- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на научно-практической конференции в КИПУ г. Симферополь
Доклад на научно-практической конференции в КИПУ г. Симферополь
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Запорожченко Ю.И. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Запорожченко Юрий Иванович, учитель высшей категории Голубинской СОШ и Танковской гимназии-интернат для одаренных детей Бахчисарайского р-на
"Роль классного руководителя в формировании личности ученика и его познавательного интереса"
Идти в ногу с динамично меняющей свое лицо страной , соответствовать укладу жизни окружающего мира, избегать его негативного влияния на подрастающее поколение, суметь воспитать в ученике несмотря ни на что, личность свободную, способную в дальнейшем созидать на благо страны и семьи . Именно эти мысли лейтмотивом прошли на 1-м крымском съезде классных руководителей - и в докладе нашего министра Дзоз В.А., и в выступлениях участников съезда. Конечно, на съезде обсуждались и проблемы, связанные с финансированием образования, оплатой труда учителя, отсутствия взаимодействия родителей и школы в воспитании детей, но пусть это будет темой отдельного разговора -очень нужного и важного для всех заинтересованных сторон. А мне позвольте поделиться опытом работы как классного руководителя с 30-летним стажем.
Успех работы классного руководителя во многом зависит от него самого как личности самобытной, незаурядной и просто интересной для детей. Так вот, уважаемые учителя и классные руководители, хотите быть интересными и быть всегда в центре детского внимания, играйте в суперинтеллектуальные игры, например, в дебаты, чем я и занимаюсь почти 15 лет.
Школьные дебаты в Украине да и во всем мире - это эпохальное событие в жизни школьника, потому что впервые в нашей стране детей профессионально учат отстаивать свое мнение, находить пути решения самых разных проблем общества. Нужно учесть, что игра в дебаты это не просто дискуссия, а целый свод действующих законов и правил, которых придерживаются игроки и судьи, а самое главное - это сообщество единомышленников, которые встречаются на региональных и международных т урнирах. В Украине играют на украинском, английском и русском языках в формате Карла Поппера, всемирном школьном и британского парламента. Но для начинающих подойдет итальянский формат. Здесь задействованы могут быть большие группы, например, весь класс, который мы делим на две группы - одна ЗА (А) , другая ПРОТИВ (N)
Можно предложить детям очень популярную среди учащихся тему "Родители должны всегда прислушиваться к мнению детей".
Прежде чем приступить к игре, необходимо объяснить правила игры: в группе может быть от 6 до 10 играющих, которые стоят друг против друга и опровергают аргументы и доказательства оппонентов, используя речевые клише, например -
Первой начинает команда ЗА(А) -
Здравствуйте уважаемые судьи, наши оппоненты и гости игры, тема нашей игры "Родители должны всегда прислушиваться к мнению детей" и мы как команда утверждения на протяжении всей игры будем доказывать, что родители должны всегда прислушиваться к мнению своих детей, ибо, не учитывая мнения детей, невозможно добиться согласия и понимания в семье, а поэтому наш первый аргумент:
- Согласие и взаимопонимание в семье превыше всего. Далее идут многочисленные доказательства и примеры, когда игнорирование мнения детей ведет к конфликтным ситуациям и в конечном итоге расколу семьи.
Далее в игру вступает первый игрок команды оппонентов ПРОТИВ(N)-
Приветствует всех и продолжает - "мы как команда опровержения на протяжении всей игры будем опровергать аргументы наших оппонентов и доказывать, что родители не всегда, а чаще всего и вообще не должны учитывать мнение детей, ибо только они несут ответственность перед законом, государством и совестью за воспитание детей, поэтому мы не согласны с аргументом наших оппонентов- "что согласие и взаимопонимание можно достичь, лишь учитывая мнение детей", а это значить , исполнять все их желания и даже прихоти, и поэтому наш первый аргумент -
Долг и ответственность родителей за воспитание стоят выше желаний детей и далее следуют доказательства. Следующие игроки команд по очереди выступают, каждый раз начинают свою речь "… мы не согласны с вашим аргументом или опровержением". Количество играющих и тем более аргументов неограниченно, главное, что бы дети в азарте игры не забывали употреблять клише и о логике аргументации и доказательной базы.
Главная задача команды убедить судей, что, именно, вы были в игре самые убедительные и достойны, именно вы, победы. Этот несложный формат очень популярен у учителей литературы, истории, химии, где возможно в острой дискуссии найти ответ на поставленный учителем вопрос. За ходом игры следят судьи из числа учителей, старшеклассников, учитывая при этом:
- соблюдение клише
- простота и логичность аргументов
- аргументированные опровержения
- корректность в отношении оппонентов
- общая презентация команды
При подведении итогов можно устроить небольшую дискуссию между командами - в чем были не правы оппоненты и в чем были правы они.
Для более старшей возрастной категории школьников подойдут дебаты в формате К.Поппера или всемирный школьный , где только три игрока в каждой команде и речь - это, как правило, образец ораторского искусства, выстроенной на умелой аргументации и контраргументации, подтвержденная реальными доказательствами. Понятно, что бы аргументировать - надо знать, а значить искать информацию, ибо главные принципы дебатных игр - честность и самостоятельность, т.е. ты должен сам найти реальные примеры к своим аргументам.
При подготовке к игре школьник окунается в мир информации, которую он должен получить из различных источников и, которые в конечном итоге, формируют его познавательный интерес и в большей степени интерес к учебе.
Из опрошенных мною 150 учащихся старших классов - только 30% получают информацию из учебников и учебного материала, остальные из разных источников - кружки и секции, кино и TV, видео и интернет, родители и другие источники. Поэтому, для играющих в дебаты нормальным считается, когда они часами просиживают в библиотеке или в интернете в поисках нужной информации, и вы их совсем не увидите в компаниях подозрительных подростков поздно вечером. Играющие в дебаты легко поступают в вузы и получают самые выгодные предложения от работодателей.
Выбор темы - очень важная составляющая формирования познавательного интереса. Поэтому при выборе темы для игры в дебаты очень важно учитывать весь комплекс особенностей учебной программы. Например, темы " Реклама -двигатель прогресса", "Человек -царь природы", "Компьютер дома" и другие перекликаются с темами школьных предметов, привлекают массовую аудиторию и превращаются в соревнование эрудитов и прекрасную научно-популярную беседу с приведением множества фактов за и против. Например, открытый дебатный турнир на родительском лектории по теме "Родители должны всегда прислушиваться к мнению детей" вызвал интерес у родителей и продолжился на последебатной дискуссии. А дебатный турнир по теме "Комендантский час для детей: за и против" собрал вместе почти весь педколлектив, учащихся и представителей нашей сельской администрации.
Конечно, в одной статье не возможно рассказать о всей технологии игр в дебаты, да и это можно с легкостью найти и в интернете и в многочисленных учебных пособиях по играм в дебаты, главная задача учителя, классного руководителя -организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни ученического коллектива, воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства. Это особенно актуально в современном мире и мои ученики должны осознавать себя свободными и полезными гражданами Украины и Крыма. И пусть слова И.В.Гете станут напутствием для каждого учителя и воспитателя -
Я предан этой мысли! Жизни годы
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!
Список использованной литературы
-
Оников Л.А. Краткий политический словарь. Политиздат, 1989 г.
-
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных навыков учащихся. М., 1988 г., с. 46
-
Бондаровский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании. М. 1983 г., с.14
-
Киперман С.А. Воспитание у школьников интереса к знаниям. К. 1989 г. с.6
-
Честных Ю.Н. Путь к сердцу ученика. с. 31
-
Пометун О.I. Сучасний урок. Киiв, "А.С.К.", 2005 .
-
Сущенко I. Дебати в школi. Тернопiль,"Астон", 2006 .
-
Дебати: Навч.посiб: Метод.рек.щодо ведення дебатiв. Киiв, А.П.Н., 2001 .
-
Суслова О., Семiколенкова О., Пометун О. Кроки до права. Киiв, А.П.Н. 2001.