- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Ученическое самоуправление в начальной школе»
«Ученическое самоуправление в начальной школе»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овчинникова Л.В. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
« Ученическое самоуправление
в начальной школе»
Подготовила: учитель начальных классов
Овчинникова Л.В.
Саранск 2015
«Учитель является для детей путевым огоньком, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знаниям, к развитию личных способностей, дарований, талантов» 2 слайд
В. Сухомлинский
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление. 3 слайд Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта. И при всём при этом сохранить взаимоуважение.
4 слайд
Основная цель самоуправления - это содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
5 слайд
Деятельность самоуправления строится на таких принципах, как:
Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием.
Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента-требования к результатам освоения основных образовательных программ, одной из таких программ является программа по самоуправлению. Иными словами, новые стандарты устанавливают:
а) ориентиры развития системы образования;
б) рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса;
в) общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе подлежащих и не подлежащих итоговой оценке. 6 слайд
Ожидаемый результат.
-
Обретение чувства уверенности в себе.
-
Умение поддерживать других.
-
Осознание ответственности за свои поступки.
-
Расширение представлений о себе, своих возможностях.
-
Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
-
Стремление использовать свои умения на радость близким.
-
Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
-
Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
В первом и во втором классах использовалась простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняла детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. 7 слайд Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, 8 слайд раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями. Это конечно всё хорошо. Но дети взрослеют и такого вида деятельности им уже недостаточно. Хочется чего-то нового, интересного.
Таким новым стало деление класса на микрогруппы. В третьем классе на одном из классных часов даём нашему коллективу общее название - Факел. Сначала мы выбрали командира тайным голосованием. Это внесло небольшую интригу и неподдельный интерес: кого же в классе уважают и любят больше других. Счётная комиссия из лучших математиков провела подсчёт голосов и нашим командиром стала Аня. 9 слайд
- А теперь мы разделимся на группы.
- Давайте обсудим, каким должен быть глава каждой группы.
- Добрым! Справедливым! Должен уметь дружить! Весёлым! Умным!
- А кто из класса обладает такими качествами?
- Катя, Инна, Саша, Кирилл, Сева.
Решаем сформировать пять групп. А названные ребята - наши главы групп.
А теперь называются поручения, которые ребята должны выполнять.
Спортивный сектор. 10 слайд Проводит по утрам зарядку, физминутки на уроках.
Организует и проводит спортивные игры на переменах и после уроков.
Выбираются ребята, которые посещают спортивные секции, дружат со спортом.
Культурно-массовый сектор. 11 слайд Готовит и проводит календарные праздники и развлечения.
Организует и проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки. Ребята выбирают тех, кто ходит в танцевальную студию, на хор, в музыкальную школу.
Учебный сектор. 12 слайд Помогает неуспевающим исправить положение, закрепляет шефские пары, проводит рейды по проверке сохранности учебников, школьно - письменных принадлежностей, ведению дневников. Подводит итоги успеваемости учащихся. Выбирают из ребят тех, кто хорошо учится и подаёт пример другим.
Сектор редколлегии. 13 слайд Он выпускает стенгазету, поздравительные открытки ко Дню рождения, поздравляет участников и победителей олимпиад, конкурсов и т.д.
Выбрали ребят, которые хорошо рисуют и посещают художественную школу.
Трудовой сектор. 14 слайд Организует и ведет работу по уборке кабинета, организует дежурство по классу, ухаживает за комнатными растениями в кабинете.
Наши группы сформированы. Определились интересы детей. Но нет ни командиров, ни подчинённых, дети прислушиваются друг к другу. Они начинают понимать, что успех дела зависит от каждого из них, хотя старшим, конечно, быть сложнее и ему нужно всячески помогать. Он полностью отвечает за выполнение всех дел детьми его группы. Я же постоянно подключаюсь к обучению старших, как правильно организовать работу в группах.
15 слайд
Законы школьной жизни
1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
В конце каждой недели подводим итоги. Каждая группа собирается вместе. Они разбирают, как выполнили свои поручения: что удалось сделать, что нет и почему, оценивают свою работу. Члены других групп подтверждают, либо делают замечания. Иногда отчёт идёт в форме самооценки каждого члена группы. Другие внимательно слушают, высказывают мнение: либо одобряют, либо указывают на недостатки. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов каждой группы и дисциплина.
Совместными усилиями был создан классный уголок и приняты законы жизни в классе:
Наряду с законами в каждом коллективе формируются свои традиции.
У нас традиционными стали:
-
День рождения классного коллектива;
-
Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года)
-
Туристические походы;
-
День матери
-
Новогодний огонек
-
23 февраля (готовят девочки и мамы)
-
8 марта (готовят мальчики и папы)
-
Экскурсионные программы ( 1 раз в месяц)
И в заключение хочется сказать, уже в начальной школе ребята готовятся к более самостоятельной деятельности, учатся организовать себя и своих товарищей, работать сообща и быть заинтересованными в общем деле. Классному руководителю очень важно выбрать правильный стиль отношений между учителем и учениками, предоставлять им разумную самостоятельность, оказывать доверие и внимание, предоставлять возможность и право выбора, быть справедливым в оценке и суждениях, учитывать их интересы, склонности и привязанности. И тогда из наших малышей вырастут вполне самостоятельные личности, способные к организованности и самоуправлению.
5