Разработка классного часа Алкоголизм у подростков

Цель: формирование устойчивого негативного отношения к алкоголю, расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма, воспитание здорового образа жизни.   Форма: беседа с элементами дискуссии. В ходе «мозгового штурма» (3-5 мин) учащиеся в группах предлагают, корректируют и обобщают свои идеи, мотивы побуждающие подростков употреблять алкогольные напитки, затем вырабатывают единое мнение, которое докладывает представитель группы. Классный руководитель проводит самодиагностику, которая ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка классного часа Алкоголизм у подростковРазработка классного часа Алкоголизм у подростковРазработка классного часа «Алкоголизм у подростков»

Цель: формирование устойчивого негативного отношения к алкоголю, расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма, воспитание здорового образа жизни.

Форма: беседа с элементами дискуссии.

Подготовительная работа:

  • Дети дома выполняют рисунки на тему: «Вред алкоголя».

Готовится место для выставки рисунков, фотографий.

Оформление, оборудование и инвентарь:

- выставка рисунков и фотографий

- DVD проигрыватель

- на классной доске прикрепляются: тема классного часа; цитаты, поговорки по теме, обучающие таблицы по биологии: нервная система, общая схема строения организма, выделительная система, кровеносная система.

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство - без причин.

английский поэт Роберт Бернс



Ход классного часа.

Учитель: Добрый день, ребята. Здравствуйте, сегодня я проведу с вами классный час. Вы уже восьмиклассники, люди почти взрослые, вы готовы для серьёзного разговора? Ребята мы не раз говорили на классных часах о вредных привычках. Так что же такое вредные привычки (ученики называют). Действительно, наша жизнь так многообразна: полна разных интересов, увлечений, соблазнов, к сожалению, порой пагубных. Сегодня, ребята, нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества - алкоголе, и о вашем здоровье, о выборе, который нам постоянно приходится делать.

Учитель: Кто знает, что такое алкоголь?

Ученик: Алкоголь - это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.

Учитель: Знакомы ли Вам люди, которые не смогли справиться с ситуацией и стали пить? Какие были у них последствия?

Учитель: Наверное, вы не раз слышали от взрослых о вреде алкоголя. И не раз убедились, что некоторые взрослые подвержены этой вредной привычке. Мы поговорим о болезни, очень злой и страшной. Название которой - алкоголизм.

Ученик: Алкоголь известен уже давно. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали за 8000 лет до нашей эры. Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов в Новой Гвинеи, не умевших добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-8 веках арабы и прозвали его «аль коголь», что значит «одурманивающий».

Ученик: Похититель рассудка - так именовали алкоголь с древних времён. Восприятие и постепенное усвоение алкоголя обычно начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием.

Учитель: Маленький ребёнок, сидящий за праздничным столом, ждёт, что ему в рюмку нальют сладкую воду - «детское вино», и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, усваивая при этом внешний ритуал винопития.

Пристрастие к спиртному является начальной стадией особого болезненного состояния - алкоголизма. Он развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков.

Ученик: Алкоголизм ведёт к деградации личности, утрате работоспособности к творческому труду. Систематическое употребление спиртного приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Умственное оскудение очень ярко выражено Сергеем Есениным в поэме «Черный человек»

Друг мой, друг мой.

Я очень и очень болен

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и бесплодным полем

То ль, как рощу в сентябрь

Осыпает мозги алкоголь.

Учитель: Сколько талантливых людей утопили своё дарование в вине! Да, поистине, алкоголь - зло и трагедия для каждого отдельного человека, употребляющего его. Задумайтесь над этим! Алкоголь является огромным социальным злом. Ведь не зря говорят: «Где опьянение, там и преступление».

Учитель: В России 15 миллионов людей больных алкоголизмом. Продолжительность жизни людей в России позорно низкая и продолжает снижаться. В 1998 году она была 61,3 год, в 2000 году - 58,9 лет. Злоупотребление алкоголем сокращает продолжительность жизни на 15-20 лет. Смертность от алкоголизма стоит на третьем месте после рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Ежегодно в стране от отравления алкоголем погибает 40000 человек, 56% всех краж, 80% грабежей, более половины тяжёлых преступлений, более половины всех серьёзных дорожно-транспортных происшествий непосредственно связаны с употреблением алкоголя.
Учитель: Ребята! Какие, на ваш взгляд, мотивы побуждают подростков употреблять алкогольные напитки?
В ходе «мозгового штурма» (3-5 мин) учащиеся в группах предлагают, корректируют и обобщают свои идеи, затем вырабатывают единое мнение, которое докладывает представитель группы.

Предполагаемые ответы:
1.Отношение родителей к алкоголю. Если родители пьют, то дети обычно копируют их поведение.
2. Притягательность алкоголя. Употребление алкоголя широко пропагандируется как характерная черта, которой обладают люди утончённые, искушённые в житейских делах, привлекательные, весёлые и сексуальные, а именно такими стремятся стать большинство людей и подростков.
3. Состояние эйфории, «кайфа», вызываемое алкоголем.
4. Доступность алкоголя.
5.Давление со стороны членов своего круга.
6. Любопытство. Детям всегда интересно: а что ты при этом чувствуешь?
7. Стремление к острым ощущениям. Эта страсть до некоторой степени присуща всем нам. Именно она заставляет нас прыгать с парашюта, кататься на американских горках, устраивать фейерверки, болеть на спортивных соревнованиях и так далее.
8. Бунт. Своенравные, сбившиеся с пути дети могут начать употреблять алкоголь, чтобы показать свою «независимость» от семейных норм и ценностей.
9. Бегство от жизни и избавление от боли. Если повседневная жизнь кажется скучной, бессмысленной, угнетающей или причиняющей боль (физическую или эмоциональную), то может показаться, что алкоголь предлагают возможность передышки и ярких ощущений.

Учитель: Давайте посмотрим, что же было раньше на Руси.

Ученик: В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять создавали ощущение легкости, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания.

Ученик: В мифах, легендах и сказках древнего мира - всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники - разврат, преступления, тяжелые болезни.

Ученик: А на Руси было распространено мнение, что пьянство якобы является традицией русского народа. Но профессор Н. И. Костомаров опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на праздники готовили медовуху, брагу и пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких напитков не полагалось, и пьянство считалось грехом.

Учитель: А теперь предлагаю вашему вниманию пословицы.

Задание. Каждой группе даны пословицы. Как вы понимаете данную пословицу?

1 группе «Потянешься за водкой - будет жизнь короткой» (рус. посл.) «Счастлив тот, кто вина не пьет» (франз. посл.)

2 группе «Кто волю свою теряет, тот заживо умирает» (узбекская посл.) «Кто часто станет пить, тот часто станет бит» (нем. посл)

3 группе «Двигайся больше - проживешь дольше» (финская посл.), «Хлеб на ноги ставит, а вино валит» (русск. посл.)

4 группе «Забота о здоровье - лучшее лекарство» (японская посл.), «Много пить - добру не быть» (русск. посл.)

5 группе «Кто в радости живет, того и кручина неймет» (русск. посл.), «Пьян, храбрится, а проспится - свиньи боится» (украин. посл.)

6 группе «Пьяному - море по колено» (русск. посл.) «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» (украин. посл.)

Ученик: (показывает на учебных таблицах, объясняет, как понимает пословицу)

Учитель: Сможете ли вы дать отпор вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведём самодиагностику, которая поможет вам оценить свои силы. На партах лежат чистые листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать надо честно, иначе вы ничего о себе не узнаете. (Учитель читает вопросы)


1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трёх часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты весь выходной день просидеть перед телевизором, оставив все дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый человек предложил коробку конфет, взял бы ты её?
10. Друзья зовут тебя поиграть в игровые автоматы, а ты ещё не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Теперь подчитайте, сколько раз вы сказали «да», и запишите полученное число.
Вы сказали «да» не больше 3 раз - вот ваш результат:
- Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствий, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз - ваш результат похуже:
- Вам не всегда удаётся управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредных привычек.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз - тут уже пора задуматься.
- Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Эту самодиагностику нельзя назвать серьёзным и научным, но она может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности. Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.


Учитель: А мы продолжаем дальше. Английский писатель Джером К. Джером говорил: «Мы пьём «за здоровье» друг друга - и портим собственное здоровье». Мы хотим вам рассказать о действии алкоголя на организм человека.
Ученик: Длительное воздействие алкоголя на миокард способствует перерождению его отдельных участков в жировую ткань. Сердце увеличивается в 2-3 раза - «бычье сердце». Его функциональные возможности резко падают за счёт уменьшения объёма мышечной ткани. Это затрудняет нормальное функционирование организма, резко сокращает продолжительность жизни.
Ученик: Алкоголь делает кровеносные сосуды неэластичными, хрупкими, ломкими. У алкоголиков в три раза чаще, чем у остальных, встречается гипертоническая болезнь и ее катастрофическое осложнение - кровоизлияние в мозг, или инсульт.
Ученик: В печени обезвреживается 98% алкоголя, поступившего вместе с кровью. В ней нарушаются обменные процессы, в результате чего в клетках печени повышается скопление жировых капель. При хроническом пьянстве это может привести к воспалению и гибели клеток. На месте погибших печёночных клеток образуется соединительная ткань - развивается алкогольный гепатит, в дальнейшем переходящий в цирроз печени.

Ученик: Ядовитые продукты распада алкоголя (ацетальдегид и др.) вызывают повреждение почечной ткани, её мелких сосудов и капилляров (почечных фильтров), их воспаление. В итоге возникает алкогольная болезнь почек - токсический некронефроз с последующим развитием хронического изнуряющего организм заболевания почек - пиелонефрита. Почки могут полностью выйти из строя, что влечет за собой смерть.
Ученик: Половые клетки человека беззащитны перед алкоголем. Он повреждает наследственный аппарат клетки, что может привести к спонтанным выкидышам. Основная опасность употребления алкоголя- рождение неполноценного ребёнка с пороками развития, которые получили название алкогольный синдром плода.

Ученик: Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. Пьющие (особенно девушки) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, не достаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде девушки теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению. Последствие в результате опьянения, бывают трагичными.

Ученик: Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.

Нелишне повторить, что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями …

Ученик: Если пьянство - результат неправильного воспитания, слабоволие, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм - серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, что бы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Не редко эти условия оказываются напрасными.

Учитель: Вы уже настолько взрослые, что должны уметь выбирать друзей. В вашем окружении не должно быть людей, не представляющих себе удовольствие без рюмки. Не говоря уже о том, что вы сами должны избегать употребления спиртного. Надо найти в себе мужество противостоять тем, кто пытается склонить тебя к употреблению спиртного.

Викторина.

Учитель: Я вам предлагаю ответить на вопросы «ДА» или «НЕТ».

  1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции. (НЕТ)

  2. Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу. (ДА)

  3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.). (НЕТ)

  4. Алкоголь - это яд. (ДА)

  5. По меньше мере половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде. (ДА)

  6. Алкоголь препятствует быстрой реакции. (ДА)

  7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвление тканей (после чего они не восстанавливаются). (ДА)

  8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда даже может вызвать у него умственную отсталость. (ДА)

  9. Большинство алкоголиков - деградировавшие люди с низким уровнем образования. (НЕТ)

  10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде. (ДА)

  11. Подросток может стать алкоголиком от пива. (ДА)

  12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. (ДА)

Учитель: Думаю, что вывод вам сделать не трудно, никогда и не при каких обстоятельствах не пригубливай алкоголь, даже если это предложат тебе близкие люди - товарищи и родные. Алкоголь - это вредное для здоровья вещество.

В одной из любимых сказок А.С. Пушкина мы встречаем такую концовку:

И никто с начала мира

Ни видал такого пира;

И я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил…

Используемая литература:

nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/pravda-ob-alkogole

reg-school.ru/tula/volovo/volovo_school_1/vneklassnaya-work/klassniy-chas-my-vybiraem-zdorovye.pdf

kurs.znate.ru/docs/index-188861.html

my-edu.ru/cat/sport-i-zdorove/klassnyj-chas-pravda-ob-alkogole

lib5.podelise.ru/docs/61800/index-6749.html

© 2010-2022