Классный час на тему Эстетическая культура человека

Что такое культура общества? Как она влияет на человека? С раннего детства человек впитывает в себя культуру, в кото рой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, зву ками природы, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так незаметно создаётся стиль поведения. Благода ря ему человек в дальнейшем будет воспринимать и «просеивать» всю поступающую информацию о мире через «своё» (знакомое, родное), отделяя его от «чужого» (незнакомого). Культура, в которой челов...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

Цели: способствовать формированию понятий эстетическая культура человека, массовая культура, воспитывать эстетическое отношение к

действительности.

Ход занятия


Учитель. Сегодня мы с вами продолжим разговор об эстети ке. Тему его вы узнаете, разгадав кроссворд.


КРОССВОРД


1. Наука, изучающая сферу эстетического как проявления ценност ного отношения между человеком и миром и областью художественной деятельности людей.

2. Вил изобразительного искусства, произведения которого выпол няются из твёрдого или пластического материалов.

3. Вид искусства, в котором основное средство создания художест венного образа - движения и положения тела танцовщика.

4. Род искусства, средством выражения которого является сцениче ское действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой.

5. Деятельность, результатом которой является нечто повое и отли чающееся неповторимостью, оригинальностью и динамичностью.

6. Высказывание, выражающее в краткой форме законченную мысль.

7. Эстетическая категория, проявляющаяся в страдании человека.

8. Искусство проектировать и строить здания и другие сооружения.

9. Род словесно-музыкального искусства.

10. Изображение, в котором комический эффект создаётся соедине нием реального и фантастического.

11. Вид искусства, отражающий действительность в чвуковых об разах.

12. Один из основных типов искусства слова, в основе которого ле жит ритм.

13. Категория эстетики, обозначающая смешное.

14. Художественное творчество в целом.

15. Произведения письменности, имеющие общественное значение.

16. Система художественных способов и приёмов, характерная для определённого периода истории искусства, для одного художника или школы.

17. Центральная категория эстетики.

18. Врождённая способность к эстетическому восприятию и творче ству, к суждению о прекрасном и об искусстве на основе чувства удоволь ствия-неудовольствия.

19. Явление, обладающее высшей эстетической ценностью,

20. Соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое целое. Организованность мира в противоположность хаосу.Классный час на тему Эстетическая культура человека

Учитель. Наука эстетика различает эстетическую культуру общества и эстетическую культуру отдельного человека.

Что такое культура общества?

Как она влияет на человека?

С раннего детства человек впитывает в себя культуру, в кото рой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, зву ками природы, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так незаметно создаётся стиль поведения. Благода ря ему человек в дальнейшем будет воспринимать и «просеивать» всю поступающую информацию о мире через «своё» (знакомое, родное), отделяя его от «чужого» (незнакомого).

Культура, в которой человек живёт, определяет его мысли и поступки. Она учит, как думать, чувствовать и действовать в обще стве.

Запись на доске:

культура общества...............культура человека

В каких отношениях между собой находятся эти явления?

Нарисуйте между ними стрелку. Куда она будет направлена?

Что означает понятие «эстетическая культура человека»?

Это уровень духовного развития человека, его стремление к прекрасному, а также то, как он живёт в быту, проводит досуг, ра ботает над собой, улучшает мир. Эстетическая культура человека подразумевает высокий уровень эстетического воспитания и обра зования, наличие развитого вкуса, творческих способностей.

Для чего она нужна человеку?

Эстетическая культура человека - такое свойство высокоразви той личности, которое позволяет ей полноценно общаться с пре красным и активно участвовать в его созидании.

Как можно определить, есть она у человека или нет?

Она проявляется в отношении к труду и учёбе, к природе, лю дям, искусству, в умении организовывать свой быт, строить семей ные отношения.

Из каких компонентов состоит эстетическая культура человека?

Ядро эстетической культуры составляют три взаимосвязанных блока: научные знания, эстетические ценности и творчество.

Работа в группах.

Задание. Проанализируйте Телепрограмму за неделю, закон чив ряд:

Художественные фильмы + жанр

Развлекательные программы - ...

Образовательные программы - ...

Программы культурного цикла

Учитель. Какие программы вам нравятся больше всего? По чему?

Что вы чаще всего смотрите? Почему?

Какие программы занимают большинство эфирного времени?

Какова цель этих программ?

Какое отношение имеют данные программы и фильмы к истинной культуре?

Какой вывод следует из проведённого анализа?

Время, в котором мы сейчас живём, учёные всего мира назы вают эрой массовой культуры, которая подменила собой истинную культуру - высокое искусство.

В чём состоит разница между истинной и массовой культурами?

Резко снизился интерес к высокому искусству, народным обрядам и праздникам. Их место заняла технически оснащённая инду стрия развлечений, предложившая людям массовую культуру, ко торая практически охватила современного человека со всех сторон.

Что же относится к масскульту?

К массовой культуре причисляют различные жанры телепродукции -боевики, триллеры, «ужастики», телеигры, мелодрамы, бульварное чтиво, комиксы, рекламу.

Чем привлекает масскульт современного человека?

Практически все жанры масскульта строятся на упрощённых, вульгаризированных, хорошо и сразу читаемых формах: простых сюжетах, типовых образах героев, примитивных мелодиях и сти хах, сентиментальных сценках, грубом юморе, виртуозном моде лировании драк, хорошо технически выполненных моделях фанта стических существ и чудовищ.

Бесчисленные формы масскульта ориентированы на самые элементарные уровни эстетического воздействия. Так в поп- и рок-музыке активно используются монотонные повторы простых рит мов, мелодий, словесных стереотипов, которые магически действуют на сознание - заводят, погружают в транс, приводят почти к наркотическому кайфу. Это влияние многократно усиливается за счет предельного усиления звука и динамического светоцветового сопровождения.

Примитивность сюжета восполняется техническими эффекта ми, показом экзотической среды, декорациями и костюмами.

Творческая работа в группах.

Задание 1.

Г р у п п е 1: прочитайте сказку Г. X. Андерсена «Девочка со спичками» и оформите её в виде комикса для детей.

Г р у п п е 2: прочитайте комикс про семью Барта Симпсона и по старайтесь представить его в виде литературной сказки для детей.

Полученные произведения зачитываются для всех.

Задание 2. Обменяйтесь работами. Теперь вы - литератур ные критики. Ваша задача провести сравнительный анализ досто инств и недостатков оригиналов и полученных произведений по следующему плану:

1) Сюжет.

2) Язык.

3) Цель.

4) Герои.

Учитель. Способствует ли масскульт обогащению духовного мира человека?

Масскульт сознательно направлен не на обогащение духовного мира человека, а на раскрепощение инстинктов, желаний, стремле ний.

Работа в группах.

Задание. Перечислите положительные и отрицательные сто роны масскульта.

Означает ли это то, что от масскульта нужно отказаться или каким-либо образом его избегать?

Конечно, и такой опыт необходим людям, но в умеренных до зах и при понимании, что он занимает не главное место в общей духовно-эстетической культуре.

Подведение итогов.


© 2010-2022