Общешкольное родительское собрание «Причины детского воровства»

В декабре состоялось общешкольное родительское собрание по теме: Причины детского воровства.  Цель: сформулировать представления родителей о девиантном поведении, причинах детского воровства, коррекционной работы с учащимися склонными к воровству. Это собрание проводилось экстренно, так как учащиеся начальной школы были замечены в воровстве. На собрание присутствовали все родители начальных классов. Выступила заместитель директора по воспитательной работе Калугина Татьяна Демьяновна, затронула в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Шильнебашская СОШ с углубленным изучением английского языка»










ПЛАН-КОНСПЕКТ

родительского собрания в начальной школе

На тему: «Причины детского воровства»














2014


Тема родительского собрания: «Причины детского воровства»

Цель родительского собрания: сформировать представления родителей о девиантном поведении, причинах детского воровства, коррекционной работе с учащимися склонными к воровству.

Задачи:

1. Рассмотреть:

- понятие девиантное поведение;

- три аспекта воровства;

- причины детского воровства.

2. Познакомить родителей с коррекционной работой с детьми.

Дата проведения родительского собрания: _22 декабря 2014 года

Место проведения родительского собрания: школа

План - конспект собрания

Введение (вступительное слово)

  1. Девиантное поведение детей

  2. Что такое воровство?

  3. Причины детского воровства.

  4. Разбор проблемных ситуаций (работа в группах)

  5. Рекомендации родителям учащихся

  6. Памятка для родителей.

Список литературы

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Введение (вступительное слово)


- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность детей в себе, их способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, способствует появлению у них чувства одиночества и незащищенности.

Тема нашего родительского собрания звучит так: «Причины детского воровства». Но сначала мы рассмотрим с вами, что, же такое дивиантное поведение детей.

  1. Девиантное поведение детей

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так, например, Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные причины девиантного поведения:

  • стремление получить сильные впечатления;

  • заболевание ребенка;

  • повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

  • неблагополучная ситуация в семье;

  • стремление к самостоятельности и независимости;

  • недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией;

  • отставание в учебе;

  • пренебрежение со стороны сверстников;

  • непонимание взрослыми трудностей детей;

  • недостаточная уверенность ребенка в себе;

  • примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ;

  • неполные семьи и др.

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка.

Анализ выделенных симптомов позволяет их условно объединить в три группы нарушений поведения, с которыми приходится стал­киваться учителю начальной школы: ложь, воровство и агрессивное поведение. Рассмотрим подробнее - воровство.


  1. Что такое воровство?

Воровство или кража - это тайное хищение чужого имущества. Как правило, воровство рассматривается в трех аспектах.

Социальный аспект. Воровство как правонарушение, за совер­шение которого наступает уголовная ответственность (с наступле­нием совершеннолетием) или постановка на учет в детскую комнату милиции с последующими беседами с работниками милиции или социальными педагогами.

Медико-биологический аспект. Воровство понимается как заболе­вание, обозначенное термином «клептомания» и имеющее определен­ные симптомы (например, периодически возникающее непреодолимое желание у человека украсть предметы, которые ему не нужны и не имеют материальной ценности). Воровство как заболевание встреча­ется крайне редко.

Психологический аспект. Воровство рассматривается как наруше­ние поведения у детей и подростков. С этой точки зрения выделяют следующие возможные причины воровства.


  1. Причины детского воровства.

Недостатки нравственного воспитания. Ребенок не понимает сути своего поступка в силу недостаточного морального и интеллек­туального развития либо в силу ошибок семейного воспитания, таких как воспитание по типу «вседозволенности».

Способ привлечь к себе внимание. Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто они ищут внимания со стороны не только родителей, но и сверстников, желая привлечь внимание других детей к себе как обладателю какой-либо вещи.

Воровство как подражание взрослым. Дети, наблюдая за не­которыми поступками взрослых, используют их как примеры для собственного поведения. Например, поступок мамы, которая вышла из магазина, не оплатив покупку, может стать для ребенка примером совершения кражи.

Воровство как следствие неудовлетворенных потребностей. Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостает. Отсут­ствие, например, у ребенка мобильного телефона в ситуации, когда все одноклассники им обладают, может стать мотивом совершения кражи.

Воровство как желание обрести контроль или власть. Отбирая у более слабого ребенка то, что принадлежит ему, ребенок может испытывать удовлетворение, осознавая, что тот находится в его власти.

Воровство как способ мести. Можно, например, украсть пенал у своего обидчика.

Воровство ради развлечения. Этот способ воровства встречается у младших подростков, которые развлекаются, убегая от охранника магазина, украв жевательную резинку.

В 6-7 лет ребенку уже не безразлично его место в группе свер­стников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя для этого все доступные способы. Часто бы­вает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что может затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются от­ношения с детьми; не найдя другого решения, он может взять деньги у родителей и накупить разных сладостей, угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого так хотел. Как правило, причина такого поведения - несформированность навыков общения или низкая самооценка.

У детей 10-12 лет воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям очень трудно справиться с импульсивными желаниями и соблазнами, хотя они и испытывают стыд за свои поступки.

По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве - ошибка, случайный эпизод, у подростка - уже осознанный шаг, а то и того хуже - вредная при­вычка. Нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втя­гивают в порочный круг. Для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе. Как отмечает А.Фромм, воровство - это один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни.

Не только отсутствие заботы и внимания со стороны близких людей, но и повышенная опека могут нанести вред ребенку. Протестные реакции ребенка могут быть ответом на поведение родителей, которые жестко контролируют круг общения ребенка, решают за него все возникаю­щие проблемы, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывают им свой образ мыслей и схему действий, которая кажется им позитивной.

Следует отметить повышенную внушаемость ребенка, особенно младшего школьника: всё, что ему говорят, что он наблюдает, видит и слышит, воспринимается очень эмоционально и прочно входит в его натуру. Отрицательная оценка ребенка родителями, педагогами порождает в нем представления о своей неполноценности и ненуж­ности, побуждает его к ухудшению успеваемости, к агрессивному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых.


  1. Разбор проблемных ситуаций (работа в группах)

Просмотр слайд-шоу о детском воровстве.

Далее родителям предлагаются карточки с ситуациями детского воровства и ставятся задачи:

  • выяснить причины такого поведения;

  • составить план коррекционной работы с таким ребенком.

Случай 1. В классе два друга - Коля и Толя. Недавно Коля потихоньку взял у Толи часы. Колина мама, разбирая портфель сына, с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Толя. Тогда Колины родители позвонили родителям Толи, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Коли сказал ему, что в его же интересах открыть всю правду. Тогда Коля признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это. Родителям же Коля солгал, потому что испугался.

Случай 2. На школьный завтрак ученикам дали конфетки «Гематоген», которые они решили взять домой. Два мальчика, положили свои конфетки на парты, и вышли из класса. Саша хотел спрятать свою конфетку, но тут к нему подошел Павел, учившийся в том, же классе, и как-то давший Саше что-то из своего завтрака с условием, что Саша затем отдаст ему то, что тому понравится. И вот час расплаты настал: и Павел забрал у Саши конфету. Саша, проходя, мимо парт с конфетами, взял их и спрятал в свой портфель. Но он не знал, что это видел кто-то из учеников.

Случай 3. Таня приносит из детского сада маленькие игрушечки, крышечки, чашечки и т.д. На все замечания и увещевания мамы не реагирует и продолжает делать свое. В то же время мама вечером угощает семью булочками, которые тайком взяла на работе (а работает она в хлебопекарне). К факту присвоения булочек семья относится спокойно и даже обсуждает детали при ребенке.

Выступление представителей групп.

В ходе выступления представители групп родителей высказывают итоги своей работы. Обсуждение данных случаев.


  1. Рекомендации родителям учащихся

По мнению психологов, лучшая профилак­тика девиантного поведения, в том числе и воровства, - доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживани­ями. Ребенок или подросток будет чувст­вовать ваше доверие, искреннее жела­ние его понять. Помните, что для ребен­ка очень многие ситуации могут казаться трагичными и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной подде­ржке со стороны взрослых.

По мнению детского медицинского психо­лога Т.Д.Поповой, не существует какой-то одной причины для воровства. Это всегда сочетание в различных пропорциях не­достаточного самоконтроля импульсов, не сформированность норм социального поведения, неразвитая способность анализировать собственное поведение, не­развитые навыки общения и т.д.

Немаловажным фактором является вос­питание в ребенке потребности в сопереживании. Следует напоминать, что, совер­шая поступки, надо знать правило «Посту­пай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой!»

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.

Необходимо помочь ребенку найти себе друзей. Найдите такую компанию детей, в которой ваш ребенок будет востребован. Это может быть какая-то секция, кружок. Детям с общими интересами проще общаться друг с другом. Покажите пример сами - познакомьтесь с родителями ровесника своего ребенка, пригласите их на совместную прогулку и т.д.

Следует помнить, что сам факт во­ровства - это следствие, а чтобы от него избавиться, надо понять причины. А это возможно только в случае своевременной консультации психолога или психо­терапевта.

Иногда, на первый взгляд, незна­чительные нарушения психики без по­мощи специалистов исправить довольно трудно.

Причины детского воровства мы рассмотрели далеко не все, ведь каждый случай требует индивидуального рассмотрения, возможно даже с помощью детского и семейного психолога. Однако всегда стоит помнить, что психология детского воровства напрямую связана с какими-либо нарушениями в отношениях родитель-ребенок.


Заключение

- Подводя итоги сегодняшнего собрания, в заключении хочется сказать: Несмотря на распространенность проблемы воровства, сталкиваясь с ней, родители часто оказываются один на один со своими переживаниями. Почуяв неладное, они боятся обсудить свои подозрения с учителями, воспитателями, психологами, а, порой и с лучшими друзьями. Взрослые опасаются обвинений в том, что они плохие родители или недобросовестные учителя. Но детское воровство - это социо-культурная болезнь. И вместо того, чтобы обличать и бояться, нам стоит повернуться лицом друг к другу, чтобы найти причины этой болезни, помочь нашим детям излечиться от нее.

Поймите, ваши дети воровством часто пытаются Вам сказать о том, как сильно они чем-то сильно обеспокоены или несчастны (рис. 1).

Общешкольное родительское собрание «Причины детского воровства»





Объясните ребенку, что он ворует, потому что чувствует что-то плохое внутри себя, но если его поймают на воровстве, то он будет себя чувствовать еще хуже. Я составила для Вас памятку, чтобы если возникнет у Вас с ребенком такая проблема, вы смогли бы ей воспользоваться и помочь Вашему ребенку.

Спасибо Вам за Вашу работу в группах.

Спасибо за внимание и понимание данной проблемы!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обдумайте свое отношение к воровству. Все зависит от ваших представлений о проблеме. И запомните самое важное правило: учите ребенка честности на собственном примере.

Итак, когда вы поняли, почему ваш ребенок ворует, четко представляете себе причины детского воровства, теперь самое время поговорить с ребенком по душам соблюдая следующие правила:

  • Если ребенок "не пойман за руку", невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

  • Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дать волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

  • Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

  • Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах, как наказание пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

  • Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют "долг", а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить...

  • Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

  • Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

  • Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. "Я могу представить, как сильно тебе захотелось иметь эту вещь, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили".

Доверительная беседа - лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

А еще несколько незыблемых правил вашего поведения:

  • Не обсуждайте негативные поступ­ки своего ребенка в присутствии пос­торонних.

  • Не возвращайтесь к обсуждению кра­жи через некоторое время, после то­го, как ситуация уже разобрана и пе­режита.

  • Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны на­ходиться на видном месте.

  • Четко осуждайте конкретный посту­пок, а не личность ребенка.



© 2010-2022