все чаще употребляется термин «здоровое питание» в значении, подразумевающем не только удовлетворение физиологических потребностей в необходимых веществах и энергии, но и профилактическое действие пищи на организм человека.

Для подростка, питание является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни, наряду с правильным режимом труда, учебы и отдыха, занятиями физкультурой и спортом.

Питание - это процесс поступления в организм и усвоения им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и возобновления тканей его тела и регуляции функций. Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, сохранении и поддержании его здоровья и долголетия, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов.

Пища, или пищевые продукты,- это все объекты окружающей природы и продукты их переработки, которые используются человеком для питания, в качестве источников энергии и пищевых веществ.

Энергия - одно из основных свойств материи, мера ее движения, а также способность производить работу.

Энергия пищи затрачивается:

  • на поддержание постоянной температуры тела;

  • на осуществление всех физиологических функций и биохимических процессов;

  • на выполнение мышцами механической работы;

  • на переваривание и усвоение пищи (схема № 1: « Функции пищевых веществ»)

Пищевые вещества, или нутриенты, - это химические вещества, составные части пищевых продуктов, которые организм использует для построения, обновления и исправления органов и тканей, а также для получения из них энергии для выполнения работы.

Различают две группы пищевых веществ. Первая группа представлена основными пищевыми веществами, или макронутриентами (от греч. makros- большой). Вещества другой группы называются микронутриентами (от греч.mikros- малый), в нее входят витамины и минеральные вещества.

Макронутриенты, или основные пищевые вещества - белки, жиры и углеводы,- нужны человеку в количествах, измеряемых несколькими десятками граммов. Основными пищевыми веществами они называются потому, что при окислении дают энергию для выполнения всех функций организма.

Микронутриенты - витамины и минеральные вещества - необходимы в очень малых количествах, измеряемых миллиграммами и микрограммами. Они не являются источниками энергии, но участвуют в ее усвоении, а также в регуляции функций и осуществлении процессов роста и развития организма.

Среди пищевых веществ есть такие, которые не образуются в организме человека. Они называются незаменимыми, или эссенциальными.

Пища - единственный источник этих веществ. Отсутствие в рационе любого из них приводит к заболеванию, а при длительном недостатке - к смерти.

Вещества, которые могут образовываться в организме, называются заменимыми: они легко восполняются при достаточном количестве незаменимых пищевых веществ. Однако заменимые пищевые вещества в определенных количествах должны поступать с пищей, так как они служат источниками энергии.

Все нутриенты делятся на 6 главных групп - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода. Из этих же веществ строится тело человека.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть (по массе) 1: 1 : 4.

Все необходимые и полезные для человека вещества организм получает только в том случае, если потребляется разнообразная пища, включающая шесть основных групп продуктов: молочные; мясо, птица, рыба; яйца; хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия; жиры; овощи и фрукты. Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений указаны в таблице №1.

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста указаны в таблице № 2.

Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует её наилучшему усвоению. Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания (таблица №3) могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка кушать в строго определенные часы. Примерное меню питания для подростка приведено в приложении № 11.

Кроме рациональной организации питания подростков, нельзя забывать о значении формирования культуры здорового питания. Только системная работа по формированию культуры здорового питания может помочь изменить вкусовые пристрастия, постепенно изменить структуру питания, научить детей и подростков делать сознательный выбор в пользу полезных блюд, здорового питания.

Второе направление в формировании культуры питания: реализация образовательных программ

Второе направление - реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и т.п. Например, на протяжении уже многих лет зарекомендовала себя комплексная программа, которая может использоваться в начальной и в основной школе, является программа «Разговор о правильном питании». Программа предусматривает различные формы организации занятий, наиболее эффективные в разном возрасте и предполагает тесное взаимодействие с родителями.

При реализации образовательных программ необходимо соблюдать принципы формирования культуры здорового питания, важнейшим из которых являются:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;

  • возрастная адекватность;

  • необходимость и достаточность информации;

  • модульность структуры;

  • системность и последовательность;

  • вовлеченность семьи в реализацию программы.

Третье направление в формировании культуры здорового питания: просветительская работа

Третье направление - просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье. Культура питания является важной составляющей здорового образа жизни ребенка. Ее формирование должно начинаться в раннем возрасте, при этом на каждом этапе такая воспитательная работа должна строиться с учетом особенностей возраста, отвечать актуальным задачам развития, носить системный характер. Формирование основ культуры питания у подростков - важная педагогическая задача, обеспечивающая условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Содержание, формы и методы воспитания должны выбираться с учетом возрастных особенностей их физического, психического и социального развития.

Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения связанные с питанием. Важную роль в формировании основ культуры питания играют родители, служащие для него основным примером для подражания. Социальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и несбалансированно, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания.

Внешние факторы, влияющие на формирование культуры здорового питания подростков

Институт семьи как внешний фактор влияния на формирование детского здоровья и культуры питания

В основу данной главы положены результаты лонгитюдного исследования здоровья и развития детей, проводимого с 1995 г. и представляющего собой мониторинг 4 когорт семей, в которых родились дети в 1995,1998, 2001, 2004 гг. Авторами, проведенного исследования, выявлены основные проблемы семей и степень их негативного влияния на формирование детского здоровья.

Семья́ - базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

  • союзом мужчины и женщины;

  • добровольностью вступления в брак;

  • члены семьи связаны общностью быта;

  • вступлением в брачные отношения;

  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Важным условием формирования личности ребенка и его здоровья, является институт семьи, который трансформируется под воздействием исторических изменений, смены общественного строя. Трансформации института семьи в России на современном этапе частично совпадают с аналогичными процессами в экономически развитых странах: происходит увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развиваются альтернативные формы семейных отношений (незарегистрированный брак), изменяются ролевые нагрузки в семье. Эти же процессы характеризуют и развитие института семьи в большинстве стран мира. В России ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, что отрицательно влияет на качество выполняемых ими функций.

Основы здоровья закладываются в семье, она же является и основной социальной средой развития человека, особенно в детском возрасте. Поэтому изучение характера и направленности влияния семьи на формирование здоровья детей особенно актуально.

Важным условием формирования личности ребенка выступает состав семьи. По этому критерию выделяют полные и неполные семьи. К первой группе причисляются семьи, в которых есть муж, жена и ребенок (дети), ко второй - семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Неполные семьи возникают в результате рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака (развод) или раздельного проживания родителей.

Судя по статистическим данным, в период с 1995 по 2005 г. наблюдается рост доли детей, рожденных вне брака в РФ на 9%.

Согласно анализу результатов «Мониторинга условий формирования здорового поколения», характеристики здоровья детей, проживающих в полных и неполных семьях, имеют различия.

Здоровье детей в полных семьях лучше, чем в неполных. Судя по результатам исследования (таблица №4), в возрастном периоде от 1 года до 13 лет включительно доля здоровых детей в полных семьях не изменяется (она составляет 23%), в неполных - снижается (с 18 до 10%). Детей с хроническими заболеваниями в возрасте 13 лет в полных семьях в два раза меньше, чем в неполных (23% против 38%).

Установлено влияние состава семьи на активность витаминизации детей (таблица №5). В полных семьях более распространена традиция дополнять рацион детей витаминами. Так, более трети родителей в полных семьях дают детям витамины регулярно (37% в семьях с 13-летними детьми), в неполных семьях - всего одна пятая численности родителей (21% в семьях с 13-летними детьми).

Различные аспекты функционирования семьи оказывают влияние на состояние здоровья и благополучие детей опосредованно - через социально-психологические факторы, в том числе и семейный микроклимат. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка.

По данным исследования, 49% родителей отметили, что между ними и детьми часто или иногда возникают ссоры и бывают периоды напряженных отношений. Основным фактором, определяющим такое положение, являются взаимоотношения в семье в целом.

С одной стороны, в большинстве семей (86%) с нормальными взаимоотношениями взрослых членов семьи наблюдаются и хорошие взаимоотношения с ребенком. С другой стороны, в большей части семей (72%), в которых отмечается напряженность в отношениях, имеются сложности и во взаимоотношениях с ребенком.

Установлено, что напряженные, конфликтные взаимоотношения чаще характерны для неполных семей с 13-летними детьми (10%) (таблица №6). В общем числе полных семьей выше доля «дружных семей без ссор» (23% в семьях с детьми семи лет и 14% в семьях с детьми 13 лет), чем в неполных (17 и 10% соответственно).

Напряженные отношения в семье, ссоры влияют на состояние здоровья детей. Так, в дружных без ссор семьях увеличивается доля здоровых детей (с 8 до 29% за период от 7 до 13 лет), в семьях же с частыми ссорами все 7-летние здоровые дети к 13 годам имеют различные заболевания (таблица №7). Наибольший удельный вес детей с хроническими заболеваниями отмечается в семьях с частыми ссорами и напряженными взаимоотношениями (43 против 21% в дружных семьях).

Все вышесказанное свидетельствует о влиянии состава семьи на здоровье детей. Это обусловлено факторами риска для здоровья ребенка, воспитываемого в неполной семье. Данные факторы, в свою очередь, связаны с социально-бытовой и жилищной неустроенностью семьи из-за материального недостатка либо дополнительной трудовой занятости матери, а также низкой медицинской активности семьи.

Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредованное воздействие. Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Низкий уровень доходов обусловливает невысокую покупательную способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д. Если бόльшая часть дохода используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные, рекреационные).

Средний уровень доходов наиболее обеспеченных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в среднем в 6 раз больше соответствующего показателя в группе наименее обеспеченных семей (таблица№8). Распределение семей по уровню среднедушевых доходов показало, что от 46 до 36% неполных семей с детьми в возрасте от 1 года до 13 лет включительно являются наименее обеспеченными, полных семьей - соответственно 16 и 15%. Среди полных семей удельный вес наиболее обеспеченных составляет от 21 до 23%, среди неполных - всего от 9 до 14% соответственно.

Анализ покупательной способности доходов домохозяйств показывает, что только среди полных семей есть семьи, которым денег вполне достаточно для удовлетворения своих потребностей и потребностей детей и подростков (от 1 до 5% против 0% в неполных семьях). Среди неполных семей по сравнению с полными больше доля тех, которым денег не хватает даже на продукты питания. Средний уровень доходов в группе семей, которым денег вполне достаточно для удовлетворения своих потребностей, в среднем в 3 раза выше, чем в группе с недостатком денег даже на продукты питания (таблица №9).

Компенсировать семье недостаток материальных средств призвано государственное ежемесячное пособие на ребенка. Размер пособия устанавливается в законодательном порядке. Так, в 2008 г. пособие составляло 150 руб. на 1 ребенка, для малообеспеченных семей - 300 руб. на 1 ребенка.

Размер данного пособия явно недостаточен для улучшения материального положения семьи. Повышение среднего уровня дохода малообеспеченной семьи (по данным исследования - 2615,2 руб.; см. таблица №8) на величину пособия не позволяет ей сравнять свой доход даже с прожиточным минимумом.

Результаты исследования подтверждают также взаимосвязь между здоровьем детей и уровнем дохода их семей (таблица №10).

Удельный вес здоровых детей в возрастном периоде от 1 года до 13 лет включительно снизился в группе 20% наименее обеспеченных семей на 27 п.п. (с 33 до 6%), в группе же 20% наиболее обеспеченных семей он увеличился на 5 п.п. (с 13 до 18%).

«Стартовая позиция» детей с хроническими заболеваниями в возрасте 1 год во всех группах была примерно одинаковая - от 6 до 7%. К 13 годам доля детей с хроническими заболеваниями в группе наименее обеспеченных семей составила 29%, наиболее обеспеченных - 18%. Такой разрыв объясняется тем, что в малообеспеченных семьях больше степень риска возникновения хронических заболеваний. Это связано с недостатком денежных средств в семье, что нередко обусловливает ограничение потребности ребенка в продуктах питания, дорогостоящих лекарствах, посещении платных специалистов, а также невозможность оздоравливать ребенка в санаториях и профилакториях.

Достаточные для нормальной жизни доходы являются лишь условием для реализации ответственного отношения родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Уровень благосостояния еще не гарантирует грамотной организации питания ребенка. Анализ показал, что есть малообеспеченные семьи, в которых родители в ущерб себе стараются обеспечить детям здоровое питание: покупают им фрукты, мясо, овощи. В то же время в некоторых богатых семьях родители из-за сильной занятости на работе не уделяют должного внимания питанию детей.

В группе 20% наименее обеспеченных семей доля отметивших плохую обеспеченность детей продуктами питания от двух до шести раз больше, чем в группах среднеобеспеченных и наиболее обеспеченных (таблица№11).

В семьях с высоким достатком причинами плохой обеспеченности детей продуктами питания названы отказ ребенка от употребления некоторых продуктов (35%), нехватка времени на приготовление пищи (18%), плохая организация питания в школе (12%), ограничение в употреблении некоторых продуктов, связанное с состоянием здоровья ребенка (6%; таблица№12). Что касается групп семей с низким и средним уровнем доходов, то здесь преобладали такие причины, как недостаток денег на приобретение продуктов питания (18 и 14% соответственно), ограничение в употреблении продуктов в связи с отклонениями в состоянии здоровья ребенка (по 8%).

Плохое питание детей и связанная с этим недостаточная обеспеченность их микроэлементами и витаминами, по данным ВОЗ, может приводить ктаким последствиям, как снижение иммунитета, нарушение физического и психического развития.

Данные исследования подтверждают важность качества организации питания для здоровья детей (таблица №13). При хорошей организации питания удельный вес здоровых детей в возрастном периоде от 7 до 13 лет включительно увеличился с 12 до 22%, доля детей, которые не болели, - с 20 до 46%. В семьях, отметивших плохую организацию питания ребенка, вырос удельный вес детей с хроническими заболеваниями (с 28 до 32%) и часто болеющих (с 0 до 8%).

Сбалансированное питание является залогом нормального физического развития детского организма. Недостаток питания приводит к дефициту массы детей: так, в группе с плохой организацией питания доля 13-летних детей с дефицитом массы тела в 2 раза больше, чем в группе с хорошим питанием. В то же время в семьях с хорошей организацией питания в среднем в 3 раза больше доля детей, у которых наблюдается избыток массы тела. Это свидетельствует о несбалансированности питания детей.

Важным фактором, влияющим на формирование физического потенциала ребенка, является образование родителей.

Этому есть два объяснения:

1. Хороший уровень образования определяет более ответственное отношение людей к здоровью своему и своих детей.

2. Образованные родители более грамотны в вопросах профилактики и лечения заболеваний детей, их воспитания, формирования у них определенных поведенческих и ценностных установок, что положительно сказывается на становлении всей системы способностей, знаний, реакций ребенка. Ранняя выявляемость заболеваний у детей во многом зависит от своевременного обращения к врачам-специалистам.

Анализ медицинской активности родителей показал, что 78% родителей с высшим образованием (в сравнении с 60% родителей с незаконченным средним образованием) всегда обращаются к врачам в случае острых заболеваний либо обострения хронических заболеваний у ребенка. Семьи, своевременно обращающиеся к врачу при первых признаках болезни, своевременно и полностью выполняют и все его рекомендации. Родители, которые пытаются лечить ребенка сами или обращаются к врачу уже при тяжелом состоянии ребенка, чаще имеют среднее или незаконченное среднее образование. В целом же медицинская активность родителей по мере взросления ребенка падает. Так, если 84% родителей 7-летних детей всегда обращаются к врачам при острых заболеваниях ребенка и обострениях хронических заболеваний, то к 13 годам число таких родителей снижается до 69% (таблица №14).

Результаты исследования дают основание заключить, что образование матери влияет и на организацию питания ребенка (таблица №15). Доля матерей, которые соблюдают комплекс мер, требующих более значительных усилий со стороны семьи, в два раза больше в группе респондентов с высшим образованием, чем в группе с незаконченным средним.

Если среди матерей с высшим образованием доля тех, кто соблюдает режим питания детей, составляет 38%, то среди матерей, имеющих незаконченное среднее образование, она не превышает 10%.

Отметим, что около половины всех респондентов, имеющих высшее образование, в качестве меры профилактики называют регулярное употребление витаминов, в то время как в группе со средним образованием этот показатель составляет более чем 25%, а матери с незаконченным средним образованием вообще не используют витамины в питании ребенка.

Кроме того, как свидетельствуют результаты опроса, родители, получившие высшее образование, более ответственно подходят к оценке качества употребляемых продуктов (следят за маркировкой, сроком годности употребляемых продуктов, выбирают продукты надежных, проверенных производителей, отдают предпочтение натуральным продуктам без красителей и других добавок), чем родители с незаконченным средним образованием.

Что касается семей, соблюдающих оздоровительную диету детей, то их удельный вес является незначительным независимо от образования родителей. Это связано с трудностями в организации диетпитания, которое требует затрат времени, денежных средств и усилий со стороны семьи. Данное обстоятельство вызывает тревогу, так как диетическое питание лежит в основе сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Подводя итоги, отметим, что семья играет важную роль в формировании здоровья детей. Особенно важными в этом плане являются социально-экономические характеристики семьи - ее состав и доходы, питание ребенка, образование родителей. Для повышения уровня детского здоровья, в связи с выявленными неблагоприятными факторами, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить усилия на таких направлениях, как повышение эффективности государственной семейной политики в сфере создания условий для снижения доли неполных семей; увеличение доходов семей с детьми, повышение социально-гигиенической грамотности и медицинской активности родителей.

Средства массовой информации и их влияние на развитие личности подростка и формирование культуры питания

Подростковый и юношеский возраст - это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Все это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это, прежде всего общество с его культурой, традициями, системой воспитания, и семья, школа, группы сверстников - то есть те малые группы, в которые реально включен растущий человек. Существенное место здесь принадлежит средствам массовой информации.

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) - до сих пор наиболее употребительное (по сравнению с терминами «средство массовой коммуникации» и «масс-медиа») в Российской Федерации обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий.

В Российской Федерации под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещено использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации») трактует СМИ как периодические печатные издания, радиопрограммы, телепрограммы и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Под массовой информацией законодательство понимает «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Средства массовой информации для современного человека - это источники информации, развлечений, просто времяпрепровождение. СМИ оказывают все большее влияние на развитие личности с детского возраста, пропагандируя цели и ценности жизни, образцы поведения.

Средства массовой информации держат в курсе всех о происходящих событиях, повышают общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служат для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.

Но действительно ли средства массовой информации способствуют формированию неповторимой индивидуальности, обеспечению роста и совершенствования нравственных сил детей и подростков? Так ли они предназначены «для неограниченного круга лиц»?

Исследования, проведенные Американской академией педиатров, выявили, что:

- доступ детей к рекламе сигарет может быть большим фактором риска, чем курящие члены семьи или сверстники, а также может подорвать воспитательное влияние родителей. Приблизительно треть подростков начала курить под воздействием рекламы;

- производители алкоголя тратят 5,7 миллиарда долларов в год на рекламу и продвижение товара, таким образом, дети видят около двух тысяч реклам пива и вина в год (особенно во время трансляции спортивных матчей), что повышает риск возникновения желания попробовать алкогольный напиток;

- из всей телевизионной рекламы половину составляют ролики нездоровой пищевой продукции, фаст-фуды, сладости, сухие завтраки и высококалорийные снеки. 20% рекламы быстрого питания обещают бесплатную игрушку вместе с едой, что привлекает еще большего внимания детей и подростков;

- реклама часто демонстрирует чрезвычайно худых моделей, средства для похудения, что может привести у девочек подросткового возраста к пищевым расстройствам вплоть до анорексии и заниженной самооценки.

Так что же такое реклама? С одной стороны это тоже средство массовой информации, ведь именно из рекламы мы узнаём, что и где можно приобрести и насколько это полезно, но возникает вопрос: «Нужно ли нам это?» Конечно же, нет, по крайней мере, не всё. От чего же мы тогда идём и покупаем товары, которые нам просто не нужны? Это всё, так называемые, рекламные трюки.

Реклама бывает разная, одна нам нравится и достаточно одного ролика, чтобы приобрести рекламируемый товар, а другая реклама нас раздражает, надоедает, но все же, запоминается. Вред от рекламных роликов неоднократно доказан. К счастью, существует и полезная реклама - социальная реклама. Она направлена на борьбу с пороками общества: против курения, наркомании, алкоголизма и СПИДа, а также напоминающая людям о милосердии, сострадании и доброте: усыновлении детей, заботе о старшем поколении, заботе о животных и природе.

Но почему реклама оказывает намного большее влияние на детей и подростков, чем на взрослое население? Учеными доказано, что часто повторяющиеся яркие картинки и фразы способны вызвать психические расстройства у детей и лиц с неустойчивой психикой, а яркие образы на экране, музыкальное сопровождение запоминаются и привлекают к экрану. Дети и подростки воспринимают всё гораздо критичнее, к тому же психика у них не сформирована, и в её формировании принимает участие всё окружающее, в том числе и реклама как положительная, так и отрицательная. Именно в этом возрасте человек воспринимает всё гораздо серьезнее, поэтому что-либо внушить ему не составляет ни какого труда.

Итак, давайте рассмотрим, как работает реклама на примере продуктов «фаст-фуда». Детям нравятся яркость рекламного ролика и предвкушение нового и необычного, об этом прекрасно знают производители всех детских товаров, в том числе и пищевых продуктов. Поэтому даже на упаковках и этикетках появляются любимые герои мультфильмов, упаковки пестреют играми и развлечениями, а многие обещают приз внутри пачки. Соблазнить этим малыша, да и подростка совсем нетрудно. Кроме того, производители проводят достаточно активную рекламу, позиционирующую товар как один из лучших в своей категории, одобренный той или иной организацией, внушающей доверие - Институтом питания, ассоциацией педиатров и т.д. Это внушает доверие родителям, после чего родители смело предлагают эти продукты детям.

Кроме яркой рекламы и упаковки, влияние оказывает и сам состав продуктов - обычно они содержат множество усилителей вкуса, ароматизаторов, красителей - все они призваны воздействовать на рецепторы и органы чувств ребенка и вызывать возбуждение. В мозге под воздействием таких сильных раздражителей быстро возникает патологический условный рефлекс - ребенок-подросткок связывает еду с получением удовольствия не от всей пищи, а только исключительно подобной. Тогда на фоне шоколадок, сухариков и чипсов с их пресыщенным вкусом обычные продукты с их природным вкусом - супы, каши или гуляш - кажутся почти безвкусными. Естественно, ребенок начнет настойчиво требовать более вкусных продуктов, но он не понимает их вредности.

Ребенок - отличный психолог и манипулятор, он знает, как надо покричать, чтобы родители согласились на все его условия. Нередко родители принимают позицию - «он так плохо набирает вес, пусть ест хотя бы эти продукты». Круг замыкается - вся семья переходит на неправильное питание в угоду ребенку. Еще одним немаловажным фактором является всеобщая доступность и невысокая цена «вредных» продуктов, в то время как правильное и полноценное питание стоит на порядок дороже.

Психологи пришли к выводу, что рекламные ролики различных сластей, напитков и фаст-фуда привели к увеличению случаев ожирения среди детей. Психологи не перестают твердить о высокой внушаемости детей. Не всегда отличая настоящее от вымышленного в рекламе, они легко принимают неправильное представление о еде. Так, детям буквально навязываются продукты «фаст-фуда», конфеты, батончики, лимонад, торты и другие продукты, содержащие большое количество сахара. Исследования психологов выявили, что дети до 8 лет не способны видеть корыстных намерений рекламных роликов, и многие преувеличения, далекие от реальной жизни, воспринимают как норму.

В 90-х гг. XX в. поднялся шум относительно высокой калорийности подобных продуктов, приводящих к ожирению у детей и подростков, у которых впоследствии нарушается гормональный баланс в организме. Детские врачи подняли тревогу по этому поводу. Создалась своего рода антиреклама таких продуктов, как сладкие газированные напитки и фаст-фуд.

Следствием этого стало уменьшение потребления этих продуктов. Вместо сладкой газировки люди стали покупать минеральную воду. Компаниям, производящим этот продукт, пришлось начать разработку диетических напитков. Однако в других странах сладкие газированные напитки все еще употребляются в прежних количествах. То же самое происходит и с едой быстрого приготовления. Учеными был доказан вред таких продуктов. Но, несмотря на это, фаст-фуд, благодаря хорошей рекламе, все еще остается популярным. Фаст-фуд в настоящее время считают одной из основных причин ожирения, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Уже в самом названии заложена основная идея рекламы. Фаст-фуд переводится как «быстрая еда», то есть еда, на приготовление которой не надо тратить много времени. В обществе, где все озабочены зарабатыванием денег и карьерой, экономия времени является большим подарком, за который люди готовы платить высокую цену - в данном случае расплачиваться собственным здоровьем. Дети не являются исключением. Они не задумываются о своем здоровье, не ценят его, принимая его наличие, как само собой разумеющееся. Однако любовь детей к подобным продуктам обусловлена не экономией времени (ведь они все равно не занимаются кулинарией - это обязанность родителей). В этом направлении акцент ставится на удовольствие, которое может получить ребенок. В рекламе люди, употребляющие рекламируемый продукт, изображают удовольствие, которое может даже ввести их в транс, на некоторое время избавить от всех забот и проблем. У детей, разумеется, тоже имеются свои проблемы, которые им кажутся очень серьезными, а в употреблении рекламируемых продуктов питания они (возможно, даже подсознательно) видят возможность забыть о своих проблемах. Конечно, родители должны помогать своим детям решать проблемы, а зачастую просто объяснять, что проблемы на самом деле нет. Однако на это требуется время, и от 1 до 4 ч в день чаще всего бывает недостаточно.

Реклама сладких батончиков воздействует на другую пружинку подсознания. Эти сласти связывают с завоеванием авторитета среди сверстников. По утверждению рекламы, употребление этого продукта сделает подростка крутым. А реклама некоторых сладких напитков вообще возводит их в культ, связывает со стилем жизни самых красивых и успешных парней и девушек.

Количество страдающих клинической формой ожирения среди 6-летних детей составляет около 8-10%, а среди 15-летних подростков еще выше - до 15%.В результате дети неосознанно начинают хотеть подобную продукцию, причем не потому, что им действительно хочется пить или есть. Она становится для них необходимой, так как обещает покой и положение в обществе сверстников. Но все это иллюзия и обман. Употребление сладких и жирных продуктов приводит только к одному - развитию множества заболеваний, в частности, ожирения. Ребенок впадает в уныние из-за подобного состояния и утешает себя двойной порцией полюбившихся чипсов, пиццы, батончиков, гамбургеров, бутылкой сладкого газированного напитка и т. п.

Психологи все чаще говорят об опасности «взрослой рекламы», которую часто видят подростки и дети. Так, реклама пива, которую могут показывать во время дневных эфиров, в итоге создает позитивное отношение к употреблению алкоголя у детей 9-10 лет. Дети очень доверчивы, особенно к словам и действиям взрослых. Они не отличают правду от вымысла. Так, в рекламе сигарет нередко создается образ крутого парня. Дети хотят быть похожими на красивых и успешных мужчин из рекламы, и постепенно у них формируется установка, что, для того чтобы стать таким, нужно курить сигареты данной марки. Реклама на то и рассчитана, чтобы заставить людей поверить, будто между успешным и мужественным красавцем и сигаретами есть что-то общее. Взрослые способны оценивать такую рекламу критически, и наиболее уязвимой мишенью подобных реклам являются дети.То же самое наблюдается и с рекламой алкогольных и энергетических напитков. Очень часто для их рекламы приглашают известных спортсменов - любимцев публики, особенно детской и подростковой. По сути, создатели такой рекламы формируют у детей убеждение, что спорт и алкоголь как-то связаны между собой. Подобное убеждение толкает детей и подростков покупать данные напитки. Результатом становится то, что дети очень рано начинают курить. Увлечение алкоголем приводит к развитию настоящего алкоголизма еще в юном возрасте, а употребление энергетиков оказывает негативное влияние на моральное и физическое развитие детей. Поэтому, высокая внушаемость детей и подростков требует все же более эффективных средств защиты от рекламы, вплоть до полного запрета на нее.

Итак, явная польза выработки защитной реакции против прямого воздействия рекламы еще раз доказывает вредность ее влияния на детей. Побуждая ребенка совершать необдуманные покупки, реклама воспитывает неправильные представления о нормах жизни: питании, увлечениях, пристрастиях, занятиях спортом и т. д. Такой настрой, воспитанный в человеке, снижает его способность выживать в этом мире, поскольку он совершенно не беспокоится и не заботится о своем здоровье, образе жизни и поведении в обществе. Реклама учит только потреблять, но не жить. И в этом таится самая большая опасность.

Социальная среда подростка как внешний фактор влияния

Социальная среда - это, прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда («социальная среда подростка», схема №2) имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. В социальной психологии существуют такие понятия, как социальная ингибиция и фасилитация. Эти явления следует рассматривать в комплексе, так как они являются двумя сторонами одной медали - присутствия людей при выполнении какой-либо работы. Положительное влияние - это фасилитация, отрицательное - ингибиция.

Фасилитация социальная [от англ. facilitate - облегчать] - повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

Эффект ингибиции - понижение (подавление), ухудшение продуктивности выполняемой индивидом деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, реальных или воображаемых (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями.

Степень влияния социальной среды так же зависит от авторитета участников и самого подростка.

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка (таблица №16), следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

  • источник информации;

  • межличностные отношения;

  • эмоциональный контакт.

Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

По такой же схеме развиваются отношения подростка с социальным окружением и в отношении культуры питания. Подростки едят то, что ест его окружение, то есть если сверстники подростка, его друзья и товарищи кушают продукты быстрого питания, возможно подросток последует их примеру. По такому же принципу происходит и увлечение диетами у девочек, анаболиками у мальчиков, курением и алкоголем, что отрицательно влияет на питание подростка и тем самым на формирование здоровья.

В подростковом возрасте основной сферой деятельности является учеба, и поэтому, можно предположить, что профиль обучения влияет на формирование культуры питания и организации рационального питания, поэтому в третьей главе своей работы, мы изучим информированность подростков о рациональном питании.


© 2010-2022