Классный час на тему Безопасная дорога в школу

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему «Безопасная дорога в школу»

Цель: 1. Воспитание чувства самосохранения.

2. Актуализация знаний об источниках опасностей на улицах города и безопасном поведении.

3. Выработка и закрепление навыков безопасного поведения.

4. Выработка навыков безопасного поведения в конкретной ситуации.

Ход занятия:

Мотивационный этап.

Мотивация детей осуществляется путем формулировки вопроса к детской аудитории, на который дети ответят положительно.

- Хотите ли вы избежать опасностей, которые могут подстерегать детей на улицах города?

- Да!

Дополнительная мотивация (она должна предшествовать заданному вопросу) может состоять в демонстрации детям видеороликов, электронных презентаций, демонстрирующих возможные опасные ситуации на улицах города. Или в приведении статистических данных по дорожно-транспортному и другим видам травматизма детей, или в виде рассказов о конкретных ситуациях, в которых неосторожное поведение ребенка привело к несчастным случаям.

Этап 1: Оценка знаний, установок, убеждений учащихся по обсуждаемой теме.

Чтобы выяснить, что непосредственно знают дети об опасностях, подстерегающих их на улицах городов, зададим вопрос всему классу:

- Какие опасности могут подстерегать на улице детей вашего возраста по дороге в школу, во время прогулок?

Дети будут перечислять всевозможные опасности, а учитель просит объяснить, в чем именно состоит опасность и составляет список опасностей на доске или ватмане цветными маркерами. Этот список должен дополняться во время последующей работы и сохраняться на видном месте во время всего классного часа, а, желательно, и несколько дней после него. Можно оформить его в виде стенгазеты и вывесить в общий коридор, чтобы дети других классов также могли вспомнить о безопасном поведении на улице.

Во время работы следует принимать без обсуждения все мнения ребят.

По окончании «мозгового штурма» учитель будет иметь представление о том, какие знания имеют дети его класса по данному вопросу, о каких опасностях помнят. Опираясь на эти знания, учитель проводит следующий этап урока.

Этап 2: Сообщение новой информации, обобщения и дополнения детских представлений по данному вопросу.

На данном этапе учитель дополняет и обобщает представления детей об опасностях городской среды. В зависимости от того, какие представления «западают», и ведется дальнейшая беседа. Если учитель знает заранее о самых «слабых »местах, то именно этим опасностям он и уделяет наибольшее внимание.

Желательно, чтобы были упомянуты следующие опасности (О каких- то из них дети наверняка забудут упомянуть, тогда следует с согласия детей внести их в общий список. Хорошо, если это будет теперь делать кто-то из детей):

- Движущиеся автомобили.

- Стоящие на обочине дороги автомобили, особенно автобусы (закрывают обзор дороги).

- Припаркованные во дворах автомобили (могут неожиданно поехать).

- Растения (среди них могут быть ядовитые).

- Деревья и кусты вдоль дороги (закрывают обзор дороги).

- Люки канализации (могут быть отрыты или плохо закрыты).

- Животные (могут быть агрессивны или являться переносчиками опасных заболеваний, особенно птицы).

- Подворотни и арки (из них могут неожиданно выехать автомашины).

- Край тротуара (слишком близко от движущихся автомобилей).

- Нерегулируемые перекрестки (опасность перехода).

- Крыши домов, на которых в оттепель могут быть сосульки.

- Открытые окна и балконы домов (из которых могут выпадать тяжелые предметы).

- Тротуары, покрытые коркой льда или глинистая сырая почва (опасность поскользнуться).

- Качели во дворе (можно получить травму, если нарушить безопасное расстояние).

- Нетрезвые граждане, незнакомцы, которые вдруг проявляют к вам интерес, заговаривают с вами без видимой причины.

- Уличные грабители.

Когда учитель называет опасности, упущенные детьми, он просит их объяснить, в чем именно состоит опасность этого предмета или явления.

Заранее можно подготовить материал о том, какие «необычные» опасности могут подстерегать ребенка и как их можно избежать.

Возможные опасности:

  1. Опасности на тротуаре.

Не ходите вблизи стен домов. Тысячи людей до вас, пренебрегшие этим несложным правилом, навсегда распрощались со своей жизнью.
Зимой и весной наши глупые головы поджидают свесившиеся с крыш спрессованные до состояния льда языки снега и огромные, заостренные, как пики, сосульки. Нередко они обрываются вместе с заледенелым жестяным водостоком, увеличивая тем площадь поражения.

Не меньше угрозы таят в себе весенние водосточные трубы. Расплавившийся под солнечными лучами на крышах снег устремляется в жестяные желоба труб, которые внизу, у земли, еще не оттаяли. Ледяные пробки сдерживают поток талой воды, и она ночью под воздействием заморозков застывает. В результате образуется многометровый ледяной столб высотой от земли до крыши. Не рассчитанные на чрезмерные нагрузки крепежные крюки могут выскочить из стены, или сами жестяные трубы могут обломиться, и сотни килограммов монолитного льда обрушатся вниз. От таких выгнутых, деформированных, наклоненных в верхней части труб, равно как от полуоторванных водостоков, лучше держаться подальше.

Наконец, бригада дворников, взявшая подряд на очистку крыш от снега может не огородить место его падения веревкой. Если вы видите перегороженный бечевой участок тротуара или лежащий горкой на асфальте свежий лед, снег, мусор - обойдите это место, не пытайтесь сократить путь, подлезая под ограждение.

Летом и осенью пространство по периметру домов опасно за счет падения разрушающихся конструкций фасада, крыши (кусков штукатурки, отдельных вывалившихся кирпичей, лепных украшений и т.п.), проводимых сезонных ремонтов кровли и стен, падения цветочных горшков и бытовых предметов с балконов и окон. Известен случай, когда прохожий, идущий мимо общежития, был покалечен десятикилограммовым куском замороженного мяса, упущенного достававшей его хозяйкой (она вместо холодильника хранила продукты в сетке авоське, вывешенной за окно).

В любое время года людям угрожают наглядная агитация и реклама, установленные на крышах и повешенные на стенах домов.
Любую покосившуюся вибрирующую на ветру или заброшенную хозяевами рекламную конструкцию следует истолковывать как источник повышенной опасности.

Если, идя по тротуару, вы услышали предупреждающий крик или подозрительный, идущий сверху звук - немедленно отпрыгните как можно дальше от дома или, если вы от него близко, вплотную прижмитесь к стене, где вас от падающих предметов могут защитить балконы, карнизы и другие случайные выступы на стене. Голову необходимо закрыть руками, а еще лучше - портфелем, "дипломатом" или хозяйственной сумкой.

Пытаться, услышав предупреждающий крик, смотреть, что там на вас падает - большая и к сожалению, распространенная ошибка. Не смотреть надо - спасаться! После того как опасность миновала - выждите возле стены секунд сорок, а уж потом, если больше ничего не произошло, осматривайтесь.

Если Вы идете слишком близко от пpоезжей части, Вас может задеть автомобиль, вынесенный аваpией на тpотуаp. Был случай, когда пpохожего убило штангой тpолейбуса, у котоpой лопнула pессоpа.

  1. На перекрестке.

Не маневpиpуйте на пеpекpестке вблизи завоpачивающего тpанспоpта: у автобуса тpаектоpия боpта может опасно отличаться от той, котоpую вычислите Вы. Подпиpаемые сзади такими же тоpопливыми, Вы не сможете отскочить, даже если успели бы.Ожидая зеленого света на пеpеходе, стойте подальше от кpая тpотуаpа: пеpекpесток -- самое аваpийное место.

  1. При посадке в транспорт.

Не вскакивайте в двеpь тpанспоpта, котоpая вот-вот закpоется, может 4. статься, что успеет только Ваша нога. В лучшем случае Вас пpотащит несколько метpов в опасной близости от колеса.
4. Канализационные люки.

Не наступайте на люки: они могут пеpевеpнуться под Вами.

Открытый люк - это абсолютная угроза, которая даже не нуждается в особом объяснении. Это возможность оказаться под землёй невнимательным людям днём и даже очень внимательным в вечернее и ночное время. Но более опасны не полностью закрытые люки. Наступив на край отодвинутой крышки люка, человек переворачивает её, и, теряя опору, падает вниз. При этом он получает травмы от самого падения, а также от защемления или удара тяжёлой чугунной крышкой люка. Наибольшую опасность представляют собой полузакрытые люки для детей. Если для взрослого человека такие травмы могут быть весьма существенными и тяжёлыми, то для ребёнка падение в люк канализационного колодца может закончиться летальным исходом. Помимо возможного смертельного удара по голове падающей крышкой, ребёнок может утонуть или задохнуться в магистральной канализационной трубе.

Необходимо обратить своё внимание на тот факт, что подземные коммуникации не проветриваются, вообще, что приводит к накоплению в них разного рода тяжёлых газов, например, пропана, сероводорода или углекислого газа. Обыкновенно, в колодцах и, вообще, в системе подземных коммуникаций скапливается некий коктейль очень опасных для жизни газов, который при вдыхании приводит почти к мгновенной потере сознания и гибели. Поэтому, нахождение людей под землёй в системе подземных коммуникаций должно быть безопасным, если оно запланировано.

  1. Промоины.

Особым и более сложным случаем являются промоины, которые образуются в результате прорывов воды в городских магистральных и локальных трубопроводах. Здесь предвидеть пустоту под асфальтом, чтобы обойти и не попасть в опасную ситуацию практически, невозможно. Особенно, страшно, если эта пустота под тонким слоем асфальта образовалась в результате прорыва трубопровода горячей воды. Стоит наступить на такую «прикрытую» асфальтом пустоту, как можно оказаться в глубокой яме, а в некоторых случаях, даже залитой кипятком.

  1. Бесхозные предметы.

Не футбольте пpедметы: они могут оказаться тяжелее, чем Вы думаете.
6. Опасная толпа.

Бойтесь толпы в любом месте: в автобусе, на митинге, в очеpеди, в кинотеатре и т.д. Стаpайтесь не мешаться с человеческой массой. Толпа лишает Вас маневpа в случае опасности. Она может pаздавить Вас в веpтикальном положении, или уpонить и пройтись по Вашим pебpам, или выдавить Вами витpину, или сломать Вами поpучни огpаждения.
Пpи опасности сдваливания деpжите напpяженные пpедплечья гоpизонтально пpижатыми к pебpам с боков, кулаки сжатые. Это пpедохpанит Вашу гpудную клетку от сминанияЕсли видите, что собирается толпа, лучше смените свое местонахождение.

7.Уличные грабежи.

Если Вы носите сумку чеpез плечо, помещайте ее не сзади, а сбоку или даже спеpеди. Пеpебpасывайте лямку чеpез голову. Обычный пpием гpабежа в цивилизованных стpанах -- сpывание сумки пpоезжающим мотоциклистом. Такое пpоисшествие более веpоятно, если Вы идете по ходу тpанспоpта, то есть пpоезжая часть -- слева от Вас. Деньги и документы деpжите во внутpенних каpманах, но поглубже. Если на Вас пальто и пиджак, то бумажник прячьте во внутренний карман пиджака. Самый уязвимый карман -- задний на брюках. Воры называют его "чужой карман".Пуговицы, или "молнии", или кнопки лучше иметь на всех наpужных и внутpенних каpманах. Не носите доpогие вещи, например сотовый телефон открыто.

На улице Вас ожидают многие непpиятности : ограбление, кpажа, наезд тpанспоpтного сpедства, падение тяжелых пpедметов на голову и т.д.
Чтобы с готовностью встретить уличные опасности, не ходите по улице с наушниками, то есть не слушайте попутно магнитофон или радио: можно не услышать приближающийся автомобиль, подкрадывающегося сзади негодяя или чье-то последнее предупреждение.

Этап 3: Формирование и развитие отношения, навыка, убеждений по обсуждаемой теме в ходе группового обсуждения или дискуссии (кооперативное обучение).

Для дальнейшего формирования чувства самосохранения и убежденности в необходимости соблюдать правила безопасного поведения, дети разбиваются на группы по 4-5 человек. В группах желательно распределить роли: ведущего, докладчика, секретаря, хронометриста.

Задание группам: составьте памятку безопасного поведения на улице для учащегося начальной школы.

Задание может быть общим для всех групп, но можно его и разделить на подтемы:

- безопасность по дороге в школу;

- безопасность во дворе;

- безопасность при переходе дороги;

- безопасность при общении с незнакомцами на улице.

Желательно, чтобы памятка была сразу аккуратно оформлена на заранее заготовленных цветных красивых листах, по окончании работы листы с памятками сразу наклеиваются на ватман и газета - памятка для подшефного класса начальной школы готова. На следующий день ее можно торжественно вручить учащимся младшей школы.

Этап 4: Применение нового навыка на практике, приобретение опыта.

На завершающем этапе занятия, учитель предлагает детям еще раз вернуться к списку опасностей и выделить в нем те опасности, которые наиболее часто встречаются в их жизни и могут привести к наиболее тяжелым последствиям для здоровья. Несомненно, что это опасности, связанные с автомобильным транспортом.

-Каждый день по дороге в школу вы сталкиваетесь с множеством потенциально опасных ситуаций, давайте с вами подумаем, как их избежать.

На этом этапе урока нужно предложить детям создать новые группы. В одну группу должны объединиться дети, которые идут в школу одной дорогой.

Задания группам:

Составьте, пожалуйста, схему вашего пути от самого дома до школы. Отметьте на этой схеме самые опасные участки. Опишите источники опасности и способы избегания этой опасности. Наиболее опасные участки пути выделите красным цветом. Источники повышенной опасности отметьте красными восклицательными знаками.

Убедитесь, что вы ходите в школу самым безопасным путем. Посмотрите, нельзя ли выбрать более безопасную дорогу.

Схемы микрорайона можно заранее найти в Интернете и распечатать. Так что детям нужно будет только нарисовать возможные пути следования и оценить уровень их опасности.

Завершив работу, группы рассказывают, какие опасности встречаются им на пути и как они намерены их избегать. Готовые схемы с условными обозначениями подписываются членами группы и помещаются на лист ватмана. Получившаяся газета вывешиваются в классе или другом доступном детям месте.

Этот классный час хорошо провести перед классным родительским собранием, посвященным вопросам безопасности детей. На собрании желательно познакомить родителей с созданными их детьми схемами пути. Родители будут иметь возможность понять, все ли опасности пути видят и адекватно оценивают их дети и смогут дома дополнительно скорректировать поведение ребенка.

Рефлексия.

- Что вы сегодня узнали нового о своей безопасности?

- Что вы узнали нового о себе?


© 2010-2022