- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа краеведческого кружка По малой родине моей
Рабочая программа краеведческого кружка По малой родине моей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абросимова В.В. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
76Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Якшур-Бодьинский дом детского творчества
Утверждаю
«___»_____________2014 г
Директор МБОУ Якшур-Бодьинский ДДТ
________________ Пермякова Е. К.
Приказ №__________от__________
Программа краеведческого кружка
« По малой Родине моей»
Руководитель: педагог
дополнительного образования
Абросимова Валентина
Викторовна
2014-2015 уч. год
"Любовь к родному краю,
знания его истории - основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества."
Д.С.Лихачёв
Пояснительная записка.
В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Сегодня остро ощущается необходимость возрождения духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении прошлого и настоящего своей "малой родины" у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема - соединение обучения с жизнью. Краеведение - одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Краеведение пока не стало обязательным предметом для образовательных учебных заведений, но сама жизнь требует, чтобы эта наука имела место в общеобразовательной школе. Возможности для этого предоставляет внеклассная работа с учащимися.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу.
Программа "По малой Родине моей" предназначена для проведения занятий в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 10-15 лет. Программа на три года обучения, по 4 часа в неделю. Итого 144 часа за год, за 2 года - 288 часа, за 3 года - 442 часа.
Новизна программы заключается в том, что данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Отличительная особенность программы от уже существующих, состоит в том, что содержание программы рассчитано на всестороннее изучение, исследование истории, хозяйства, природы, населения, культуры и быта своего муниципального образования Мукшинское.
Курс рассчитан на три года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Цели программы: Познакомить учащихся с историко-культурным наследием МО «Мукшинское»; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы 1 года обучения:
1.Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.
7. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Знания и умения 1 года обучения.
-
Овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций региональной, отечественной и всеобщей истории
2. Сформировать готовность жить и трудиться в своем селе, участвовать в его развитии
3. Приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников, проведения исторических параллелей
4.Получить навыки самостоятельного приобретения знаний.
Механизм реализации программы:
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия.
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном селе.
Задачи 2 года обучения
1. Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
2. Составлять доклады, рефераты
3. Оформлять дневник похода
4. Применять полученные знания на практике
5. Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
6.Практиковаться в умении проводить экскурсии.
Знания и умения 2 года обучения.
-
У обучающихся должны сформироваться знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины».
-
Уметь создание слайд-фильмов, презентаций по итогам исследовательских работ.
-
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;
-
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Цель 3 года обучения(Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми)
Развитие устойчивого и глубокого интереса к истории края, сознательное приобретение знаний и навыков, профессиональная ранняя ориентация.
Задачи:
1. Приобщать детей к культурным ценностям.
2. Способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.
3. Способствовать развитию авторских идей.
4. Развитие самостоятельности.
5. Углубленное изучение документов, источников.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал.
Содержание программы объединения (третий год обучения)
-
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы. Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Практика. Работа в музее, знакомство с каталогом музейных экспонатов. Практикум по поиску интернет -ресурсов 12 ч (4/8)
-
«Малый уголок великой России». История деревень МО Мукшинское. Теория. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села. Практика. Отбор фактического материала. Проведение научно - исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названий деревень 46 ч (12/34)
-
Без корней нет дерева, корнями славен человек. Теория. Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий. Практика. Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.12 ч (4/8)
-
Подготовка к республиканский конкурсу среди учащихся образовательных учреждений «Лучший экскурсовод года». Теория. Знакомство с положением «Лучший экскурсовод года».. Требования к оформлению работы. Практика. Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой. 12 ч (4/8)
-
Подготовка к республиканской олимпиаде по школьному историческому краеведению. Теория. Алгоритм написания эссе, классификация. Клише для написания эссе. Практика. Написание сочинений, эссе о земляке, о селе, о крае. Собирать материал, систематизировать и обобщать. Научиться пользоваться с источниками информации: периодической печатью, научными журналами, видеофильмами, дисками, интернетом, телевидением. Гордиться своей малой Родиной. Научиться выступать с докладом перед аудиторией. 12 ч (3/9)
-
Подготовка к республиканскому конкурс мультимедийных проектов «Музей семьи в Удмуртии- виртуальный музей будущего». Теория. Изучить опыт по созданию видеофильмов в программе Мове Макер. Практика. Подбор материалов периодической печати, научных журналов, фондов семейных архивов для создания видеофильмов. Создание видофильмов об истории семьи. 14 ч (4/10)
-
Муниципальное объединение Мукшинское в годы ВОВ. Теория. знакомство с Книгой Памяти по Як- Бодьинскому району, с имеющимися в школьном краеведческом музее материалами об истории школы. История возникновения школ на территории Сарапульского уезда по книге Макурина В.В. История железной дороги Балезино-Ижевск Практика. Работа с Книгой Памяти по Як- Бодьинскому району. История интерната в деревне Мукши для детей сирот. Ветераны-строители железной дороги Балезино-Ижевск. Встреча с Максимовой З.А. работавшей в годы войны на строительстве. Встречи с ветеранов трудового фронта. Выпуск слайд-фильма о ветеранах трудового фронта. Составление каталога, имеющихся в школе архивных материалов, исследовательских работ по теме ВОВ. 36 ч (10/26)
Итого 144 ч (43/101)
Учебно-тематическое планирование (3 год обучения)
Содержание
Количество часов
Всего
теория
Практика
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы
12
4
8
Вводное занятие. Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Задачи обучения. (Игровая программа)
2
Работа с архивными документами с использованием интернет-ресурсов
2
Методика написания исследовательской работы.
2
4
Рекомендации по составлению презентаций к исследовательской работе.
2
«Малый уголок великой России». История деревень МО Мукшинское
46
12
34
Традиции и обычаи края.
Понятия традиция, обычай. Традиции старины.
1
3
История деревни Урсо и окрестная топонимика.
1
3
История четырех тополей-великанов у мукшинского пруда.
1
3
Встреча с краеведом В. Ивановой.
2
История деревни Кутоншур, деревня в годы ВОВ.
2
4
История деревень Дмитриевка, Чекерово
2
4
Работа над оформлением исследовательской работы
2
6
Что такое геральдика, история возникновения геральдических символов. Составление кроссвордов по данной теме.
1
3
Геральдические символы Удмуртии, Як-Бодьинского района, МБОУ Мукшинская СОШ.
1
3
Творческие работы, конкурсы.
1
3
Без корней нет дерева, корнями славен человек
12
4
8
Написание сочинений учащимися начального звена «Моя родословная»
1
3
Разновидности оформления родословного древа с использованием трафаретов, компьютерных технологий.
2
4
Составление родословного древа семьи.
1
3
Подготовка к республиканский конкурсу среди учащихся образовательных учреждений «Лучший экскурсовод года»
12
4
8
Работа с архивными материалами музея МБОУ Мукшинская СОШ.
2
2
Составление текстов-историй музейных экспонатов.
1
3
Составление презентации
1
3
Подготовка к республиканской олимпиаде по школьному историческому краеведению
12
3
9
Решение тестов
1
3
Требования к эссэ, критерии оценивания, написание эссэ.
1
4
Описание музейного экспоната.
1
2
Подготовка к республиканскому конкурс мультимедийных проектов «Музей семьи в Удмуртии- виртуальный музей будущего»
14
4
10
Что такое мультимедийный проект?
1
3
Сбор материала для проекта
1
4
Работа над составлением проекта
2
3
Муниципальное объединение Мукшинское в годы ВОВ
36
10
26
Работа с Книгой Памяти по Як- Бодьинскому району, сверка данных архивных данных школьного музея с данными книги об ушедших на фронт.
2
4
История интерната в деревне Мукши для детей сирот
2
4
Ветераны-строители железной дороги Балезино-Ижевск
1
3
Встреча с Максимовой З.А. работавшей в годы войны на строительстве. Взятие интервью.
2
Встречи и интервьюирование ветеранов трудового фронта.
2
4
Выпуск слайд-фильма о ветеранах трудового фронта.
2
4
Составление каталога, имеющихся в школе архивных материалов, исследовательских работ по теме ВОВ
1
5
Итого
144 час
43
101
Содержание программы объединения (второго года обучения)
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы
Теория. Вводное занятие. Возможные направления собирательской работы. Практика. Программные вопросы интервью, анкетирования. Систематизация и хранение материалов. 12 ч (4/8)
Деревня, в которой мы живём (подготовка к республиканскому конкурсу туристско-краеведческих маршрутов «Родные просторы»)
Теория. История русской глинобитной печи. История лаптя. Мифология в жизни удмуртского народа. Практика. Экскурсия по туристической тропе «В гости к лаптю», «В гости к Вукозё». Встреча с автором деревянной скульптуры «Лапоть» Е.Л. Вахрушевым. Работа над составлением презентации «Эх, лапти мои». Оформлением исследоват. работ. Сбор материала для исследовательской работы с презентацией «Роль мифических образов в жизни удм. народа». 26 ч (8/18)
Родословная
Теория. Теория.
Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.
Практика. Написание сочинений учащимися начального звена «Моя родословная». Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.. Изготовление красочного родословного древа. Краеведческая игра «Умники и умницы» среди обучающихся объединения 8 ч (2/6)
Подготовка к районному конкурсу «Малый уголок великой России».
Теория. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родной деревни. Практика. Отбор фактического материала. Проведение научно - исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия д. Мукши. История деревни. 10 ч (3/7)
Подготовка к республиканской выставке-конкурсу из фондов школьных музеев и семейных коллекций, краеведческим чтениям туристко-краеведческого движения «Моя Удмуртия»
Теория. История ручной мельницы, настенных часов-кукушка. История букваря для удмуртских детей. Практика. Встреча с автором русского букваря для удмуртских детей А.Е. Загребиной. Интервью с Л. Б. Вахрушевой об истории ручной мельницы и работниками д/с о появлении в детском саду д. Мукши часов-кукушка. Написание исследовательских работ. 12 ч (4/8)
МО Мукшинское
Теория. Географическое положение, границы, территория. Полезные ископаемые. Реки, пруды. Практика. Выпуск газеты, презентаций по данной теме. Составление и разгадывание ребусов, кроссвордов по истории муниципального образования. 18 ч (4/14)
История колхозов существовавших и существующих на территории МО Мукшинское
Теория Изучение истории колхозного движения в СССР, в Удмуртии на территории Якшур-Бодьинского р-на в 30-40ые годы. Историческая справка «Образование колхозов».
Практика Работа в районном архиве по сбору материала о колхозном движении в муниципальном образовании. Встречи со старожилами, колхозниками, бывшими председателями колхозов «Восход» и им. Кирова. Работа с архивными данными школьного музея 30 ч (10/20)
История деревни через призму человеческих судеб
Теория Изучение истории поднятия целины, исторических предпосылок, труд целинников во имя родины. Стратегическое значение дороги Ижевск- Балезино в годы войны. Афганская война. Чеченские события. Трагедия Чернобля.
Практика. Работа над составлением списка целинников, проживающих в настоящее время в д. Мукши. Встречи с участниками строительства железной дороги Ижевск- Балезино, боевых действий в Афганистане, боевых действий в Чечне, чернобыльцами.
Итого 144 час (43/101)
Учебно-тематическое планирование (2год обучения)
Содержание
Количество часов
Всего
теория
Практика
Введение. Музейное дело. Методика исследовательской работы
12
4
8
Вводное занятие (Игровое занятие с тестированием)
2
Возможные направления собирательской работы. (Анкетирование. Интервьюирование.)
2
Программные вопросы интервью. Требования к записям опроса, интервью, анкетирования.
2
4
Систематизация и хранение материалов.
2
Деревня, в которой мы живём (подготовка к республиканскому конкурсу туристско-краеведческих маршрутов «Родные просторы»)
26 час
8
18
Экскурсия по туристической тропе «В гости к лаптю»
2
Экскурсия по туристической тропе «В гости к Вукузё»
2
Встреча с автором деревянной скульптуры «Лапоть» Е.Л. Вахрушевым
2
Сбор материала для исследовательской работы с презентацией «Эх, лапти мои»
2
Работа над оформлением исследоват. работы
2
4
Сбор материала для исследовательской работы с презентацией «Роль мифических образов в жизни удм. народа»
2
2
Работа над оформлением исследоват. работы
4
История русской глинобитной печи
2
Экскурсия в дом, где стоит глинобитная печь
2
Родословная
8
2
6
Написание сочинений учащимися начального звена «Моя родословная»
2
Изготовление красочного родословного древа
2
2
Краеведческая игра «Умники и умницы» среди обучающихся объединения
2
Подготовка к районному конкурсу «Малый уголок великой России».
10
3
7
Сбор материала для исследовательских работ
2
2
Работа над оформлением работы
1
3
Составление презентации
2
Подготовка к республиканской выставке-конкурсу из фондов школьных музеев и семейных коллекций, краеведческим чтениям туристко-краеведческого движения «Моя Удмуртия»
12
4
8
История ручной мельницы
1
2
Настенные часы-кукушка
1
2
История букваря для удмуртских детей
2
4
МО Мукшинское
18
4
14
Географическое положение, границы, территория
1
1
Полезные ископаемые
1
1
Реки, пруды
1
1
Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении МО
4
Выпуск газет с вопросами викторины "Что? Где? Когда?
2
Составление и разгадывание ребусов, кроссвордов по истории муниципального образования
1
5
История колхозов существовавших и существующих на территории МО Мукшинское
30
10
20
Историческая справка «Образование колхозов»
2
Работа в районном архиве по сбору материала о колхозном движении в муниципальном образовании
4
Встречи со старожилами - колхозниками
2
2
Встречи с бывшими председателями колхозов «Восход» и им. Кирова
2
2
Систематизация собранного материала
2
4
Работа с архивными данными школьного музея
2
Написание исследовательской работы
4
Выпуск презентаций в Power Point по исследовательской теме
4
История деревни через призму человеческих судеб
28
8
20
Целинники
2
2
Участники строительства железной дороги Ижевск- Балезино
2
4
Участники боевых действий в Афганистане
1
2
Участники боевых действий в Чечне
1
4
Чернобыльцы
2
2
Выпуск презентаций в Power Point по исследовательской теме: «История деревни через призму человеческих судеб»
6
Итого
144 час
43
101
Содержание программы объединения (первый год обучения)
Введение. Краеведение - наука о родном крае.
Теория. Вводное занятие. Направления собирательской работы в краеведении.. Практика. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.. 4 ч (2/2)
История возникновения деревни Мукши и близлежащих деревень. Теория. Легенды и предания. Практика. Встречи со старожилами. Работа с документами школьного краеведческого музея. Подбор материала к папке «Вот моя деревня» 8 ч (3/5)
Наш район на карте. Границы, площадь, административный центр, символика, населенные пункты. Теория. Физико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, географические координаты района и населенных пунктов.
Символика. Исторические данные об административном центре. Исторические данные об административном центре. Практика. Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района. с. Якшур- Бодья сегодня (экскурсия)
10 ч (6/4)
Растительный и животный мир. Теория. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; коренная и вторичная растительность ; численность животного мира. Красная книга Удмуртии. Лесные ресурсы. Практика. Работа над исследовательскими проектами «Во поле береза стояла» и «Что за дерево такое» 20ч (15/5)
Я и мое село в будущем. Практика. Создание проектов «Мое село через 50 лет». Создание проектов домов и природы нашего села в будущем. 4 ч (4)
Откуда пошел мой род. Теория. Родословное древо, технология создания родословного древа. Изучение родословных великих людей: родословная царских семей Рюриковичей и Романовых. Практика. Работа над созданием своего родословного древа. 10 ч (6/4)
Топонимика. Теория. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Практика. Встречи со старожилами. (Опрос. Выяснение происхождения названий лгов, полей лесов). 8 ч (2/6)
Их имена навечно останутся в нашей памяти. Теория. Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны Мукшинского МО. Практика. Работа с архивными документами в краеведческом музее школы.8 ч (2/6)
История Мукшинской СОШ. Теория. Хронология развития школы за столетний период. Директора школы, педагогический состав. Практика. Встречи с ветеранами педагогического труда. 8 ч (6/2)
Истрия Мукшинского ФАП. Теория. Развитие медицинского обслуживания в 20 столетии. Сбор материала об истории создания медицинского пункта в д. Мукши. Практика. Встреча с руководителем Мукшинского ФАП-а Загребиной Э.Н. Работа над составлением мультимедийной презентации. 8 ч (4/4)
Не позволяй душе лениться. Теория. трудовые награды при Советской власти. Практика. Сбор материала о передовиках сельского хозяйства, ветеранах труда, участниках трудового фронта, сбор материалов о людях разных профессий. Работа над мультимедийной презентацией «Человеку по работе воздается честь» 10 ч (2/8)
Семейные традиции. Теория. Что такое традиция? Какие бывают традиции. Практика. Сбор материалов о современных семейных традициях. Проект «Традиции моей семьи» 8 ч (3/5)
Развитие нефтяной промышленности на территории муниципального образования. Теория. Исторические события начала 70-ых годов, повлиявшие на жизнь деревни Мукши и близлежащих деревень. Практика. Сбор материала о Кионгопском месторождении нефти. Земляки- труженники нефтяной промышленности. Создание презентации 12 ч (4/8)
Культурное наследие. Теория. Литературно-художественное творчество моих земляков. Спортивное движение. Практика. Экскурсия в краеведческий музей с. Як- Бодья. Встречи с ведущими спортсменами МО, с авторами книжных изданий Шкляевой Р.И., Тарасовой А.И., Гильманшиной Н.К.
20 ч (6/14)
Создание презентаций, слайд-фильмов. Обработка собранного краеведческого материала Практика. .10 ч (0/10)
Итого 144 ч (63/81)
Учебно-тематический план (1 год обучения)
Раздел, тема занятия
Количество часов
Всего
теория
практика
Введение. Введение. Краеведение- наука о родном крае
4
Что такое исследование. Человек и его окружение. Что изучает краеведение.
2
Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
2
История возникновения деревни Мукши и близлежащих деревень
8
Легенды и предания.
2
Встречи со старожилами.
2
Работа с документами школьного краеведческого музея.
2
Подбор материала к папке «Вот моя деревня»
1
1
Наш район на карте. Границы, площадь, административный центр, символика, населенные пункты
10
Физико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, географические координаты района и населенных пунктов.
Символика
2
Экономико-географическое положение:
2
Исторические данные об административном центре
2
Село Якшур- Бодья сегодня (экскурсия)
2
Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района.
2
Растительный и животный мир
20
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны;
2
Территории района с коренной и вторичной растительностью;
2
Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки;
2
Сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон;
2
Растения и животные района, занесенные в Красную книгу;
2
Лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, Выращиванию и уходом за лесом
(экскурсия в Мукшинское лесничество)
1
1
«Во поле береза стояла» - проект, значение березы в жизни крестьянина
2
2
«Что за дерево такое?» - проект, липа в крестьянском хозяйстве
2
2
Я и мое село в будущем
4
Мое село через 50 лет.
2
Создаем проекты домов и природы нашего села в будущем.
2
Откуда пошел мой род
10
Что такое родословное дерево.
2
Технология составления родословного дерева
2
Изучение родословных великих людей: родословная царских семей Рюриковичей и Романовых
2
Знакомство со своей родословной.
2
Создание родословной своей семьи.
2
Топонимика
8
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов
2
Встречи со старожилами. (Опрос. Выяснение происхождения названий лгов, полей лесов)
6
«Их имена останутся навечно в нашей памяти»
8
Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны Мукшинского МО
2
Работа с архивными данными школьного музея
2
Написание реферата об участнике ВОВ
4
История Мукшинской школы
8
Хронология развития школы за столетний период
2
Директора школы
2
Учителя школы. Встреча с пожилыми учителями
2
2
История Мукшинского ФАП-а
8
Сбор материала об истории создания медицинского пункта в д. Мукши
2
2
Встреча с руководителем ФАП-а Загребиной Э.Н.
2
Создание презентации «Мукшинский ФАП вчера и сегодня»
2
«Не позволяй душе лениться»
10
Трудовые награды в годы советской власти
2
Сбор материала о передовиках сельского хозяйства, ветеранах труда, участниках трудового фронта.
4
Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий.
4
Создание презентации «Человеку по работе воздается честь»
4
Семейные традиции
8
Семейные праздники
2
Просмотр презентации «Семейные традиции» с последующим обсуждением
1
1
Сбор материалов о семейных традициях нашего микрорайона
2
Проект «Традиции моей семьи» составление сценария
2
Развитие нефтяной промышленности на территории муниципального образования
Нефтяная промышленность Удмуртии
12
2
С чего все начиналось. Исторические события начала 70-ых годов, повлиявшие на жизнь деревни Мукши и близлежащих деревень
2
Сбор материала о Кионгопском месторождении нефти
4
Жители нашего муниципального образования передовики нефтяной промышленности. Создание презентации
4
Культурное наследие нашего края
20
Литературно-художественное творчество моих земляков
2
Музыкальное творчество (Шкляева Р.И., ансамбль «Зарни дыръёс», развитие художественной самодеятельности на территории МО)
2
Физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
2
Встреча с многократным чемпионом республиканских сельских игр Бушмакиной Ф.Т.
2
Азбука Якшур-Бодьинского района. Встреча с автором книги Тарасовой А.И.
2
Работа с азбукой
2
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.
2
Экскурсия в краеведческий музей с. Як- Бодья.
Посещение творческих выставок земляков.
6
Создание презентаций, слайд-фильмов. Обработка собранного краеведческого материала
Итого
6
144
Рекомендуемая литература для учащихся
Владыкин В. Е., Христолюбова Л.С. Зтнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997.
Огородникова А.В. Начинающему исследователю родословной. Ижевск: Удмуртия, 2007.
Рысьева Т.Г. Дидактические игры при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.-160с.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
Уваров А.Н. Писатели и литературоведы Удмуртии. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 200
Рекомендуемая литература для учителя
Владыкин В. Е., Христолюбова Л.С. Зтнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997.
Огородникова А.В. Начинающему исследователю родословной. Ижевск: Удмуртия, 2007.
Рысьева Т.Г. Дидактические игры при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.-160с.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
Уваров А.Н. Писатели и литературоведы Удмуртии. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 200
Мусо вордскем шаермы = Отчий край [Текст] : сборник сценариев / Нац. б-ка Удмурт. Респ. ; сост. Н. П. Лимонова, Г. Ю. Шантурова. - Ижевск, 2008.
\Большое чтение - 2007 [Текст] : информационно-методические материалы / Нац. б-ка Удмурт. Респ. ; сост. И. Н. Курс [и др.]. - Ижевск, 2007.