Родительское собрание на тему Красота детской души ( 1 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Красота детской души

Цель: создать условия для формирования у родителей более глубокого взгляда на духовно-нравственное воспитание ребенка

Задачи:

1. способствовать развитию коммуникативной культуры родителей

2. развивать умение «работать в команде»

3. показать родителям как красива, но одновременно ранима и хрупка детская душа


Ход собрания:


1. Организационный момент.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рады вас всех видеть сегодня на родительском собрании.


Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского:


«Ты рождён человеком, но человеком надо стать».


И хочу обратить ваше внимание на одну очень древнюю притчу. Послушайте ее.

Притча.


Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше - гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? - забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! - сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды - значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды - тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым - значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу - где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? - спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! - ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка - свою надежду.

- Ребенок - это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- А потому что именно ему жить в будущем.

2.Просмотр видеоклипа.

Родители делятся своими впечатлениями.

3. Родителям о нравственном воспитании. (Беседа учителя)

Нравственное воспитание подрастающего поколения - было, есть и будет самой актуальной задачей любого общества. Мы все знаем, что все начинается с детства и лучше с самого начала правильно воспитывать, чем заниматься перевоспитанием. Еще в старые времена приводили такую аналогию: согнутое в колесо дерево легче ломается, чем выпрямляется. Нравственное воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность с целью укрепления в душе и сознании моральных норм, принципов, ценностей. Народная мудрость гласит: "Человеком не рождаются, человеком становятся". В мире нет ничего более ценного, чем сам человек. Но почему один человек идет по жизни с высоко поднятой головой, не падает духом, какие бы его испытания, ни ожидали, а другой человек теряется, опускает руки.

Почему одному человеку люди радуются, считаются с его мнением, уважают его. А с другим стараются даже встречаться как можно реже?
Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?
Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?
От чего надо беречь душу ребенка?
На эти вопросы мы вместе с вами попытаемся ответить.

  • Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?

- круг общения;
- родители;
- книга;
- телевидение;
- друзья…

(Родители продолжают список)

  • Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?

- веру в добро, желание творить добро;
- справедливость, правду;
- любовь к людям;
- любовь к природе, Родине;
- чуткость, внимательность, щедрость души;
- веру в себя, в собственные силы, ответственность, отношение к собственной жизни;
- стремление к прекрасному…

Минутка тишины

Я предлагаю вам закрыть глаза и вспомнить первые дни жизни вашего ребенка. Вот он долгожданный малыш, лежит рядом со мной, тихонько посапывая носиком. Его щечки нежны, по ним ласково крадется солнечный луч. Но он не спугнет сон малыша, не разбудит его, ведь дитя чувствует, что вы рядом, любите его и заботитесь о нем.




Побеседуем

Откройте глаза.

- В какие моменты вы чувствовали особую близость с малышом?

- Какие чувства вы испытывали в первые дни жизни вашего ребенка?

Поразмышляем вместе

Наш малыш вырос, все реже он забирается к нам на колени. Иногда он становится нашим помощником, иногда бунтует против принуждения, всё чаще стремится проводить больше времени с друзьями. Но материнская любовь к нему не ослабевает, а становится все сильнее. Вы чувствуете новые ощущения - родство душ. А какая она - душа вашего ребенка? Давайте подумаем об этом вместе.

Предлагаю вам прочитать текст.

В высотном доме, под самой крышей, на чердаке жил художник, любимым занятием которого было рисовать цветы. Художник любил свой чердак, потому что ему казалось, что он парит над городом. Одно его огорчало - зимой на чердаке было холодно. Отогревая закоченевшие руки возле маленькой печурки, он часто закрывал глаза и вспоминал луговые цветы: нежные голубые колокольчики и ослепительные гордые ромашки; золотистые веселые одуванчики и застенчивые малиновые гвоздички.

Однажды художник увидел в своем воображении удивительный образ.

- Какие образы вспоминал художник? Подчеркните.

- Как вы думаете, какой образ он хотел создать? Опишите.

(Обсуждение в группе. Выступление спикеров.)Родительское собрание на тему Красота детской души ( 1 класс)

Это был цветок. Он не рос на лугу, а парил в небесной вышине, и головка его сияла, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками. С голубых лепестков падали вниз прозрачные капли.

Художник вскочил, взял чистый холст и начал рисовать, пока волшебное видение не ушло из памяти. Он работал и работал, забыв про еду и мороз, но ему так и не удалось поймать чудесный образ. В отчаянии он швырнул кисти и лег спать, а утром не смог подняться. Голову ломило, в горле резало, художник дрожал от холода, но не мог встать, чтобы затопит печь.

Вдруг раздался звонок. С трудом он открыл дверь. На пороге стояла маленькая девочка со скрипкой.

- Извините, - сказала она вежливо, - я пришла на урок музыки.

- Квартира музыканта внизу, - прохрипел художник, вернулся в комнату и в беспамятстве рухнул в постель.

- Какой образ у него возник?

- Почему художник заболел?

- Что, по-вашему, может символизировать возникший образ?

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

(Обсуждение в группе. Выступление спикеров.)

Очнулся художник оттого, что кто-то мягко пытался поднять его голову и напоить душистым чаем. В печурке весело потрескивали дрова, и глаза незнакомой девочки смотрели на него с тревогой.

«Пожалуйста, выпейте этот отвар, мама всегда дает мне его, когда у меня болит горло»,- просила она.

Художник вскоре вновь уснул. Всю ночь ему снились глаза девочки, ему было тепло и хорошо от их ласкового света, но он не мог вспомнить, где он видел их раньше.

Целую неделю ухаживала девочка за художником, но художнику это казалось удивительным сном. Когда он почувствовал себя здоровым, он вновь взялся за заброшенный холст. Теперь он решил нарисовать портрет девочки.

Он так увлекся работой, что не заметил, как девочка пришла к нему. Увидев, что художник занят, она тихонько подошла и заглянула ему через плечо.

- Что первое увидел художник после того, как очнулся?

- Какое ощущение возникло у художника?

- Как вы думаете, что изобразил художник на холсте?

(Обсуждение в группе. Выступление спикеров.)

С холста на неё смотрел цветок с головкой, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых лепестков падали вниз прозрачные капли слёз.

- Это - твой портрет, - с улыбкой сказал девочке художник, - я вспомнил, где я видел тебя раньше.

- Что нарисовал художник? Подчеркните.

- Как вы думаете, почему художник именно в девочке узнал увиденный ранее образ?

- Образ чего изобразил художник?

- Почему образ души, увиденный художником, был таким красивым?

- Чем красива душа ребенка?

- Почему с лепестков цветка капали слезинки?

  • Отчего надо беречь душу ребенка?

Душа? Да что же это такое? Мы часто говорим о воспитании души, о душевных людях и о бездушных.

О душе говорят как о живом существе: одно дело "мне больно", другое - "душа болит". Вслушаемся в ряд выражений. Всей душою желаю; всей душой чувствую. Всей душой люблю. Надеюсь; благодарен; ненавижу; страдаю; радуюсь; стремлюсь; верю и т.д.

Душа, если вслушаться в нашу речь, это соединение всех желаний, чувств, стремлений, печалей, радостей человека.

Соединенные вместе, желания и чувства получают новые свойства, а именно свойства души, так что мы говорим о чистоте души, о красоте ее или о низости. Это чрезвычайно важно для воспитания.

Так от чего же надо беречь душу ребенка?

  • От пустоты душевной, от такого состояния, когда у человека нет ничего за душой святого. Пустота души - это самое страшное зло, для утверждения которого в душе ребенка не нужно никакого вредного окружения - достаточно только быть равнодушным к человеку. Человек с пустой душой лишен самого драгоценного счастья - счастья творить добро.

Беречь душу ребенка - это значит заботиться о том, чтобы в душе его крепко утвердились незыблемые святыни.

Святынями, которые надо утверждать в душе ребенка, чтобы беречь ее чистоту являются:

- вера в добро, вера в то, что человек - творец добра не только для себя лично, но и для других людей.
- вера в великую силу труда, в то, что трудом человек создает свою собственную красоту;
- вера в самого себя, умение видеть в себе добро, способность переживать чувство гордости за самого себя, за успехи в труде, за добро, что создается собственным трудом для людей. Вдохнуть в детское сердце стремление творить добро не для человеческих глаз, а для самого себя.

  • От бездушного, бессердечного отношения к человеку. Кто научился сопереживать, тот научился уважать другого человека - щадить его чувства и переживания, беречь чужое сердце. Эта способность учит чувствовать внутреннее душевное состояние другого человека.

  • Надо оберегать детскую душу от эгоизма. Самым главным корнем детского эгоизма является то, что впервые годы сознательной жизни, когда психика гибкая, чувствительная. Легко поддается воспитательному воздействию как раз в этот период "центром вселенной для ребенка являются его личные желания; все его чувства, его отношения к людям и самому себе - все это вырастает исключительно на почве личных желаний и зависит от того, как они удовлетворяются. Самое малое ограничение желаний вызывает тяжелые переживания, его сердце глухо к душевному состоянию других людей. Эгоизм калечит детскую душу.

Основное лечение от эгоизма - научить ребенка управлять своими желаниями. Воспитательная работа в этом направлении начинается в семье с того времени, как только ребенок осмыслит, что он живет среди людей и что у каждого человека есть желания.

Следовательно, чтобы предостеречь ребенка от эгоизма, необходимо последовательно учить его вносить ежедневную капельку добра в гармонию согласованной жизни. Тут очень важно придерживаться закономерности: из общего улья благ ребенок не должен брать добра больше, чем сам его приносит. Если нарушается это равновесие, рабочая пчелка становится трутнем.

  • В тесной связи с предупреждением эгоизма находится оберегание детской души от равнодушия. Равнодушие - это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека в душе нет никаких идеалов, он может стать предателем. Равнодушие - родная сестра бессердечности, бездушности.

Первая предосторожность от равнодушия: - для ребенка в жизни не может быть ничего, что не волновало бы его сердце. Нельзя допускать, чтобы ребенок скользил холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или же, наоборот, пробудить протест, возмущение.

  • От неправды, обмана, фальши. От всего, что делается для "формы", для отчета - это воспитывает подлость, лицемерие, теряется вера в правду.

  • От лености, безделья, привычки выполнять работу кое-как. Лень развращает душу человека не только тогда, когда он ничего не хочет делать. ленивый, бывает и делает все, что требуют, но единственным побуждением для него является принуждение, контроль. Лень уродует душу ребенка тем, что она лишает его самого главного внутреннего духовного стимула деятельности - вдохновения. Вдохнуть в душу ребенка желание, зажечь его работой - это означает дать ему счастье творчества, полноту духовной жизни.

  • Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым. И никто из любящих родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. …

  • - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И все это - надежды и мечты его родителей.

  • А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

  • Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка - созидательную или разрушительную.

  • Детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

  • В детстве закладываются основы, создаются предпосылки развития гармоничной личности.

  • Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

  • Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

  • Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

  • Взлёт и падение, радость, печаль,

  • Дружбу и ссоры, молчанья печать.

  • Семья - это то, что с тобою всегда.


© 2010-2022