- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект по духовно-нравственному воспитанию: Дорогою добра
Проект по духовно-нравственному воспитанию: Дорогою добра
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Елизарова Н.Б. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области,
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом-школа с. Белогорное Вольского района»
Проект:
«Дорогою добра»
Руководители: Елизарова Н.Б.
Манышина И.И.
Фролова Н.В.
Сачкова И.Н.
Срок реализации: 2014 - 2019год.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка. стр. 2 - 3
2. Программа духовно-нравственного развития
воспитанников:
-
Этапы реализации программы стр. 4
-
Актуальность стр. 5
-
Ценностные установки стр. 6-7
-
Основные направления стр. 7-8
-
«Я - гражданин» стр. 8-11
-
«Я и культура» стр. 11-12
-
Планируемые результаты стр. 12-13
3. План реализации проекта. стр. 13.
Программа духовно нравственного развития и воспитания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно - нравственного воспитания разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации) и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г, «Всеобщей декларацией прав человека». А так же Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года», Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 - ФЗ (статьи71-74) и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии - государство образующей и культуро образующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуро сообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Программа духовно - нравственного воспитания является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно - ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой, не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств,
незначительный интерес к истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в
вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Программа духовно - нравственного воспитания в обществе призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного развития и воспитания личности, позволит педагогам сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, создать основы взаимодействия с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации.
Задачи духовно - нравственного воспитания детей на ступени основного общего образования в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.
Этапы реализации программы
I этап - подготовительный
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап - практический
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности подростка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап - обобщающий
Обработка и интерпретация данных, соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Актуальность проекта
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, вне учебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства
Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия ГБОУ «Детский дом - школа с. Белогорное» с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания подростков.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания - воспитание, социально-педагогическая поддержка, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи в области формирования личностной культуры:
-
формирование способности к духовному развитию;
-
укрепление нравственности;
-
формирование основ морали;
-
формирование нравственного самосознания личности (совести);
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
-
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата,
-
осознание воспитанником ценности человеческой жизни;
-
формирование нравственного смысла учения.
Задачи в области формирования социальной культуры:
-
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем;
-
укрепление доверия к другим людям;
-
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям.
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Содержанием духовно-нравственного воспитания обучающихся являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
-
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине);
-
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);
-
человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
-
честь, достоинство;
-
свобода (личная и национальная);
-
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
-
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
-
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
-
дружба;
-
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, здоровый образ жизни);
-
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
-
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
-
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
-
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения подростка в процесс выбора для себя смысла той или иной ценности,
определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания, милосердия.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В основе проекта лежат перечисленные ниже принципы.
Принцип ориентации на идеал
Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности, это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру
Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий). Также определены условия совместной деятельности с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию, обозначены планируемые результаты, отражающие пути реализации данного модуля.
«Я - ГРАЖДАНИН»
Направление. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, милосердия.
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к
историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.
Задачи:
-
воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
-
духовно-нравственное становление личности;
-
формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота;
-
воспитание гражданственности, общероссийской идентичности, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
-
формирование чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания.
Ценности: любовь к России, своему народу, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок;
свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Содержание, виды деятельности:
- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни;
- развитие интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков гражданско-патриотического воспитания;
- развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни Российской Федерации, региона, муниципального образования;
- формирование уважительного отношения к русскому языку как к государственному языку межнационального общения;
- соблюдение единства гражданского и морально-нравственного воспитания;
- воспитание уважения к защитникам Родины.
Познавательные беседы:
-
День народного единства.
-
День Героев России. День героев Отечества.
-
«Символы президентской власти».
-
«Что значит быть культурным?»
-
«Великие русские полководцы».
-
День России.
-
«Люблю тебя, моя Россия».
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
-
Организация и проведение спортивной военно-патриотической игры «К защите Родины готов!»
-
Конкурс военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели»
Социальное творчество (акции):
-
Акция «Мое Отечество», «Родной край».
-
Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда).
-
Акция «Забота».
Воспитательные технологии:
- познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции.
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность):
-
Благотворительная акция «Ты не один».
-
Благотворительная акция « Улыбнись, малыш».
-
Акция «Помоги библиотеке».
Досугово - развлекательная деятельность:
-
праздник «С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников»;
-
«Широкая Масленица», «Рождество Христово», «Пасха» (семейные традиции);
-
«День Славянской письменности», «Зачин дело красит» (традиции, обычаи и обряды наших предков, посвященные взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли).
-
Участие в конкурсе « Жемчужины народной мудрости».
Познавательные беседы:
-
«Мировые религии и их основатели».
-
«Основы православной веры».
-
«Ветхий завет о благочестии, совестливости, милосердии».
-
«Русские пословицы и поговорки о вере».
-
«Искусство в мировых религиях».
Чтение произведений духовно-нравственной тематики, работа с русским фольклором (пословицами и поговорками):
-
Произведения русской классики И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и др., наполненные светлым мироощущением;
-
«Русские народные пословицы и поговорки» «Коли Господь не сохранит града, то всуе вся держава и ограда», «Золото огнем искушается, а человек - напастями» и др;
-
Работа с фрагментами древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, слов), несущих «этикет миропорядка, этикет словесный» (Д.Лихачев).
Планируемые результаты:
Формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
-
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-
имеют представление об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах
-
истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культур;
-
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
«Я И КУЛЬТУРА»
Направление: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, духовному миру человека, развитие творческих способностей учащихся, воспитание доброжелательности, умение увидеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.
Задачи:
-
развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
-
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
-
воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
-
овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
-
формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, художественное творчество.
Содержание, виды деятельности:
- формирование представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
- развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям.
Познавательные беседы:
-
«Мировые религии и их основатели».
-
«Основы православной веры».
-
«Ветхий завет о благочестии, совестливости, милосердии».
-
«Русские пословицы и поговорки о вере».
-
«Искусство в мировых религиях».
Беседа-размышление:
-
«Кого мы называем добрыми?».
-
«Все, что волшебно, то манит» и др.
-
Развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности.
Проектная деятельность:
-
Творческий проект «Рукотворное чудо».
Творческие конкурсы:
-
«А ну-ка мальчики!».
-
«А ну-ка, девочки!».
-
«Деревья - мои друзья!»
-
«Человек .Земля. Космос»
Воспитательные технологии:
экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, проведение выставок, конкурсы, участие в художественном оформлении помещений, акции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
умеют видеть красоту в окружающем мире;
-
имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
имеют опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-
мотивирование к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье;
-
осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знание культуры родного края;
Формируемые компетенции:
-
ценностное отношение к прекрасному;
-
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
План реализации проекта
№ п/п
Название мероприятия
Сроки проведения
Ответственный
Примечание
1.
Благоустройство территории
Еженедельно
Воспитатель по смене
2.
«Истоки милосердия» - кружок.
Вторник, четверг
18.00 - 18.30
Пенкевич Елена Вячеславовна
3.
Встречи с отцом Дмитрием:
православные беседы.
-
«Мировые религии и их основатели».
-
«Основы православной веры».
-
«Ветхий завет о благочестии, совестливости, милосердии».
-
«Русские пословицы и поговорки о вере».
-
«Искусство в мировых религиях».
1 раза в месяц
Манышина И.И.
Фролова Н.В.
Сачкова И.Н.
Елизарова Н.Б.
5.
Участие в различных акциях.
По планам воспитательной работы
Воспитатель по смене
6.
Участие в календарных праздниках (творческие работы): «Рождество», «Масленица»,
«Пасха» и др.
В течение года
Воспитатель по смене
7.
Проект «Рукотворное чудо».
В течение года
Елизарова Н.Б.
15