Клубный часПуть к доброте

Цель: формирование этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы ; формирование потребности в понимании другого человека и навыков речевого этикета; развитие мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.   Задачи:   1.      Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; 2.      Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 3.      Формировать умение совместно работать в группе; 4.      Способствовать ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

с углублённым изучением отдельных предметов»


















Клубный час

«Путь к доброте»



















Старый Оскол










Клубный час для учащихся 4-го класса на тему:

« Путь к доброте».

Цель: формирование этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы ; формирование потребности в понимании другого человека и навыков речевого этикета; развитие мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:


  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  3. Формировать умение совместно работать в группе;

  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

Оборудование:

  1. Запись песни Дорогою Добра ,слова Ю. Энтина , музыка М. Минкова.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Презентация.

  4. Компьютер.

  5. Проекционный экран.

  6. Видеоролик «Добрые поступки».

(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).

Ход занятия


Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленький Мук", Энтин, Минков)

- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)

- Как вы думаете, чему же будет посвящен клубный час? (Доброте)

- Итак, тема клубного часа «Мой путь к доброте» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется тема)

- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)

- В толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Какого человека можно назвать добрым? Добрый человек творит добро и при этом сам становится лучше, чище, светлее. Сегодня мы вместе проложим путь к доброте и постараемся никогда с него не сворачивать.

Первый шаг к доброте - добрые слова. Какие добрые, вежливые слова вы знаете? От чего зависит сила добрых слов? Посмотрите сценку и попробуйте ответить на этот вопрос.

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым "здравствуй" говорить

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот! -

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! -

Та отпрянула в сторонку -

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

- Извините, добрый вечер!

- Ты, - знакомый закричал, -

- И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

-Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливым? От чего зависит сила добрых слов ? ( От того, как они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и не вежливым. Сказанные грубо, они перестают быть «волшебными»)

Русский учёный И.П. Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, слова - словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Второй шаг к доброте - это добрые мысли. Л.Н. Толстой писал : « Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» . Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:

Злой не верит, что есть добрый

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

Делай другим добро - будешь сам без беды

Живи добрее, будешь всем милее

Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц)

- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Авторов вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У.

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. Бэкон Ф.

Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп

Третий шаг к доброте - это добрые дела.

Творческое задание «Доброе дело»

Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например : солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

Например: поит , умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому- то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

- Доброта проявляется не только не только в отношении к людям, но и животным. Иногда бывает так: завёл себе человек, например, собаку, она требует внимания и заботы. Надоели хозяину эти заботы, и выбросил он своего четвероногого друга на улицу. Предательство - один из самых отвратительных поступков. Послушайте, как много горечи и боли в стихотворении Э.Асадова «Рыжая дворняга»

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.


Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.


Собака не взвыла ни разу.

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.


Старик у вокзального входа

Сказал: - Что? Остановлен, бедняга?

Эх. будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!


Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.


В вагонах, забыв перепряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.


Не ведал хозяин, что где - то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!


Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!


Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И. стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…


Труп волны снесли под корягу…

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы!


- Это стихотворение никого не оставило равнодушным. О чём вы думали, когда слушали его? Верю, что вы никогда не станете похожи на этих людей, никогда не предадите друга, будь то человек или животное. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек - в реку, реки - в море добра, поэтому спешите делать добро. Вот только жаль, что иногда дети ошибаются в оценке своих поступков. Сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа получит листок, на котором написана какая - то ситуация. В течение двух минут вы должны обсудить её и разъяснить остальным ученикам, являются поступки героев добрыми или нет. Если вы будете готовы отвечать раньше отведенного времени, то покажете это с помощью сигнальной карточки зелёного цвета.

Учитель раздаёт группам карточки, на которых написаны ситуации.


Ситуация 1. Олег не сделал домашнее задание. Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать заданное. Илюша выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации?

Ситуация 2. Надя грубо разговаривала со взрослым человек. Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссорится с Надей. Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 3. Андрей нашёл на улице мобильный телефон с действующей сим-картой. Он подарил его другу Гене, потому что родители мальчика не могли купить ему такую дорогую вещь. Правильно ли поступил Андрей? Как, по вашему мнению, следовало поступить?


- Путь к доброте - нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидает взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередование добра и зла. Научится быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершённых им поступках.


Четвёртый шаг к доброте - это добрые сердца. Имея доброе сердце, вы не сможете равнодушно смотреть на чужую беду. Рядом с вами живут люди, которым особенно нужны теплота, забота и понимание окружающих ( рассказ об однокласснике А. Руцких которому срочно требовалась операция в Санкт- Петербурге и маме Д. Тарасовой, которая тяжело больна. Ей требуется радио-хирургия в Израиле ).

Учитель показывает видеоролик « Добрые поступки». Беседа.

- Благодарю вас за тёплый, доверительный разговор, добрые и умные мысли. Давайте подведём итог: из чего же состоит наш путь к доброте? В народе говорят:


добрые слова - корни,

добрые мысли - цветы,

добрые дела - плоды,

добрые сердца - сады.


У вас на партах лежат изображения деревьев. Приклейте к ним цветы и плоды. Если добрых мыслей у вас пока больше, чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если же ваши добрые мысли нашли отражение в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды. Прикрепите свои деревья к листу ватмана. Как мы можем назвать нашу работу? ( «Сад доброты» )

Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!




© 2010-2022