- Преподавателю
- Классному руководителю
- Русь, Россия - родина моя
Русь, Россия - родина моя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мартусова И.С. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Темы классного часа:
1. «Русь, Россия - родина моя!»
2. «Мы - русичи, мы - россияне!»
3. «Патриотизм: вчера и сегодня».
Цель:
-
Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, причастности к ее настоящему и ответственности за ее будущее.
-
Формирование субъектности учащихся. Развитие их эмоционально - волевой сферы.
-
Расширение знаний учащихся об истории России.
Ход классного часа:
Содержание
№ слайд
Орг. момент
-Добрый день, ребята, гости! Я рада, что ближайший час мы проведем вместе.
Рефлексия «Салфетка»
На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам. Оторвите с любого края уголок. Сверните ещё раз пополам и снова оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
№ 1
- Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? (Ответы учащихся)
- Каждый человек уникален, как уникальны узор на салфетках или листья одного дерева. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет. Как вы считаете, что может объединять нас с вами? (Ответы учащихся) Я думаю, стоит обратиться к народной мудрости.
Работа с пословицами о родине
- Какая мысль объединяет пословицы?
- Родине, России, Русь, родной дом - дорогие сердцу каждого слова. Как называется любовь к Родине? (Патриотизм)
№ 2
- Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом - самые дорогие слова для русского человека.
№ 3
Выбор темы классного часа
- Сегодня мы обсуждаем тему патриотизма. Наш диалог мы можем выстроить по - разному. Я предлагаю вам три темы - какая из них вам более интересна?
Итак, тема нашего классного часа…
№ 4
Построение ассоциативного ряда
- У каждого из нас свое восприятие Родины, и в этом легко убедиться. Подберите ассоциации к слову «Русь», «Родина», и, может быть, вам помогут предметы, являющиеся частью жизни каждого русского:
№ 5
Итак, ассоциации по цвету - какие?
по запаху?
по звуку?
- А вот мои ассоциации: Русь - голубоглазая, святая, златая, деревянная, неукротимая, цветущая. Многое в нашем восприятии Родины совпадает, потому что объединяет нас чувство любви к родному Отечеству.
№ 6 - 11
- Это чувство поднимало людей в бой, и в истории России осталось немало славных имен защитников Отечества.
Викторина «Портретная галерея»
А хорошо ли вам известны эти имена?
Посетим виртуальную портретную галерею и вспомним исторические события, связанные с каждым именем.
1. Великий полководец-Александр Невский: втяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.
2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны - ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.
3. Александр Васильевич Суворов - начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания - генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.
4. Великий полководец - Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.
5. Георгий Константинович Жуков. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны - Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. Но именно Константина Георгиевича Жукова называют маршалом победы. Почему?
№ 12 - 18
- Вся наша страна готовится к 65 - летнему Юбилею Великой Победы. Что значит она для нас?
№ 19 - 21
Просмотр фрагмента из кинофильма (беседа)
- Я предлагаю вам посмотреть заключительный фрагмент из любимого многими фильма «Офицеры». Какие чувства он вызовет у вас?
- Какие чувства вызвал у вас этот фрагмент?
- Какой ценой заплатил наш народ за великую победу?
- Цена истинного патриотизма - жизнь, но эта жертва оправдана, когда речь идет о свободе и независимости Отечества.
- «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой» - так ли это?
- Великий художник Васнецов еще в 19 веке писал: « Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Какой жизненно важный вывод помогают сделать эти слова?
№ 22
Патриотизм сегодня
Беседа
- Наши предки ценой собственной жизни отстояли наше право на жизнь. Достойны ли мы их памяти? Какие события современной истории доказывают, что любовь к Родине для молодого поколения так же важна?
- Чечня. Для многих это слово отдается болью в сердце. А что вы знаете о Чеченской войне?
№ 23
Просмотр видеофрагмента «Чеченская война»
- Уточнить ваше представление о Чеченской войне поможет видеофрагмент.
Письма солдата Сергея
- Перед вами на слайде - отрывки из писем солдата - одного из тысяч участников Чеченской войны. Какие чувства вызывают у вас эти строки?
№ 24
Читаю отрывки из писем солдата Сергея:
1. «… Мама, не надо зря лить слёзы, ведь я не навечно ушёл служить, а всего лишь на 2 года. Зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Сергей».
2. «… Мама, всё цветёт, трава, как у нас - зелёная, а какие здесь маки! Я пошлю тебе! По ночам, когда стою на посту, вспоминаю свой дом, край мой…».
№ 25
Беседа по письмам
- Какие чувства вызвали у вас письма?
- О чём пишет солдат? Что ему дорого?
- Какая родина для солдата?
- Сергей погиб через полмесяца после написания последнего письма. Он не вернулся домой живым, как обещал матери.
За что он погиб там, в Чечне? Оправдана ли эта смерть, как и смерти тысяч других солдат?
Вывод в зависимости от формулировки темы:
1. «Русь, Россия - родина моя!»
2. «Мы - русичи, мы - россияне!»
3. «Патриотизм: вчера и сегодня».
Русь, Россия - Родина. Одна на всех. И поэтому от каждого из нас зависит ее настоящее и будущее.
Мы - русичи, мы - россияне. Помнить историю своего Отечества, помыслами и делами служить на благо ее процветания - долг каждого из нас.
Патриотами своей страны не рождаются. Ими становятся, мирным трудом и ратным подвигом доказывая свою любовь к Родине.
Рефлексия «Узелки на память» (муз. сопровождение)
- На Руси существует традиция - завязывать узелки на помять о том, что позабыть нельзя. Что вы хотели бы запомнить на всю жизнь?
Завяжите узелки. (учащиеся озвучивают свои мысли). Эти ленточки вы можете потерять. Но сказанное сегодня навсегда останется в ваших сердца.
Я рада была общению с вами, и в очередной раз убедилась, как много хороших человеческих качеств скрыто в каждом из нас.
№ 26
Самоанализ классного часа.
Воспитание чувства патриотизма всегда занимало и занимает особое место в процессе воспитательной работы. В связи с этим тема данного классного часа является актуальной и вполне доступной для учащихся 8 класса.
Планируя классный час, я поставила перед собой следующие цели:
-
Создать условия для формирование чувства патриотизма, любви к Родине, причастности к ее настоящему и ответственности за ее будущее.
-
Формировать субъектность учащихся через личностное восприятие и оценку высказываний, событий истории и конкретных фактов современной жизни.
-
Расширить знания учащихся об истории России.
Цели реализованы в процессе совместной деятельности на основе сочетания традиционных и современных воспитательных технологий.
Чтобы вызвать интерес учащихся к теме, которая требует знаний по истории, литературе, определенного уровня нравственного и личностного развития учащихся, чтобы оптимально сжато и в тоже время ёмко раскрыть тему, я использовала на ряду с традиционными формами и методами нетрадиционные: информационно - коммуникационные технологии, элементы «Мастерской». Это помогло мне избежать шаблона, косности, единообразия; помогло прикоснуться к прошлому, настоящему, и выстроить логику классного часа так, что каждый этап содержал «изюминку»: путешествие по картинной галерее, просмотр видеофрагментов с последующим обсуждением, чтение писем солдата.
Достоинством своего классного часа я считаю диалог с учащимися, в процессе которого я опиралась на их знания, личный опыт, воображение и эрудицию. Субъектность учащихся нашла отражение не только в диалоге, но и в построении ассоциативных рядов, в восприятии и оцене пкисем солдата, видеоматериалов. Я постаралась, чтобы каждый момент классного часа был личностно значим, прочувствован, так как только лично пережитое остается с каждым из нас на долгие годы, и думаю, мне это удалось. Ребята активно участвовали в работе, показав и уровень общей эрудиции, и сформированность определенных морально - нравственных установок, и уровень речевого развития.
Думаю, что мой классный час побудил учащихся к самообразованию: наверняка они поняли, что любовь к Родине - это не только то, что тебя окружает, а это знание истории.
Удачным было, на мой взгляд, использование рефлексивных приемов вхождения в тему классного часа - «Салфетка» - и подведения итогов- «Узелки на память»- , которые помогли наглядно и образно подвести учащихся к понимаю важных истин - мы все уникальны, но и похожи, то, что прочувствовано - становится частью нашей личности.
Психологический климат
Оценка работы учащихся
В подготовке классного часа
7