Личностно-деятельностный подход в национальном образовании как средство морального воспитания учащегося

Воспитание высоконравственного человека, способного отвечать за свои мысли и поступки, не может осуществляться вне корреляции с культурно-историческим опытом своего общества, вне взаимосвязи с гражданской позицией. Уважение к самому себе начинается с уважения к Другому, любовь к своей культуре – с толерантности к культуре соседа. По этой причине нравственное воспитание человека начинается с формирования у него гражданско-социальной позиции. Смеем предположить, что в условиях многонационального г... Необходимо отметить, что автор предпринял попытку проверить опытным путем результативность личностно-деятельностного подхода применительно к проблеме национально-патриотического воспитания. С этой целью среди учащихся данного класса дважды был проведен мини-опрос для выявления уровня знаний учащихся по тематике Второй Мировой войны. Разница между результатами первого опроса (до декады «Джалиль и джалильцы») и второго (после проведения декады) показала не только рост фактических знаний учащихся в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-деятельностный подход в национальном образовании

как средство морального воспитания учащегося

Сафина Т.Ш.,

учитель татарского языкаи литературы

первой квалификационной категории МБОУ «Школа№15» Советского района г.Казани

Воспитание высоконравственного человека, способного отвечать за свои мысли и поступки, не может осуществляться вне корреляции с культурно-историческим опытом своего общества, вне взаимосвязи с гражданской позицией. Уважение к самому себе начинается с уважения к Другому, любовь к своей культуре - с толерантности к культуре соседа. По этой причине нравственное воспитание человека начинается с формирования у него гражданско-социальной позиции. Смеем предположить, что в условиях многонационального государства эта проблема является особо злободневной. С одной стороны, изучение национальных языка и культуры является одним из важных средств формирования таких личностных качеств ученика, как толерантность, уважение к Другому,великодушие, нелинейность мышления и др. С другой стороны, само изучение национального языка и культуры не может быть эффективным вне личностно-деятельностного подхода.

В современном стандарте образования чётко прописаны компетенции, которыми должен обладать учащийся при изучении национальных языков. Одним из приоритетных направлений национального образования Республики Татарстанпрежде всего является создание комфортных условий для воспитания толерантности и уважения к чужой культуре.

Опираясь на стандарт образования и современные требования времени, во внеклассной и внеурочной работе учитель должен ориентироватьсяна использование личностно - деятельностного подхода. Ученые в области психологии и педагогики указывают, что личностно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичностии обезличенности, пассивного обучения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.

Процесс саморазвития личности на основе личностно-деятельностного подхода проходит следующие этапы: самопознание, самоорганизация, самообразование и самореализация. В качестве способов осуществления этого процесса рассмотрим развитие творчества и познавательной активности учащихся через участие во внеклассной работе. Внеклассная работа по предмету направлена на развитие мотивации и понимание необходимости дальнейшего саморазвития учащихся. Кроме того, важным является также осознание целей, путей и методов соответствующего процесса,формирование коммуникативной компетенции. Помимо всего прочего, роль классногоруководителя заключается и в том, чтобы подтолкнуть учащихсяк самопознанию и самообразованию личности с целью эффективной самореализации. Цель и результат этого процесса - развитие творческих качеств и способностей учащихся, воспитание гражданской позиции. В основе развития мотивации лежит познавательная деятельность, которая готовит учащихся к реальной коммуникации.

Как учитель татарского языка и классный руководитель 7-го класса,автор данной статьи ориентируется на использование личностно-деятельностного подхода в процессах обучения и воспитания исходя из национально - региональныхособенностей нашей республики.При формировании культурной идентичностииспользуется соответствующий материал о родной республике, что позволяет сформировать представление о своей культуре и истории. Это обусловлено тем, что понимание родной культуры возможно только на основе хороших и глубоких знаний. На основе полученных знаний продолжается формирование и развитиекоммуникативной компетенцииво внеклассной деятельности. Остановимся на формировании и развитии активной гражданской позиции учащихся на примере изучения жизни и творчества национальных героев Республики Татарстан. Классные часы являются продолжением совместной деятельности учащихся и учителя-классного руководителя. Воспитание патриотов, знающих и любящих историю, традиции, культуру своего народа реализуется через проведение внеклассных мероприятий военно- патриотической направленности. Во время этих мероприятий особый акцент делается на изучение жизни и творчества татарских героев - поэтов времен Великой Отечественной войны.

Одним из наиболее репрезентативных мероприятий, демонстрирующих специфику личностно-деятельностного подхода при формировании патриотического мировоззрения учащихся является декада «Джалиль и джалильцы». Она проводится в школе врамках месячника «Военно-патриотического воспитания учащихся»и посвященагерою татарского народа поэту МусеДжалилю. На одном из первых этапов подготовки декадыперед учащимися 7-го класса ставится следующая задача:найти и изучитьматериал о жизни и творчестве героя-поэта Мусы Джалиля. Решение данной задачи способствует не только углублению знаний в области литературы и истории, но также развивает аналитические способности, умение общаться друг с другом во внеурочной деятельности. Навыки совместной работы. Ребята активно включаются в поисковый процесс:из различных источников находят материалы, характеризующие жизнь той исторической эпохи, записывают музыку времён Великой Отечественной Войны, знакомятся с творчеством и личной перепиской Мусы Джалиля. Учащиеся открывают для себя многогранный талант поэта, который не только писал стихи, но и прекрасно рисовал.

Данная деятельность учащихся позволила перейти ко второму этапу работы - посещение национального музея РТ г. Казани в «День подлинника» . В день рождения Мусы Джалиля посетители выставки имеют возможность лицезреть подлинник «Маобитской тетради» - письменного свидетельства душеных волнений поэта в дни его фашистского плена.Кроме того, огромное впечатление на учащихся производит и подлинник того Корана, который находился в руках Джалиля в последние минуты его жизни. В музее проводятся «Джалиловские чтения» где выступают знаменитые поэты,писатели, учёные, интеллигенция г. Казани, победители различных школьных Республиканских конкурсов чтецов.Важно, что учащиеся приходят в музей подготовленными к восприятию новой информации, имея определенный теоретический «багаж» по изучаемой проблеме, что способствует более полному пониманию жизни и творчества Джалиля.

Третий этап данного мероприятия включает в себя подготовку и проведение вечера, посвященного поэту. Для подготовки и написания сценария литературно-исторического вечера класс делится на несколько творческих групп, которые выполняют ряд заданий: разработка и подготовка презентации, подбор стихов имузыкального сопровождения. После выполнения каждой группой своей части задания, пишется итоговый сценарий«Жизнь как песня».

Необходимо отметить, что автор предпринял попытку проверить опытным путем результативность личностно-деятельностного подхода применительно к проблеме национально-патриотического воспитания. С этой целью среди учащихся данного класса дважды был проведен мини-опрос для выявления уровня знаний учащихся по тематике Второй Мировой войны. Разница между результатами первого опроса (до декады «Джалиль и джалильцы») и второго (после проведения декады) показала не только рост фактических знаний учащихся в области истории и литературы, но также и положительные изменения в мировоззрении учащихся.

Таким образом, применение личностно-деятельностного подхода помогает учащимся самостоятельно анализировать, выбирать, находить необходимую информацию. Это способствует также изменению отношения учащегося впроцессу собственного обучения: ребенок начинает более ответственно относится к учебе, возрастает интерес и мотивация, общение с преподавателем становится более естественным и живым, происходит интегрирование знаний из различных областей. В то же время, то национально-культурное содержание, на передачу которого направлен данный подход, способствует формированию стол важных моральных качеств учащегося, как терпимость, уважение, чувство духовной общности.


© 2010-2022