Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я-дружная семья

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете директор МОУСОШ №156

«___»___________ __________О.Н.Балахонова

«__» ____________


Воспитательная система класса

« Мой дом, мой класс и Я - дружная семья»

Возраст детей: 7-11 лет

Сроки реализации: 4 года

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семьяВоспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Автор программы: Фогель Оксана Викторовна

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья


  1. Информационная карта программы.

  2. Основные идеи программы.

  3. Введение.

  4. Цель и задачи.

  5. Концептуальные основы.

  6. Методическое обеспечение.

  7. Сроки реализации.

  8. Ожидаемый результат.

  9. Критерии оценки эффективности.

  10. Литература.






Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

1

Направление

Воспитательная программа классного руководителя « Мой дом, мой класс и я - дружная семья»

2

Сроки реализации программы

2010-2014 год

3

Наименование учреждения

-юридический адрес

телефон

МОУ СОШ №156

6о3о68 г.Нижний Новгород

Ул. Красносормовская, 4б

2266702

4

Автор программы

(Ф.И. О. должность)

Гурина Оксана Викторовна

(учитель начальных классов, классный руководитель)

5

Обоснование актуальности программы

Учащиеся выступают не только на правах участников, но и на правах соавторов.

6

Цель программы.

Задачи программы.

Цель Программы:

Создание условий для формирования системы ценностей, влияющих на жизненное самоопределение.

Задачи Программы:

  • создать условия для приобретения целостных знаний о мире;

  • воспитывать духовно-нравственные качества личности;

  • создать условия для формирования детского коллектива;

  • формировать представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле;

  • вовлечь всех участников воспитательно-образовательного процесса в социально-значимую деятельность.

7

Краткая аннотация содержания Программы.

Программа объединяет и систематизирует деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, акцентируя внимание на гражданско-патриотическом воспитании. Основные направления программы представлены через социальное проектирование, КТД, учебную и внеклассную деятельность, организацию каникулярной занятости.

8

География Программы, количество участников.

МОУ СОШ №156, 1 «А» класс, педагоги, родители (законные преставители)

9

Сроки выполнения Программы.

2010 - 2014 годы








Воспитательная программа « Мой дом, мой класс и Я - дружная семья »











Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья























То, что идёт от сердца,

до сердца и доходит.

Пайэтт

Введение


Программа определяет основные функции, направления, методы и формы развития класса и каждого ребёнка в отдельности. Основной акцент делается на работу с детьми через привлечение их к социально-значимой деятельности, направленной на строительство своего «Я», провозглашения высшими ценностями Семьи, Родины, Толерантности.

Участники программы:

  1. Учащиеся класса

  2. Педагоги школы

  3. Родители учащихся.

Постановка проблемы


Образовательное учреждение призвано сформировать гражданскую позицию каждого учащегося, его готовность и способность к выполнению своего конституционного долга и обязанности по защите Родины. Государство заинтересованно в том, чтобы выпускники школы имели чёткую гражданскую позицию, были патриотами России.

Учащиеся проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продлённого дня во внеурочное время- всё это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная «классная жизнь», которая будет способствовать развитию личности.

Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени - формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, с педагогами, младшими и старшими. Именно в начальных классах ученик познаёт азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием - одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей?

Уровень формирования гражданских качеств начинается непосредственно с рождения человека. Основы гражданственности закладываются в семье. Школа, несомненно, принимает активное участие в формировании данных качеств. Человек воспитывается в коллективе, в нём же он и развивается, самоутверждается, учится дружить, уважать, быть терпимым…

Классный коллектив становится миниатюрой общества, в которой проецируются проблемы «взрослой жизни». При опросах, беседах, участии в различных мероприятиях было выявлено, что учащиеся ведут себя «двояко»: на глазах родителей и педагогов - образцы для подражания, вне поля зрения - поведение, отношения внутри коллектива не вписываются в нормы общественного поведения. Мы провели исследования «внутренней», скрытой позиции, которая почти всегда является основой мотивации поступков и поведения.

Исследование уровня гражданственности (методика Шиловой) показала, что большинство учащихся имеют низкий и средний уровень, т.е. не достаточно сформированную гражданскую позицию для ученика начальной школы.

Активное, осознанное участие во всех делах класса, школы, направленных на формирование гражданско-патриотических качеств личности, и одновременно низкий и средний уровень гражданственности вызывают особую тревогу. Эта проблема на сегодняшний день является наиболее актуальной для класса. Поэтому создание программы развития класса, основанной на гражданско-патриотическом воспитании на 2010-2014 г.г., сможет «выравнить» границы между «внешней» активностью и «внутренней» позицией.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя. Решая проблему развития интеллектуально-творческого потенциала детей, важно понимать, как правильно построенная система воспитательной работы будет способствовать проявлению познавательной активности, желания постоянно узнавать что-то новое.






Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья


Задачи:

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Сформировать единый детский коллектив. Воспитывать умение оценивать хорошие и плохие поступки своих товарищей, заботиться о своём коллективе.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

- Добиваться высокого уровня знаний, развивать эрудицию, формировать потребности в самообразовании, воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

- Воспитывать, присваивать навыки культурного поведения в школе, дома, на улице.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семьяПриобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и присвоение этих ценностей (воспитание доброжелательности друг к другу, уважение к старшим, любовь к младшим).

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Уделять внимание экологическому воспитанию младших школьников.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Развивать художественные интересы, творческие способности.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семьяСпособствовать физическому развитию и укреплению здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Формирование самостоятельности учащихся.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Формирование желания активно преобразовать действительность.

Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

В классе необходимо создать условия для социализации детей в окружающем мире через интеграцию основного и дополнительного образования, через создание удивительной «классной жизни».

Объединяются три вида деятельности: учебная, кружковая и внеурочная. Данный подход позволяет охватить большее количество детей, мотивируя их на успешное обучение, вовлекая их как во внеурочные мероприятия, так и в деятельность в составе объединений дополнительного образования.

Применяя знаниевый подход (по Н.Савотиной), мы согласны с тем, что именно научные знания позволяют человеку действовать свободно и ответственно, т.е. под влиянием рационального импульса изнутри, а не воздействие извне.

Вовлекая детей в кружки, мы делаем реальной возможность создания небольшого сплочённого коллектива на почве наличия общих интересов и увлечений. Совместное творчество учащихся, педагогов и родителей позволяет направить учебно-воспитательную деятельность на формирование чёткой гражданской позиции школьников. «Педагогика поддержки» (О.Газман) усилит ожидаемый результат. Непременно нужно учитывать особенности младшего возраста - стремление к взрослости, самостоятельности, потребность в общественном признании.

Руководитель прежде всего исполняет роль консультанта, равного среди равных, это позволяет учащимся осознать свою личную ответственность за результат дела. Деятельность людей должна быть общественно значимой, направленной на реализацию собственных проектов. В своём сообществе ребёнок должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчинённого, генератора идей и творческого исполнителя, партнёра и конкурента.

В основу программы были положены следующие принципы и подходы:

1) принцип открытости - младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем;

2) принцип привлекательности будущего дела - классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела;

3) принцип природосообразности - надо принимать ребёнка таким, каков он есть;

4) принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;

5) принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия;

6) принцип выбора - развитие индивидуальности и субъектности;

7) принцип творчества и успеха;

8) принцип контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель-ученик-класс»;

Программа строится на основе соуправления, то есть через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.

Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:

- овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьника;

- тесная связь семьи и школы;

- чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;

- развитие внеурочной кружковой работы - внеурочные творческие мероприятия;

- творчество, инициатива детей, родителей педагогов;

- создание материально-технической базы;

- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.







Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Отличительные особенности программы: программа создана учителем начальных классов МОУ СОШ № 156 Гуриной Оксаной Викторовной.

Возраст детей: 7 -11 лет

Сроки реализации программы: 4 года.

Формы занятий:

В ней предусмотрены такие формы занятий: традиционные тематические часы, игры, ролевые ситуации, конкурсы, беседы, выставки, написание сочинений, рисование, соревнования, круглые столы, походы, КВН, ролевые ситуации, праздники.


Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

1-й этап - Проектный

(2010-2011)

1 класс

« ПЕРВЫЕ ШАГИ» Давайте, познакомимся.

Изучить интересы, потребности, склонности и другие личностные характеристики учащихся.

Спроектировать желаемый образ класса.

Определить перспективы жизнедеятельности классного коллектива.

Изучить отношения в классном коллективе.

Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлечённых в жизнедеятельность классной общности.

Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Направление деятельности

1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий»

2. Методика «Цветик-семицветик»

3. Методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и определения их общественной активности, составление картины интересов и увлечений детей.

4. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс»

5. Тестирование сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив», «Мы - коллектив? Мы - коллектив… Мы коллектив!», конкурс рисунков «Я в моём классе», социометрические методы.

6. КТД «Мир интересов моей семьи»

7. Тесты Андреевой «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью», Степановой «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения»

2 -й этап - Этап становления системы

(2011-2012)

2 класс

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»»

( деятельность по сплочению классного коллектива)

Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нём, привлекательный для членов классного общества.

Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

Направление деятельности

  1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника».

  2. Ролевая игра «Планета друзей».

  3. КТД «Экологическая тропа класса»

  4. Игра «Приходи к нам в будущее».

  5. Конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться».

  6. Игра «Есть корабль, где все капитаны».

  7. Вечер «Мир моих увлечений».

  8. Творческое дело «Устав класса».

  9. Конкурс «Герб класса»

3 этап - Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребёнка.

(2012-2014)

3-4 классы

« ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ,

КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»

Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного общества.







Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Идеальный и самый продуктивный вариант это равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребёнка, направленное на благополучие и гармоничное развитие последнего.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе : Кто я? Какой я? Чего хочу? Чего я могу? И т.д.

Хотелось бы, чтобы после реализации этого проекта, выпускник 4 класса стал личностью, способной строить достойную жизнь, умеющий думать, размышлять. Умел формировать своё мнение по вопросам, касающимся жизни класса и школы, умел найти себя в творчестве.

Воспитательные мероприятия должны сформировать у учащихся культуру общения, развить коммуникативные умения.

Высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.

Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.

Учитель - главная фигура в образовательном процессе. Поэтому работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложнее. Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески.

Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании. Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Организуя любую деятельность ученика, мы должны предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Очень хочется помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья.

Если ученикам нашего класса удастся добиться успеха в школе, у него будут все шансы добиться успеха в жизни.

Ожидаемые результаты:

-увеличение уровня личностных достижений учащихся ( победы в конкурсах, соревнованиях)

-духовное, нравственное, гражданско-патриотическое становление учащихся;

-укрепление связи между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

-формирование «моды на здоровый образ жизни»;

-реализация социальных проектов.


















Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья

Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и гражданственности, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма.

  • Количественные показатели (охват общественности, востребованность, значимость, количество конкретных дел).

  • Показатель гражданского развития личности (Методика Шиловой)

  • Показатели общественного мнения (заинтересованность социальных партнёров, популярность ведущих форм деятельности, отклик в средствах массовой информации).

  • Технологические показатели (уровень организации деятельности в целом и отдельных мероприятий, чёткость и эффективность управления).

  • Экономические показатели (соотнесение материальных затрат с социально-педагогическим эффектом).

  • Удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

  • Сформированность классного коллектива.

В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики, как:

- методика Шиловой М.И. «Изучение воспитанности школьников»;

- методика Битинаса Б.П. «Диагностика ценностных отношений школьника»;

- тест Андреевой А.А. «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;

- анкета «Я и моя школа»;

- тест Щурковой Н.Е. «Размышляем о жизненном опыте» и д.р.







Воспитательная система класса Мой дом, моя семья и Я- дружная семья



1.Е.Н. Степанов « Педагогу о воспитательной системе школы и класса»

2.Е.Н.Степанов « Воспитательная система класса, теория и практика»

3. Г.К. Селевко «Воспитательные технологии.»

4. М.П.Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе»

5. Журнал « Справочник классного руководителя»

6. Журнал « Классный руководитель»

7. Журнал « Воспитательная работа в школе»

8. Л.И.Божович « Личность и ее формирование в детском возрасте»

9. Н. И. Дереклеева « Справочник классного руководителя»




© 2010-2022