Этапы формирования коллектива первоклассников

Цель: выявить уровень сформированности коллектива первоклассников на начало года для дальнейшей работы с детьми.На данном этапе проводим диагностическое обследование детей, который позволяет выявить социометрический статус каждого ребенка – «звезд», «популярных», «изолированных», а также определить индекс групповой сплоченности, индекс изоляции детей. Социометрия детского коллектива помогает выявить детей, нуждающихся в повышенном внимании и целенаправленной педагогической, психологической и соц...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы формирование коллектива первоклассников


1) Социометрический этап.

Цель: выявить уровень сформированности коллектива первоклассников на начало года для дальнейшей работы с детьми.

На данном этапе проводим диагностическое обследование детей, который позволяет выявить социометрический статус каждого ребенка - «звезд», «популярных», «изолированных», а также определить индекс групповой сплоченности, индекс изоляции детей. Социометрия детского коллектива помогает выявить детей, нуждающихся в повышенном внимании и целенаправленной педагогической, психологической и социальной помощи.

Важным показателем психического развития ребенка в школьном возрасте являются особенности межличностных отношений. В процессе общения в детском возрасте формируется и проявляется направленность личности, являющаяся источником ее активности.

Среди методов, выделяющих объективную картинку межличностных отношений дошкольников, наиболее популярными является социометрия.

Методика «Секрет» (приложение 1).

Экспериментальная игра «Секрет» (Т.Д. Репина), выявляет систему существующих между детьми избирательных отношений. Каждый ребенок выбирает «по секрету» 3 детей из класса (чтобы никто не видел), и кладет им в конверт открытку. Имена детей заносим в таблицу (приложение 2), напротив каждой имени ставится порядковый номер. На каждого ребенка заготовлено по три открытки и конверт, на которой отмечается номер, зафиксированный в таблице. Детям, входящим по одному в класс, говорю: «Мы играем в игру секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые открытки.

Когда игра проведена, после этого подсчитываем количество картинок, полученных каждым ребенком, и число взаимных выборов. Все данные отмечаю в таблице. Затем выводим социальный статус каждого ребенка.

Методика «Вербальный выбор».

Младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них симпатии. В индивидуальной беседе воспитатель задает ребенку следующие вопросы:

- с кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

- кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

- с кем ты хотел бы сидеть за одной партой, а с кем нет?

2) Этап планирования педагогической деятельности.

Цель: составить перспективное планирование по формированию школьного коллектива.

Исходя из интересов детей и родителей составляется перспективное планирование по данной теме.

3) Этап по индивидуальным формам работы.

Цель: расширить и углубить имеющие положительные интересы у детей, адаптировать к новым условиям в коллективе.

После проведения социометрического обследования и выявив «непринятых», «изолированных» детей, была проведена индивидуальная работа с ними. Проведены индивидуальные беседы по темам: «Как я провел лето», «Моя семья», «Расскажи о своих друзьях» и другие.

Беседы помогли мне выявить интересы и склонности ребенка, узнать его, понять его душевный микроклимат, способствовать доверительному отношению между мной и ребенком.

Были проведены уроки изобразительной деятельности (рисование, лепка, оригами, конструирование), которая помогли понять ребенка, выявить его интересы, способности, адаптировать к новым условиям.

В работе использовались - трудовые поручения (дежурство по классу, полить цветы, разложить дидактический материал). Большое значение здесь имеет грамотная организация развивающей среды, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои интересы. Но самое главное, я обеспечивала эмоциональный комфорт ребенка - моральная поддержка, похвала.

3) Этап групповых форм работы с детьми.

Цель: объединить детей на основе общих интересов и положительных взаимоотношений в дружный коллектив.

На данном этапе велась с детьми большая работа по нескольким направлениям:

- занятия по нравственному развитию («Мой друг», «Нет друга - ищи, а нашел - береги», «Дурные привычки», «Позвони другу», «Самый дорогой человек», «Посиделки»).

- викторины (по сказкам русских писателей, по сказкам А.С. Пушкина, по стихам К. Чуковского», «Комнатные растения» и др.), КВН;

- игра - тренинг («Магазин игрушек», «Учим мышонка»);

- психогимнастика (этюды, занятия игры);

- совместный труд («Чистим участок от снега», «Наводим порядок в классе», «Сажаем растения»);

- создания ситуаций взаимопомощи («Друг заболел», «Встречаем новенького»);

- коллективные игры (сюжетные, подвижные, словесные («Волшебные очки», «Подарки», «Зеркало»);

- праздники и развлечения («Именины», «Осенины»).

4) Этап сотворчества родителей и детей.

Цель: создать условия для совместного общения детей и родителей.

Для достижения положительных результатов по формированию доброжелательных отношений в детском коллективе большое значение имеет работа с родителями. Эффективное взаимодействие с родителями было достигнуто на основе личностно - ориентированного подхода. При этом использовались традиционные педагогические приемы:

- индивидуальные беседы с родителями;

- анкетирование родителей;

- консультации для родителей («Уроки вежливости», «Научите ребенка дружить»);

- посещение семей;

- совместные праздники («День здоровья», «Как на наши именины» и др.)

- родительские собрания («Детская агрессивность», «Семья вместе и душа на месте).

В конце учебного года было проведено диагностическое обследование. Контрольная социометрия позволила определить динамику, и проанализировать систему работы с детьми.

5) Контрольно-аналитический этап.

Цель: сделать анализ взаимодействия коллектива первоклассников.



© 2010-2022