- Преподавателю
- Классному руководителю
- Креативность в начальной школе
Креативность в начальной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калмыков Е.В. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Опытное изучение развития креативности младших школьников средствами семейных традиций
Т.Ю. Хабарова, к.псих.н., доцент
Воронежский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результаты реализации образовательных программ в начальной школе включают не только предметные знания, но и метапредметные (межпредметные) умения, а также личностные качества. Креативная составляющая рассматривается как важнейший компонент в общей структуре личности младшего школьника, существенно влияющий на всю образовательную траекторию личностного развития как в начальной школе, так и на более старших этапах школьного образования.
В условиях возрастающей роли сотрудничества семьи и школы растет понимание того, что педагогические инициативы по развитию креативности младшего школьника могут быть успешно реализованы, если они будут поддержаны как педагогическими традициями школы, так и семейными творческими традициями.
Социальная среда играет важное значение в развитии креативности личности. Основная роль в формировании креативности младших школьников принадлежит семье, семейным ценностям, сформированным в семье традициям. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования (В.А. Караковский, И.С. Кон, В. Т. Кудрявцев, Г.А. Ковалев, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер и др.). Проблема приобщения личности к традициям семьи рассматривалась в работах Л.В. Загик, В.М. Ивановой, Н.Ф. Виноградовой, Т.М. Марковой, О.Л. Зверевой и др.
Объект исследования: креативность младшего школьника.
Предмет исследования: влияние семейных традиций на развитие креативности младшего школьника.
Цель исследования - выявить ценностную обусловленность влияния семейных традиций на развитие креативности младшего школьника и апробировать выявленную зависимость в ходе семейного психологического консультирования.
Эмпирическое исследование развития креативности младших школьников средствами семейных традиций осуществлялось в ходе семейного консультирования с элементами совместной творческой деятельности, в котором приняли участие 37 детей в возрасте 7-10 лет и их родители. В качестве контрольной группы выступили 36 учащихся младших классов и их родители.
Опытная работа по развитию креативности младших школьников средствами семейных традиций осуществлялась в ходе семейного консультирования с элементами совместной творческой деятельности. Консультирование включало констатирующий (знакомство с семейными традициями, выявление творческих способностей учащихся в ходе психодиагностики), проектирующий (знакомство с основами творческой деятельности, с творческими семейными коллективами, развитие креативных способностей в ходе занятий с элементами тренинга), функциональный (разработка творческих семейных проектов), инновационный (воплощение творческих семейных проектов в жизнь с психологическим сопровождением), демонстрирующий (представление семейных творческих проектов, повторная психодиагностика, подведение итогов) этапы.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 1,5 часа каждое в течение учебного года.
При разработке программы опытной работы учитывались выявленные психологические факторы: «способность к творческой деятельности», «потребность в творческом самовыражении», «личностно значимые результаты семейного творчества», которые показывают ценностную обусловленность влияния семейных традиций на развитие креативности младшего школьника.
Важной особенностью проводимой работы было то, что в ней принимали участие 5 творческих семейных коллективов (ТСК), из них два занимались художественным творчеством, два - музыкальным творчеством и один - литературным творчеством, которые делились своим опытом творческой деятельности, показывали способы организации творческой семейной деятельности и оказывали психологическую поддержку участникам.
В ходе опытной работы решались следующие задачи:
- оптимизировать семейные традиции на основе семейных ценностей в процессе сотрудничества семьи и дома творчества;
- реализовать освоение ребенком младшего школьного возраста содержания семейных традиций;
- сформировать мотивацию к творческой деятельности как доминанты;
- стимулировать школьников к самой творческой деятельности: самостоятельной постановке проблемы, поиску нестандартных решений, деятельности за пределами поставленной задачи;
- способствовать развитию способности к преобразованию и символизации;
- побуждать к самовыражению.
Результативность опытной работы по развитию креативности младших школьников средствами семейных традиций проверялась с помощью специально отобранных методик: тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса, тест творческого мышления П.Е. Торренса, тест личностных творческих характеристик Вильямса (опросник для детей) и опросник Вильямса для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка, опросник креативности Джонсона, опросник креативности Рензулли для родителей. В целях определения статистической достоверности различий в уровневом анализе был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Результаты тестирования детей и опроса родителей позволяют судить об эффективности развития креативности младших школьников средствами семейных традиций, так как сравнение показателей в экспериментальной и контрольной группах демонстрирует позитивную динамику, которая в экспериментальной группе сравнительно выше, чем в контрольной. Достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами подтверждены с помощью t-критерия Стьюдента.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что семейные традиции будут влиять на развитие креативности младшего школьника, если семейными ценностями будут виды творческой деятельности, коллективное творчество в семье, связь и диалог поколений при условии традиционной преемственности семейного творчества, развитых внутрисемейных отношений, творческого взаимодействия членов семьи под влиянием психологических факторов: способностей к творческой деятельности, потребности в творческом самовыражении, личностно значимых результатах семейного творчества.
Литература:
-
Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности / А.А. Деркач. - М., 2001.
-
Маркова, Т.А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Т.А. Маркова. - Ярославль, 2007.
-
Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию.-М., 2001.
-
Torrance, E.P. Torrance tests of creative thinking / E.P. Torrance. - Personal Press, 1972, 1983.
-
Renzulli, J.S. The Three Ring Conception of Giftedness: А Developmental Model for Creative Productivity // Sternberg R.J. & Davidson J.G. (Eds.) Conceptions of Giftedness. N.Y., 1986.
-
Johnson, D.L. Creativity checklist (Cch) / D.L. Johnson. - Cat No. 33780 M, 1979.