- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-гражданин России
Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-гражданин России
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ледок Л.И. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Заречненская школа"
Джанкойского района Республики Крым
Принято Согласовано Утверждаю
МО начальных классов
________И.А.Гришко заместитель директора по Директор школы
УВР _______ Штельмах О.С. ________Н.В.Щерблюк
протокол № «____»____________2015 г. «____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 5 классе
« Я - гражданин и патриот России»
на 2015-2016 г.
Автор - составитель
Ледок Л.И,
Учитель укр. языка и литературы
МОУ «Заречненская школа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа "Я - гражданин России" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь к Родине формируется через понятия «малая Родина», через осознание роли семьи как ячейки общества.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
-
Беседы
-
Классный час
-
Сообщения
-
Встречи с интересными людьми
-
Просмотр и обсуждение видеоматериала
-
Экскурсии
-
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия
-
Коллективные творческие дела
-
Показательные выступления
-
Праздники
-
Викторины
-
Интеллектуально-познавательные игры
-
Трудовые дела
-
Тренинги
-
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
-
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
-
Творческие проекты, презентации
Программа "Я - гражданин России" используется с 5 класса. Она включает пять направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. "Я и семья" - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. "Я и школа" - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
4. "Я и мое Отечество" - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
5. "Я и планета" - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
В результате реализации программы ожидается:
-
развитие творческих способностей;
-
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе "Я - гражданин и патриот России" в 5 классе рассчитан на 1 час в неделю.
5 класс «Я - гражданин и патриот России» - 34ч
Содержание программы
1."Я и я"(6ч) - формирование у обучающегося гражданского отношения к себе. Рассматривается тема здоровья, психологии. Дети проходят различные тесты для познания себя. Рассматривается мир интересов детей.
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
Личностные универсальные учебные действия
-
формируется четкое представление о том, каким должен быть человек, его черты характера
-
формируется устойчивый интерес к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
-
Обучающиеся научатся планировать свои действия;
-
проявлять познавательную инициативу;
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
Дети смогут учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
-
дети на занятии учатся строить рассуждения об объекте, высказывают свою мысль о происходящем.
2."Я и семья"(6ч) - формирование у обучающихся гражданского отношения к своей семье. Поднимается тема о заботе о родителях, любви и взаимопонимания в семье. Дети создают папку «Я и моя семья»,ю в которую они влаживают всю важную информацию ( по мнению детей), касающейся их семьи.
Личностные универсальные учебные действия
-
возрастает чувство заботы о родителях, любви к семье
Регулятивные универсальные учебные действия
-
выражение познавательной мотивации;
-
выявление устойчивого интереса к новым способам познания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
Дети смогут учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
Познавательные универсальные учебные действия
-
Дети высказываются в устной форме о своих чувствах и эмоциях, когда делают папку о своей семье.
3."Я и школа"(6ч) - формирование гражданского отношения к школе.
Данная тема рассматривает такие проблемы школьника, как школа вежливости, правила поведения в школе и в классе, зачем нужно учится в школе и т.д
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика.
Личностные универсальные учебные действия
-
формируется устойчивый интерес к жизни в классе, школе
-
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Регулятивные универсальные учебные действия
-
Обучающиеся научатся планировать свои действия;
-
проявлять познавательную инициативу;
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
Дети смогут учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
дети на занятии учатся строить рассуждения об объекте, высказывают свою мысль о происходящем
4."Я и мое Отечество"(10ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Формирование у детей любви к Родине, своему Родному краю. Развитие толерантности, патриотизма и чувства долга перед Родиной.
Личностные универсальные учебные действия
-
формируется патриотизм и любовь к Родине, чувство благодарности , к новым способам самовыражения;
-
формируется устойчивый интерес к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
-
Обучающиеся научатся планировать свои действия;
-
проявлять познавательную инициативу;
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
Дети смогут учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
-
дети на занятии учатся строить рассуждения об объекте, высказывают свою мысль о происходящем.
5."Я и планета"(6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Поднимается и рассматривается такие темы, как «Мы в ответе за тех, кого приучили», «Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены.»
« Природа в поэзии.» и др.
Ребенок учится любить природу, чувствовать ее мощь и красоту, заботится о растениях и животных.
Личностные универсальные учебные действия
-
формируется чувство долга и ответственности, любовь к прекрасному
-
интерес к новым способам самовыражения
Регулятивные универсальные учебные действия
-
выражение познавательной мотивации;
-
выявление устойчивого интереса к новым способам познания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
Дети смогут формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
Дети высказываются в устной форме о своих чувствах и эмоциях, когда проходят тему красоты Земли, братьях наших меньших.
Календарное планирование
5-А класс
№ п/п
дата
Коррек.
Кол-во часов
Тема
Содержание
1.
6
"Я и я"
1.Мое здоровье.
2.Хочу и надо.
3.Я и моя личность. Тест «Познай себя».
4.Письмо самому себе. Правила счастливого человека.
5.«Можно» и «нельзя» в жизни.
6.Мир моих интересов
2.
6
"Я и семья"
1.Формирование гражданского отношения к своей семье.
2.Забота о родителях - дело совести каждого.
3.Создание папки «Я и моя семья». 4.Мои семейные обязанности.
5.Почему меня так назвали.
6.Моя семейная фотография.
№ п/п
дата
Коррек.
Кол-во часов
Тема
Содержание
3.
6
"Я и школа"
1.Формирование гражданского отношения к школе.
2. Правила поведения в школе
3.Мой школьный дом.
4.Мой класс. Законы жизни в классе.
5.Школа вежливости.
6.Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика.
4.
10
"Я и мое Отечество"
1.Поговорим о толерантности. 2.Геральдика - наука о гербах. 3.Символика России.
4.Символы нашего края.
5.Я и мое Отечество
6.О подвигах детей в военное время.. 7.Города - герои.
8. История Великой Отечественной Войны в истории моей семьи
9.Конкурс сочинений «Моя Родина- Россия»
10.Конкурс проектов «Будь патриотом»
№ п/п
дата
Коррек.
Кол-во часов
Тема
Содержание
5.
6
"Я и планета"
1.Мы в ответе за тех, кого приучили. 2.Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены.
3.Природа в поэзии.
4.Растения из Красной книги. Растения - рекордсмены.
5.Семь чудес света.
6.Вода-Жизнь. Загадки о воде Конкурс экологических сказок, стихов.
Календарное планирование
5-Б класс
№ п/п
дата
Коррек.
Кол-во часов
Тема
Содержание
1.
6
"Я и я"
1.Мое здоровье.
2.Хочу и надо.
3.Я и моя личность. Тест «Познай себя».
4.Письмо самому себе. Правила счастливого человека.
5.«Можно» и «нельзя» в жизни.
6.Мир моих интересов
2.
6
"Я и семья"
1.Формирование гражданского отношения к своей семье.
2.Забота о родителях - дело совести каждого.
3.Создание папки «Я и моя семья». 4.Мои семейные обязанности.
5.Почему меня так назвали.
6.Моя семейная фотография.
№ п/п
дата
Коррек.
Кол-во часов
Тема
Содержание
3.
6
"Я и школа"
1.Формирование гражданского отношения к школе.
2. Правила поведения в школе
3.Мой школьный дом.
4.Мой класс. Законы жизни в классе.
5.Школа вежливости.
6.Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика.
4.
10
"Я и мое Отечество"
1.Поговорим о толерантности. 2.Геральдика - наука о гербах. 3.Символика России.
4.Символы нашего края.
5.Я и мое Отечество
6.О подвигах детей в военное время.. 7.Города - герои.
8. История Великой Отечественной Войны в истории моей семьи
9.Конкурс сочинений «Моя Родина- Россия»
10.Конкурс проектов «Будь патриотом»
№ п/п
дата
Коррек.
Кол-во часов
Тема
Содержание
5.
6
"Я и планета"
1.Мы в ответе за тех, кого приучили. 2. Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены.
3.Природа в поэзии.
4.Растения из Красной книги. Растения - рекордсмены.
5.Семь чудес света.
6.Вода-Жизнь. Загадки о воде Конкурс экологических сказок, стихов.
Использованная литература:
-
Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. - М.: Ипекса, 2000. - 286с.
-
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. // Вестник образования. - 2009. - №17.
-
Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 45с.
-
Кеверик Е. Государственные символы России / Е. Каверик //Воспитание школьников. 2003. - №9
-
Кузнецова Н. П. Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе: организация, планирование, контроль /Н. П. Кузнецова, В. В. Шумилова. - Волгоград: Учитель, 2007. -250с.
-
Митрюков В. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота /В. Митрюков //Воспитание школьников. - 2006. - №1.
-
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт.-сост.: Е. В. Богданова, Н. В. Кондукова, Е. В. Хребтова. - Белово, 2010.