Подросток в мире диалога. Воспитание толерантности

Если речь идёт о человеческом сознании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается воспитание. Чтобы сегодняшние дети стали достойными взрослыми самостоятельными личностями, они должны быть вооружены пониманием ценностей ненасилия, толерантности, приоритетности уважения прав и свобод человека. Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени?     Сегодня школа переходит от знаниевого подхода в обучении к компетентностному, котор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подросток в мире диалога. Воспитание толерантности.







Концепция














Радыгина Е.Ю.


















МБОУ СОШ №9
г. Вилючинска, 2014 г.

Проявлять толерантность - это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относится друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Человечество устало от войн и насилия. Сейчас, после ряда особо страшных трагедий в мире, ко многим пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны не просто перестать объявлять войны, но и изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами. Иными словами, нам надо перейти в другое культурное состояние.

Там, где речь идёт о человеческом сознании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается воспитание. Чтобы сегодняшние дети стали достойными взрослыми самостоятельными личностями, они должны быть вооружены пониманием ценностей ненасилия, толерантности, приоритетности уважения прав и свобод человека.

Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени?

Сегодня школа переходит от знаниевого подхода в обучении к компетентностному, которое пригодится любому ребенку во всех жизненных ситуациях. Прежде всего - это умение жить среди людей, понимать их и быть понятым, терпимо относится к чужому мнению, даже если оно не похоже на твое, достойно отстаивать собственную позицию, уметь слушать ближнего и быть услышанным.

Свою работу классного руководителя я начала с изучения классного коллектива. Совместно с психолого-педагогической службой нашей школы были проведены исследования характерологических особенностей личности учащихся и составлена социометрия класса, которая показала, что в коллективе есть дети, у которых возникают трудности в общении с окружающими. Учитывая возрастные особенности своих учащихся, а это среднее звено школы, - периода, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» я определила цель воспитательной деятельности в своем классе. Это создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- информирование учащихся о необходимости толерантности современного общества;

- приобщение детей и родителей к решению этой проблемы;

- профилактика случаев проявления нетолерантности, обсуждение их, предупреждение более тяжелых последствий;

- формирование демократических отношений вместо административно-командных;

- переход от субъект-объектных отношений к субъект - субъектным;

- развитие навыков социального поведения, культуры общения;

- раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Для развития толерантной личности необходимо, чтобы подросток овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний.

Одним из способов достижения результата является диалог, который можно считать механизмом становления и существования толерантного сознания. Именно в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение в зависимости от условий и ситуации.

Представьте, что ученик - это маленькое зернышко в формировании толерантного общества. Классный коллектив - это поле, на котором это зернышко взрастет или погибнет. От нас, от классных руководителей, зависит сильные это будут ростки или нет, вырастут на поле цветы или сорняки. Залог успеха - общение в классном коллективе: между учеником и учеником; учеником и учителем, учеником и родителем.

Работа с классом ведется по следующим направлениям:

Работа с классным коллективом:

Работа с родителями:


Работа с классным коллективом


  1. Учитель - ученик

Основа работы классного руководителя - это работа с учениками класса и установление дружественных взаимоотношений между учеником и учителем. Для этого учителю необходимо знать положительные и отрицательные черты характера ученика, его интеллектуальные способности и интересы.

Поэтому, поговорив с каждым ребенком своего класса, я составила карты учащихся, на основании этих карт выявила учащихся «группы риска», вместе с ребятами мы разработали устав нашего класса. Результатом выполненных мероприятий являются индивидуальная работа с детьми.

  1. Учитель - ученик - классный коллектив

Взаимоотношение построено на триединстве: учитель - ученик - классный коллектив. Создан и утвержден устав и логотип класса. Для экстренной связи с учащимися организовано «Сарафанное радио». Каждый ученик принимает активное участие в жизни класса. Это: тематические классные часы, празднование государственных праздников и дней рождения, походы во «Владения Кутха» (познаем родной край), экскурсии в музеи, знакомства с различными профессиями, беседы - диспуты. В нашем классе есть вещь, которой мы очень дорожим - это «сокровищница класса», альбом, в котором представлены достижения детей и классного руководителя. И трудно определить, что более ценно - результаты учеников, которые успешны и в школе, и в спорте и в музыке, или ученика, который потерял интерес к учебе, но благодаря коллективу стал лучше учиться и перешел в следующий класс. Поэтому мы с гордостью поместили страницу из его дневника в нашу сокровищницу.

  1. Ученик - ученик

Взаимоотношения между учениками основаны на взаимоуважение, взаимовыручке, взаимопонимании. Это достигается за счет совместной деятельности учащихся: дежурство по школе, помощи совета Знатоков отстающим одноклассникам. Каждый ученик класса имеет свои поручения - это видно из схемы самоуправления класса. У нас появились добрые традиции: поздравления с днем рождения «Наступили именины», с Международным женским днем «До чего же я красива, до чего же хороша!», Днем защитников отечества «Кавалеры нарасхват» и в октябре каждого года ознаменование Дня города выходом на природу, поездкой в киноцентр, коллективным походом на концерт.


  1. Классный коллектив - школа

Классный коллектив активно участвует в школьной жизни. Это: и дежурство по школе, и оформление праздничных газет, взаимодействие с другими классными коллективами и школьной газетой «Грани», участие в краевых мероприятиях («Край, который я люблю», фестиваль «Лосося» - 2 место, «Класс свободный от курения - 3 место, «Спорт вместо наркотиков» - 1 место, городские и школьные мероприятия.

Работа с родителями:

  1. Родитель - учитель

Это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, осуществление родительского контроля (беседы, постоянный контакт), анкетирование родителей, привлечение родителей к борьбе за здоровый образ жизни.

  1. Родитель - ребенок - классный коллектив

Ребенок много времени проводит вне дома. Чаще всего общение с родителями происходит только по вечерам. Родительская любовь, взаимоотношения детей с родителями - основа воспитания ребенка. Поэтому при организации классных мероприятий я всегда стараюсь привлечь родителей. Проведение родительских собраний совместно с детьми, совместные походы, поездки, чаепития, праздники и т.д.

В результате тесного взаимодействия детей, учителей, родителей и классного руководителя в классе установилась доброжелательная атмосфера.

Вы можете спросить: «Причем тут толерантность?». Да притом, что построение взаимоотношений между родителями и детьми, между учениками, между учителем и учеником на основе взаимоуважения. На понятии того, что каждый человек является личностью, с мнением которой надо считаться - это и есть толерантность.

В моем классе дети работают группами, что учит детей слушать друг друга, быть внимательными друг к другу. Взаимопонимание в цепочке родитель - учитель - ученик помогает подростку чувствовать себя увереннее и учит культуре общения.

В воспитательной системе я не изобретала ничего нового, а просто выстроила логически то, что наработано до меня и спроецировала это на своем классе.

Самое главное - я люблю своих детей, я радуюсь вместе с ними, переживаю их неудачи. Важно, чтобы подросток понял, что мы - семья, единое целое, что мы вместе и всегда поможем в трудную минуту.

© 2010-2022