Обобщение опыта работы по теме «Организация работы с родителями»

В данной статьё идёт речь о возможных формах работы с семьёй с целью активного включения родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Важно помнить, что  взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности.   Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших каче...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы по теме «Организация работы с родителями»


«Самое полезное в жизни - это собственный опыт»

Вальтер Скотт

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего - в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Основу этих отношений всё в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнёрство.

Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. У каждого классного руководителя в воспитательной работе есть направление, которое предполагает данную работу. Целевой установкой, которого является: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества у всех участников образовательного процесса.

Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Данные мероприятия могут принимать самые различные направления - от весёлого совместного отдыха до серьёзных общественных актов.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:

  • гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

  • признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

  • взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов - детей - родителей - общества;

  • преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

  • системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

  • открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Сотрудничества с родителями включает три основных направления:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Реализуя первое направление, я использую следующие формы: посещение семьи, диагностическая работа.

Начиная работу с классом, я должна максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Одной из главных форм работы со всеми родителями является собрание (организационные, тематические, итоговые). Групповые и индивидуальные тематические консультации, беседы проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании.

Второе направление предполагает: участие родителей в работе Управляющего совета школы и организацию работы родительского комитета.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс я пытаюсь с помощью следующих форм

( в своей программе эти формы я называю «Совместные дела с классом»).

Каждый год в сентябре- октябре ходим всем классом и родители, и дети в поход. Тематика разная, н-р «Правила поведения в лесу» или «Гуляй и присматривайся» ( родители отвечают за доставку всех членов нашего коллектива, за культурную программу ( викторины, спортивные игры и т. д.). Традицией в классе стало к каждому «Дню матери» готовить костюмированное представление: «Сорока-белобока», «Самая любимая, сказка о маме». Проводим различные спортивные состязания: «Папа, мама, я - спортивная семья» В этом классе очень активные папы. Провели в прошлом году мероприятие «Мой папа солдат» в этом году ребята готовили и представляли газеты о папах. Продолжили эту работу и создали альбом «Мой папа солдат» в альбом вошли фотографии. Вместе с ребятами мы взяли интервью у некоторых пап. Другим мы нашли стихотворения подходящие и т.д.. Но служили не все папы и чтобы не обидеть никого дети предложили сделать альбом «Мой папа лучше всех».

Сотрудничество родителей с детьми осуществляется также в период подготовки и проведения выставок. Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются домашние творческие задания. Так осенью дети вместе с родителями участвовали в недели «Осенняя мозаика», приготовили оригинальные поделки из овощей, прекрасные букеты и сочиняли сказки. Помогают в организации классных часов. Н-р есть в классе фельдшер Фапа ,она провела ряд классных часов по темам «Питание» и «Гигиена», выступала неоднократно на родительских собраниях. Приглашаю родителей для участия на уроки. Н-р технологии (Работа с бросовым материалом). Многие родители с увлечением организуют кружковую работу. В тематическом планировании кружка «Своими руками» предусмотрены темы «Золотые руки пап и мам», это раз в четверть участие кого-то из родителей в кружке. Н-р «Солнышко» в стили оригами нас научила делать одна мама вместе со своим сыном Ежегодно родители помогают организовывать акцию «Покормите птиц зимой». Большое внимание уделяю проведению КТД. Конечно же, мы не забываем и про более старшее поколение это наши бабушки и дедушки: акции «Доброе сердце», оказание помощи престарелым. В этом учебном году мы провели мероприятие «День бабушек». Родители участвуют в изготовлении костюмов, в оформлении сцены и зрительного зала (подготавливая совместно изопродукцию). Иногда родители выступают на вечере, спектакле вместе с детьми как актеры.

Определенный вклад в совершенствование материально-технической базы школы вносят родители и школьники, осуществляющие ремонт и оборудование учебных помещений. В конце года проводим итоговое мероприятие, где подводим итоги прошедшего учебного года. Привлечение родителей к сотрудничеству во внеурочной работе возможно посредством различных средств и способов. В ряду значимых средств выделяю:

  1. заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества по учебной работе в сферу семейных отношений;

  2. заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;

  3. стремление помочь учителю в эффективной организации занятий, проводимых вне школы (на производстве, в семье);

  4. потребность родителей в совместном выполнении учебно-познавательных и других видов заданий в домашних условиях.

Заканчивая свою статью, хочется отметить, что взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности.


















































© 2010-2022