Технология - труд без любви?

     Сторонники переименования школьного предмета «Труд» в предмет «Технология», должно быть, руководствовались добрыми намерениями… Наукообразная форма, в которую попытались облачить этот школьный предмет, не изменил его статуса, а наоборот, труд, названный техно-логией, начал вызывать насмешки со стороны своих коллег, старых признанных наук, с  богатой родословной. И как итог, стал стремительно исчезать из школьного расписания.          Что же отличает технологию от труда? В принципе и под т...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРО ЛЮБОВЬ, ТЕХНОЛОГИЮ И ТРУД.

ТЕХНОЛОГИЯ - ТРУД БЕЗ ЛЮБВИ?


Сторонники переименования школьного предмета «Труд» в предмет «Технология», должно быть, руководствовались добрыми намерениями… Наукообразная форма, в которую попытались облачить этот школьный предмет, не изменил его статуса, а наоборот, труд, названный техно-логией, начал вызывать насмешки со стороны своих коллег, старых признанных наук, с богатой родословной. И как итог, стал стремительно исчезать из школьного расписания.

Что же отличает технологию от труда? В принципе и под тем и под другим термином мы понимаем процесс преобразования окружающей среды или материала. Можно научиться выращивать картофель по голландской технологии, и получать урожаи в разы больше. Можно, но через несколько лет такой интенсивной технологии земля просто перестанет давать хоть какой-то урожай. Чтобы земля не оскудела, нужно её любить… Вот в этом то пожалуй, и самое главное отличие технологии от труда. Технологический процесс не предполагает в себе такое явление как любовь.

Труд, как «вечное естественное условие человеческой жизни» (по Марксу) (1, с. 696) рассматривается философами именно как этическое явление. (2, с.463). Возможно сторонники переименования предмета ставили более высокие задачи, в школьной программе появились такие понятия как проект… Налицо все признаки притязания к уровню наиболее «развитых» стран, которые переходят от индустриальной фазы к постиндустриальному - информационному типу хозяйствования. Во-первых, информационная составляющая не исключает индустриальную фазу, а базируется на ней. Наблюдая за процессами, происходящими в российской экономике - можно увидеть все предпосылки перехода на качественно иной уровень - на уровень аграрного хозяйствования, когда государство довольствуется лишь распродажей своих природных ресурсов, не утруждая себя даже их переработкой… Все имеющиеся достижения современной российской экономики зиждутся на достижениях некогда самой лучшей системы образования, в том числе и школьного. С тех пор многое в системе образования изменилось. Вместе с мировоззренческими предметами, такими как астрономия, из школьных программ исчезло и черчение, один из немногих предметов, формирующий пространственное мышление и техническую грамотность. Основы промышленной графики вроде бы включили в программу школьного курса «технология», а затем благополучно сократили сами часы технологии…

Может быть кому то показалось, что не стоит тратить столько времени, а главное денег, для того чтобы научиться какому - то ремесленничеству, когда на дворе век информационных технологий. Но невозможно стать полноценным изобретателем, художником, конструктором пока вживую не почувствуешь сопротивление материала.

Как отмечал О.Цадкин: «Художник до тех пор сможет хорошо выражать себя, пока он будет оставаться уверенным и взыскательным ремесленником». (3)

В советское время труд рассматривался и как один из краеугольных камней нравственного воспитания. Даже Гессен рассматривал труд как понятие «не экономическое только, а этическое» (4) Этой теме были посвящены тонны диссертаций и монографий. Академик Г.Н.Волков отмечает, что «воспитание в труде - основная проблема педагогики всех народов, а трудовое воспитание - венец всей системы народного воспитания.»(5) Можно сказать, что в традициях многих культур труд занимал такое же место как религия.

Многие формы традиционной трудовой культуры отступают перед негативом современной жизни. К примеру, в умеренном климатическом поясе самой высокоурожайной технической культурой испокон века являлась конопля. Коноплю, как и картошку, раньше сажали в каждом огороде. Существовала целая традиция и своя технология обработки этой культуры, которая, по сравнению со льном, давала урожай в несколько раз выше. Существовала своя технологическая цепочка обработки, где более грубая часть волокна - «лапрашки»(чув) - шла на изготовление мешковины, средняя - «пальчас», на разные нужды и самое тонкое волокно - «штольпи» - на белье. Не говоря уже о конопляном масле, вкус которого ещё помнят старожилы. Нерешенная нравственная проблема становится важнейшим тормозом развития целого направления экономики, и огромная страна, отказавшись от своих традиционных волокнистых культур, практически вся сидит на импортном сырье. Страшно представить, а вдруг завтра эти наркоманы начнут нюхать пшеничную пыльцу или есть ботву сахарной свеклы?!

Подобная же участь настигла некогда популярные межшкольные комбинаты. Идея их создания тоже была продиктована экономическими соображениями. Чтобы не каждой школе закупать дорогостоящие станки и оборудование, а сконцентрировать их в этих самых УПК - учебно-производственных комбинатах. Решение многих школ отказаться от услуг УПК - была банальна, школьники, попадая в чужой район, часто оказывались биты. Общество не нашло в себе ни правовые, ни моральные силы преодолеть эти подростковые выходки. Самым простым решением этой проблемы оказалось знаменитое: не пущать!

Как видим, тормозом в решении многих чисто экономических задач являются нерешенные нравственные проблемы. А решение этих проблем - не есть ли самое главное призвание педагогической и психологической наук, вкупе с правовыми институтами?

Школьный труд должен рассматриваться как один из способов приобщения к духовному наследию наших предков через образцы материальной культуры. К сожалению, это духовное составляющее любого артефакта будь то, наличник или какая другая утварь, практически не учитывается, (и не может учитываться в процессе изучения «технологии») Этот технический термин полностью выхолащивает духовное составляющее из таинства составления узора, орнамента, скульптуры… обращая внимание только на техническую сторону этого процесса. Труд без любви превращается в технологию.

Свято место, как известно, пусто не бывает, и в школьной программе начинают появляться предметы направленные исключительно на нравственное воспитание школьников, такие как «Основы православной культуры». Несомненно, что такие предметы как литература, и предметы развивающего цикла такие как музыка, изобразительное искусство, в том числе и труд (технология) содержат в себе огромный потенциал духовного, нравственного, этического воспитания и образования.

Отлучая детей от познания радости созидающего труда, заменив его морализаторством, мы можем ожидать от этого поколения только увеличения степени агрессии и цинизма. Труд не только всему голова, но сердце всей преобразующей деятельности человека.


Литература:

1 Философский энциклопедический словарь. М. «СЭ», 1983

2.Краткая философская энциклопедия. М. «Прогресс», 1994.

3. Цадкин О. Мысли об искусстве скульптора. Творчество , №7, 1990,С.16

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.

М., «Школа - пресс» 1995., С.144

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., Пресс-сервис, 1997., С..125


© 2010-2022