Информационная карточка к классному часу Этапы планирования профессиональной карьеры

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час "Этапы планирования профессиональной карьеры"


Есть люди, которые делают карьеру. И ничего больше.

ВИнформационная карточка к классному часу Этапы планирования профессиональной карьерыИнформационная карточка к классному часу Этапы планирования профессиональной карьерыольфганг Эшкер


Наибольших успехов мы достигнем в том, к чему

будем иметь наилучшие способности.

Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам себе разведчиком. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тысяч профессий и специальностей.

Планирование карьеры - процесс очень индивидуальный и, безусловно, ответственный. Профессиональная карьера - это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с призванием, мастерством. Кроме того, в содержание профессиональной карьеры включается более высокая оплата труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Различают вертикальную и горизонтальную карьеру. Вертикальная - это должностной рост, продвижение по служебной лестнице, горизонтальная - рост профессионального мастерства. Следует помнить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должности, но и удержать ее.

Правильный выбор профессии основывается на учете ряда факторов


  1. нужно правильно определить свои профессио­нальные интересы и склонности;

  2. следует правильно оценить свои реальные способности, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры;

  3. нужно учесть конъюнктуру рынка труда и ее ожидаемые изменения

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1этап: определение профессио­нального типа личности

(по методике Голланда)


Голланд выделяет шесть основ­ных типов личности и профессиональной среды:

Реалистический тип - мужской, несоциальный, эмоционально стабильный, ориентированный на настоящее. Предпочитаемые виды деятельности:

  • механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, использование инструментов, требующих точности, ловкости, координации;

  • строительство, военные виды деятельности, конструкторские работы;

  • любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Рекомендуемые профессии: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

Интеллектуальный тип: ориентирован на умственный труд. Он несоциален, аналитичен, рационален. Предпочитаемые виды деятельности:

  • сбор информации, ее систематизация, анализ;

  • выполнение сложных или абстрактных заданий;

  • решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий;

  • независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя;

  • выполнение научной или лабораторной работы;

  • предпочтение размышления действиям.

Интеллектуал предпочитает научные профессии: астроном, ботаник, физик, математик и др.

Социальный тип: ориентирован на тесный контакт с окружающей средой, стремится воспитывать, поучать. Он активен, проблемы решает, опираясь, главным образом на эмоции, чувства, умение общаться.

Предпочитаемые виды деятельности:

  • ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

  • обучение, объяснение, разъяснение;

  • оказание помощи, консультирование;

  • организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

К этому типу относятся профессии: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог.

Конвенциональный тип: отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Предпочитаемые виды деятельности:

  • работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

  • управление офисным оборудованием;

  • ведение карточек, хранение и систематизация записей, данных, финансовых книг;

  • написание финансовых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

К этому типу относятся профессии, связанные с канцелярией и расчетами - машинопись, бухгалтерия, экономика.

Предпринимательский тип: энергичный, импульсивный, предпочитающий исконно «мужские», руководящие роли. Предпочитаемые виды деятельности:

  • финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

  • продажа, покупка, коммерция;

  • руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами.

Профессии: заведующий, директор, телерепортер, журналист, товаровед, менеджер страховой агент, биржевой брокер, адвокат, коммерсант.

Артистический тип: в общении с окружающими опирается на свои ощущения, эмоции, интуицию, воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений. Это женственный, несоциальный, оригинальный тип. Предпочитаемые виды деятельности:

  • художественное творчество (живопись. Скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.);

  • игра на музыкальных инструментах;

  • исполнительская актерская деятельность.

Профессии - артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея.

Каждый человек обладает личностными свойствами, харак­терными для всех шести описанных типов. Однако преобладают черты всего лишь одного или нескольких типов.


Методика Голланда (сокращённый вариант)

Инструкция: Вам предлагаются пары профессий. Обратите внимание, что рядом с каждой профессией стоит цифра. Она обозначает тот или иной профессиональный тип. Чтобы определить Ваш тип, Вам необходимо из каждой пары профессий выбрать ту, которой Вы отдаете большее предпочтение. Теперь в лист ответов поставьте один балл в ту клеточку, номер которой стоит рядом с выбранной профессией. Например, если из первой пары «портной»-«конструктор» Вам больше нравится конструктор, то в листе ответов в клеточке с номером 2 Вы ставите один балл.

Портной (1) - Конструктор (2)

Вязальщик (1) - Воспитатель (3)

Повар (1) - Диспетчер (4)

Фермер (1) - Зав. магазином (5)

Столяр (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Юрист (3)

Химик (2) - Бухгалтер (4)

Работник архива (2) - Адвокат (5)

Лингвист (2) - Переводчик художественной литературы (6)

Социолог (2) - Статистик (4)

Продавец (3) - Коммерсант (5)

Тренер (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Снабженец (5)

Кассир (4) - Косметолог (6)

Политический деятель (5) - Метеоролог (2)

Водитель (1) - Медицинская сестра (3)

Парикмахер (1) - Художник-модельер (6)

Биолог (2) - Библиотекарь (3)

Журналист (5) - Режиссёр (6)

Математик (2) - Архитектор (6)

Физиолог (2) - Оператор ЭВМ (4)

Учёный (2) - Главный инженер (5)

Работник детской комнаты милиции (3) - Контролёр-кассир (4)

Экскурсовод (3) - Художник-оформитель (6)

Экономист (4) - Товаровед (5)

Корректор (4) - Критик (6)

Милиционер (5) - Фотограф (6)

Поэт (6) - Психолог (3)

Строитель (1) - Программист (2)

Электромонтёр (1) - Оператор почтовой связи (4)

Овощевод-цветовод (1) - Прораб (5)

Пекарь (1) - Музыкант (6)

Археолог (2) - Лаборант (4)

Астроном (2) - Консультант (3)

Историк (2) - Актёр (6)

Логопед (3) - Стенографистка (4)

Врач (3) - Дипломат (5)

Секретарь-машинистка (4) - Менеджер (5)

Телемеханик (1)- Писатель (6)

Электрик (1) - Ревизор (5)

Автомеханик (1)- Бортпроводник (3)

Учитель (3) - Редактор журнала (5)

Обработка результатов

Подсчитывается количество предпочитаемых профессий по каждой группе: 1 (реалистический тип), 2 (исследовательский тип), 3 (социальный тип), 4 (конвенциональный тип), 5 (предприимчивый), 6 (артистический).

Интерпретация результатов

  1. Если испытуемый набрал максимальное число баллов по профессиям первой группы, то его можно отнести к реалистическому профессиональному типу.

  2. Если испытуемый набрал максимальное число баллов по профессиям второй группы, то его можно отнести к исследовательскому профессиональному типу.

  3. Если испытуемый набрал максимальное число баллов по профессиям третьей группы, то его можно отнести к социальному профессиональному типу.

  4. Если испытуемый набрал максимальное число баллов по профессиям четвертой группы, то его можно отнести к конвенциональному профессиональному типу.

  5. Если испытуемый набрал максимальное число баллов по профессиям пятой группы, то его можно отнести к предприимчивому профессиональному типу.

  6. Если испытуемый набрал максимальное число баллов по профессиям шестой группы, то его можно отнести к артистическому профессиональному типу.

Бланк ответов:

1

2

3

4

5

6

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Оценка своих способностей


Второе условие правильного выбора карьеры - это правильная оценка своих реальных способностей. Способности - это не знания, умения и навыки, а возмож­ность освоения этих знаний умений и навыков


Какие же способности бывают?

Общие способности - те способности, которые определяют успех в той или иной деятельности. Это способности: точность, тон­кость ручных движений, развитая память, совершенная речь, уровень интеллекта.

Специальные способности - это способности, которые требу­ются в специфических видах деятельности. Для развития этих способностей нужны особого рода задатки. Это музыкальные, мате­матические, лингвистические, технические, литературные, художе­ственно-творческие, спортивные и др.

Каждый из вас наделен какими-то способностями и по тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляе­мым конкретной профессией к человеку, можно судить о его про­фессиональной пригодности, т.е. соответствия человека профессии. Соответствие человека профессии - это степень, при которой от­сутствуют противопоказания к работе, и есть ряд качеств, которые явно указывают на возможность выбора профессии или группы профессий.

Существует еще одна степень соответствия человека к про­фессии, когда говорят «мастер, специалист от Бога» или призвание. Призвание - это высший уровень профпригодности, при котором есть явные признаки соответствия человека требованиям профессии. Благодаря этим признакам человек выделяется среди остальных.

Требования профессии к человеку называются профессионально-важными качествами - ПВК. Если быть точным, то те способности, которые у вас имеются и являются вашими про­фессионально важными качествами для какой-то профессии, и вы уже являетесь пригодным к этой профессии. Вот почему важно знать о своих способностях, суметь их распо­знать.

Существуют разные виды непригодности профессии к челове­ку:

  • техническая (например - космонавт: работа проходит в необыч­ных сложных условиях, требует физической силы и выносливости; поэтому не каждому человеку она подходит);

  • предметная непригодность, когда предмет труда в выбранной ва­ми профессии вас не интересует (если вы хотели стать актером, а работаете зоотехником, например);

  • социально-организационная непригодность (например: вам не под­ходит та обстановка, в которой вам предстоит рабо­тать).

О непригодности человека к труду можно говорить, если у не­го имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усу­губляться в процессе этой деятельности или мешать ее осуществле­нию.

Иногда, непригодность человека может искусственно созда­ваться самими людьми (неспециально, конечно). Для примера мож­но привести профессию водителя. Дальтоникам не выдают права, но если бы на наших светофорах вместо известных цветов загорались три, две и одна точки, то все, кто не различает цвета, могли бы безо­пасно водить машину и иметь права.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Учет возможных изменений ситуации на рынке труда.

Сделать достоверный и детальный прогноз изменений ситуа­ции на рынке труда очень сложно. Но, если исходить из того, что рыночные отношения будут развиваться, можно сделать ряд пред­положений:

  • Рыночной экономике нужна мощная банковско-финансовая инфраструктура. Потому можно ожидать постоянную потребность в высококвалифицированных специалистах банковского дела, финансов, страхования, фондового рынка. В то же время уже сейчас наметилась тенденция к перенасыщению рынка труда спе­циалистами данного профиля.

  • Дальнейшая интеграция России в мировой рынок будет поддерживать потребность в специалистах по внешнеэконо­мической деятельности. Кроме того, будут расширяться возможно­сти для работы наших специалистов за рубежом.

  • Российская экономика будет сопровождаться развитием сферы услуг, предна­значенных для удовлетворения их потребностей (медицинские услу­ги, образование, туризм и др.)

  • Сейчас имеется некоторое количество успешно работающих перспективных предприятий, особенно в области до­бычи топлива и сырья, а также производства относительно простых продуктов на их основе. Работники этих предприятий окажутся в более выгодном положении.

Сегодня мы ознакомились с понятиями «профессиональная карьера», «профессионально-важные качества», «профессиональная пригодность»; определили для себя профессиональный тип личности по методике Дж.Голланда; ознакомились с условиями и факторами правильного выбора карьеры.

С учетом основных факторов выбора можно наметить план осуществления карьеры. Успешная карьера сама по себе, конечно же, не сделает человека счастливым. Но еще меньше шансов чувст­вовать себя счастливым у неудачника. Поэтому успех всегда жела­телен. Успехов!





Информационная карточка к классному часу Этапы планирования профессиональной карьеры

© 2010-2022