Внеклассное мероприятие «Что мы знаем об энергии и ее экономии»

Внеклассное воспитательное мероприятие по теме «Что мы знаем об энергии и ее экономии» направлено на популяризацию среди учащихся 7 классов знаний о важности энергосбережения. Задачи:формировать интерес к экологическим и энергетическим проблемам, формировать умения работы в группах, способствовать сплочению классного коллектива. Занятие проводится в интерактивной форме. Информация подается как учителем, так и учащимися. Все присутствующие становятся непосредственными участниками меропр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение образованияВнеклассное мероприятие «Что мы знаем об энергии и ее экономии»

«Средняя школа № 6города Жодино»


Классный час

для 7 класса

«Что мы знаем об энергии

и её экономии»


Автор:

Бружас Светлана Анатольевна,

классный руководитель 7 «Д» класса

Жодино

2013

Цель: популяризация знаний о необходимости энергосбережения.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с информацией о возобновляемых и не возобновляемых источниках энергии.

  2. Изучить деятельность Международной образовательной программы для школьников SPARE/ШПИРЭ.

  3. Формировать интерес к экологическим и энергетическим проблемам.

  4. Подвести учащихся к выводу о необходимости перемен при использовании источников энергии в быту.

  5. Формировать умения работы в группах, способствовать формированию коллективного мышления, воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации № 1-3, мячик для игры- ледокола, пазлы с изображением различных видов энергии, листы бумаги А4, таблицы для работы в группах.

Вступление учителя.

Этап мотивации. Презентация № 1.

Потребление энергии на нашей планете растёт. Человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя всё новые виды топлива и способы его сжигания с каждым годом. А с её выработкой связано множество проблем мирового масштаба, вопросы экологической безопасности нашей планеты. (Слайд №1)

Так что же такое энергия? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Коммуникативный этап.

Игра- ледокол. Обучающиеся становятся в круг и бросают друг другу мячик, называя при этом слово, которое у него ассоциируется со словом «энергия».

Содержательный этап.

Откуда же мы берём энергию? Что является её источником?

Работа в группах. Обучающиеся делятся на группы с помощью стикеров, прикреплённых на спинках ученических стульев.

Задание для работы в группах: Перечислите как можно больше источников энергии. (Обучающиеся записывают свои ответы на листах, а затем прикрепляют их на доске и представляют всему классу). (Слайд №2)

Учитель. Все перечисленные вами источники энергии дают различные виды энергии. В зависимости от источника энергия бывает разная: тепловая, электрическая, механическая, ядерная, и т.д. А сейчас давайте проявим ваши актёрские таланты. (Слайд №3)

Задание для работы в группах: Каждая группа получает конверт с пазлом, на котором изображен определённый вид энергии, ребята должны сложить эту картинку и с помощью пантомимы показать всему классу так, чтобы все догадались о каком виде энергии идёт речь (изображённый на картинке костёр будет символизировать тепловую энергию , ветряные мельницы- механическую энергию, атомный взрыв- ядерную энергию, электрическая лампочка- электрическую энергию. Обучающимся даётся 5-7 минут для подготовки.

Обучающиеся представляют свои сценки. (Слайды №4-7)

Учитель. Мы познакомились с вашими представлениями об энергии, её источниках и видах. Но вам, наверное, известно, что не бывает вечных источников энергии. Какие- то из них являются возобновляемыми, а какие-то никогда не возобновляются. Я сейчас представлю вам список источников энергии (многие источники вами были уже названы при работе в группах).

Работа в группах.

Задание для работы в группах: из полученного вами перечня № 1 систематизируйте в две колонки возобновляемые и не возобновляемые источники энергии. (Ребята представляют заполненные таблицы, класс обсуждает с учителем полученные результаты. Затем учитель представляет правильную таблицу, исправляются ошибки).

Перечень № 1 источников энергии, который раздаётся каждой группе:

  1. Газ

  2. Солнечная энергия

  3. Уголь

  4. Геотермальная энергия

  5. Энергия морских приливов

  6. Нефть

  7. Биомасса

  8. Ядерная энергия

  9. Торф

  10. Ветер

  11. Энергия речной воды

  12. Отходы (промышленные и бытовые)

Каждая группа получает таблицу № 1 для заполнения:

Источники энергии

Не возобновляемые

Возобновляемые

Таблица № 1

Обучающиеся должны заполнить эту таблицу следующим образом (Слайд №8):

Источники энергии

Не возобновляемые

Возобновляемые

Газ

Уголь

Нефть

Ядерная энергия

торф

Солнечная энергия

Ветер

Энергия речной воды

Энергия морских приливов

Геотермальная энергия

Биомасса

Отходы (промышленные и бытовые)

Учитель. Нефть, газ, уголь - всё это невозобновляемые источники энергии. Почему? Да из-за того, что образуются они в недрах Земли в течение миллионов лет. Согласитесь, процесс небыстрый.

Не секрет, что люди для обеспечения своей жизнедеятельности потребляют огромное количество электроэнергии. А ведь запас ископаемого топлива (нефти, природного газа, угля …) ограничен. По оценкам экспертов угля должно хватить на несколько сот лет, запасов нефти приблизительно на 70 лет, а природного газа и того меньше, лет на 50. А ведь из этих источников получают более 90 % энергии. Что же останется другим поколениям?

История энергопотребления началась с того, что человечество очень бережно использовало возобновляемые источники.- ветер, воду, мышечную силу животных, древесину. Однако примерно 100 лет назад человек перешёл от возобновляемых источников энергии к не возобновляемым и стал использовать сначала уголь, затем нефть, газ, и во второй половине 20 века- уран. Потребление древнего человека составляло 4 тыс. ккал. В сутки. В 15 веке- с развитием сельского хозяйства, эта величина возросла в 5 раз- до 20 тыс. ккал. В сутки. Сегодня в развитых странах на одного человека приходится до 250 тыс.ккал. в сутки: потребление современного человека выросло в 60 раз. В результате человечество стало третьим по величине источником энергии на планете после солнца и энергии глубин земли. В 2050 году для обеспечения 9, 5 млрд человек (таким может быть население мира в 2050 году) энергией, достаточной для удовлетворения основных потребностей, потребуется вырабатывать в 6 раз больше энергии, чем в 2000 году.

Выступление обучающихся. (Презентация № 2). В 1996 году Норвежским обществом охраны природы был создан проект ШПИРЭ. Главная его идея-переход от обсуждения проблемы глобального потепления климата к практическим действиям по уменьшению выбросов парниковых газов в атмосферу. Проект направлен на повышение эффективности использования энергии в школе и дома, на распространение идей энергосбережения в школе и дома. Что же такое ШПИРЭ?

1 слайд. SPARE (School Project for Application for Resources' and Energy).

SPARE- это образовательная программа об энергетике и окружающей среде для детей 10-15 лет. Программа SPARE была инициирована Норвежским обществом охраны природы (Друзья Земли, Норвегия) в 1996 году. SPARE работает в 17 странах Европы, Кавказа и Средней Азии.

2 слайд. ШПИРЭ - это международный школьный проект по использованию ресурсов и энергии. ШПИРЭ способствует воспитанию школьников как движущей силы устойчивой энергетики будущего.

3 слайд. Что же делают участники ШПИРЭ? Они исследуют энергопотребление в школе и дома, анализируют его, ищут реальные пути экономии и по возможности внедряют их в жизнь, что в значительной мере усиливает воспитательную функцию проекта.

4 слайд. Главная цель ШПИРЭ - адаптировать глобальные проблемы к воспитательной и практической деятельности школы. В ШПИРЭ принимают участие ребята из разных стран. Это создает эффект присутствия и ощущения живого участия в важном деле/, имеющем международное значение.

5 слайд. Какая же польза от участия в ШПИРЭ для семьи и природы? ШПИРЭ помогает детям получить практический результат здесь и сейчас. Приходит осознание тесной взаимосвязи бытового потребления энергии с экологическими проблемами.

6 слайд. ШПИРЭ проводится ради будущего Земли. Внимание детей обращается на глобальные проблемы человечества. Ребята понимают, что они в повседневной жизни могут помочь решить эти сложные проблемы. Дети начинают думать не только о себе, но и обо всей биосфере.

Учитель. Судьба планеты зависит от всего человечества, от каждого государства, а значит от нас с вами. Что же может сделать каждый из нас?

Нам трудно представить себе дом без света, отопления. Наша жизнь настолько интенсивна, что мы вынуждены передвигаться на автомобилях, летать на самолётах. Мы не можем обойтись без электроприборов, которые так облегчают нашу жизнь. Разнообразная бытовая техника на кухне, в ванной, в спальне, в гостиной … Около 35% всей электроэнергии в мире используется для бытовых домашних нужд.

Но нужно ли нам так много энергии? Возможно ли использовать её более рационально? Давайте задумаемся, сколько энергии действительно нужно человеку для жизнеобеспечения, а сколько тратится впустую.

Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

Работа в группах. Конкурс «Даёшь экономию!»

(Слайд № 9 из презентации №1)

Задание для работы в группах: каждая группа должна придумать лозунг либо рекламный слоган с призывом к бережному отношению к природным ресурсам. Придуманные фразы оформляются на листах, и вывешиваются на доске для презентации.

Учитель. А сейчас давайте отправимся на экскурсию в наши квартиры. Домашнее хозяйство - это тоже потребление природных ресурсов, и каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему примеру родителей, друзей, знакомых. Мы все живем в домах: одни в деревянных, другие в кирпичных, а кто-то в крупнопанельных, но всех нас заботит одно: как сохранить тепло, как сэкономить свет и газ?

Работа в группах. Конкурс «Экономим в тепле».

(Слайд №10из презентации № 1)

Задание для работы в группах: группы поочередно называют способы сохранения тепла в домах.

Учитель:

Чтобы жизнью быть довольным,

Научись быть экономным,

Всё всегда везде считай,

По-хозяйски примечай!

А сейчас давайте послушаем ваших одноклассников с полезными советами об энергосбережении.

Выступление обучающихся. Презентация № 3

Слайд № 1. Не выбрасывайте деньги в окно

Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит Вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление оно обеспечит наверняка. Лучше проветривать чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут.

Слайд № 2. Не преграждайте путь теплу

Не облицованные батареи отопления не всегда красивы на вид, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20 процентов тепла.

Слайд № 3. Не выпускайте тепло

На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна. Термоизолируйте ниши для отопительных батарей и разместите в них отражательную серебряную фольгу. Благодаря этому можно сэкономить до 4 процентов затрат на отопление.

Мы заклеим окна,

Утеплим мы двери.

Сразу станет в доме

Лучше и теплее!

Слайд № 4. Экономьте воду, помните, что вода не бежит сама в дома, а напор воды поддерживают мощные насосы, приводимые в движение электродвигателями. Поэтому чем экономнее потреблять воду, тем меньше будут загружены и электродвигатели на насосных станциях. Содержите краны в порядке! За год из крана вытекает 2000 л воды, если из крана вытекает 10 капель в минуту.

Утром рано нам из крана

Тёплая водичка потекла.

Наше личико умыла,

Нам здоровье подарила.

Из крана капает вода -

Выливается река!


Капля из крана зря вытекает.

Денежки наши на ветер бросает.

Капельку, люди, остановите!

Реки, озёра, моря сберегите!


Слайд № 5. Больше света с меньшими затратами энергии

Используйте энергосберегающие лампочки! Энергосберегающие лампы потребляют энергии примерно на 80 процентов меньше, чем традиционные лампы накаливания, а служат в 8-10 раз дольше.

Слайд № 6. Вытирайте пыль со светильников! Расход электроэнергии можно сократить за счёт периодического протирания лампочек: хорошо протёртая лампочка светит 10 - 15% ярче грязной пыльной. Приучите себя регулярно, примерно 1 раз в месяц, вытирать пыль со светильников, что обеспечит и чистоту, и улучшение освещенности в доме.

Слайд № 7. Выходя из комнаты, гасите свет. Без необходимости не пользуйтесь верхним светом. Настольная лампа с успехом заменит многоламповую люстру под потолком.

Слайд № 8. Полностью отключайте на ночь все не нужные электроприборы. Знаете ли вы, что телевизоры и другие приборы потребляют энергию, даже если они выключены с помощью дистанционного управления. Для полного отключения по ночам используйте кнопку выключения, чтобы сберечь энергию и снизить опасность пожара.

Слайд № 9. Не ставьте горячую пищу в холодильник.

Также не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая «шуба» в морозильнике. Своевременное оттаивание приведёт к экономичности.

Слайд № 10. С умом пользуйтесь утюгом. Вначале прогладьте вещи, которые необходимо обрабатывать при низких температурах, а затем повышайте нагрев утюга по мере необходимости.
Слайд № 11. Чистые фильтры в пылесосе- чистота и экономия в доме! Помните, пылесос экономично и надежно работает только при чистых фильтрах, поэтому каждый раз после уборки помещений не только вытряхивайте пылесборник, но и тщательно чистите его щеткой.

Электроэнергия - полезная вещь!

Хоть не надеть нам её и не съесть,

Хоть не услышать её, не узнать,

Хоть не увидеть её, не понять.

Все должны экономить!

Все должны понимать

То, что своё отношение

К ней нужно срочно менять!

Слайд № 12. Когда варите и печете, уменьшайте интенсивность пламени.

Если диаметры кастрюли и конфорки совпадают, то тепло используется оптимально. У «экономных» кастрюль ровное дно и плотно прилегающая крышка. Используйте остаточное тепло конфорки и духовки. Готовьте с небольшим количеством жидкости в закрытой кастрюле! Для приготовления блюд, требующих на это много времени, пользуйтесь скороваркой.

Слайд № 13. Маленькие специальные приборы могут оказать большую помощь в энергосбережении

Одна кофейная машина, например, готовит любимый горячий бодрящий напиток намного экономичнее, чем добрая старая кастрюля. И другие специальные приборы вроде яйцеварки или тостера в большинстве случаев бережливо обращаются с драгоценной энергией. Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду? А сколько из вскипяченной воды используете? Два - три стакана, а остальная вода остывает себе в чайнике.

А что, если взять и залить термос? Вам не придётся тратить время на кипячение каждый раз, когда захотите чаю, да ещё и сэкономите энергию.

Систематически очищайте накипь в чайнике.

К энергосбережению

Должно быть уважение.

Должны беречь мы свет и газ

И не забыть бы про запас:

Когда наступят холода,

То газ нас выручит всегда.

Этап рефлексии. Обучающиеся становятся в круг и бросают друг другу мячик, при этом каждый участник круга должен назвать тот совет по экономии энергии, который он использует уже сегодня у себя дома.

Учитель. Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации. Но если мы не изменим бездумное, безжалостное и безответственное отношение к энергоресурсам, надолго ли нам хватит этих благ? По подсчетам ученых, на 800 лет. А что будет дальше? Давайте задумаемся еще раз, какова же цена нашей бесхозяйственности. (Слайд № 12)

Никогда еще так много людей не было обеспокоено состоянием нашей планеты. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело сбережения планеты. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. Проблема энергоресурсов особенно остро стала ощутима в последнее время. Мы должны научиться беречь энергоресурсы, и начинать, безусловно, нужно со своего собственного дома.

Мы тратим свет, воду и газ.

Всё хорошо сейчас у нас.

А если тратить без ума -

Платить придётся всем сполна.

А если экономишь все богатства,

Считай, живёшь ты не напрасно.




Использованные источники

  1. Информационный электронный ресурс: Учителю. Net.

  2. Информационный электронный ресурс: Spare-belarus.by

  3. Информационный электронный ресурс: Technopark.by


12


© 2010-2022