Основные направления профилактики экстремизма среди старшеклассников в условиях оборонно-спортивного профиля

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.А.Захарова, г.Барнаул

Основные направления профилактики экстремизма среди старшеклассников в условиях оборонно-спортивного профиля

В современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности Российской Федерации, ее территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан России представляет экстремизм в различных формах его проявления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пресечение и профилактика экстремистской деятельности основывается на принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности России; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Подросток попадая в «Алтайский краевой педагогический лицей», в класс оборонно-спортивного профиля в период активного взросления (15-18 лет), в период кризиса возрастного развития, существенно изменяет запас знаний о России, глубже становится понимание происходящих событий, различных оценочных суждений о государстве и государственной политике. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Подростковый юношеский возраст характеризуется психологами как возраст кризиса идентичности, когда старшеклассник затрудняется в выборе прогресса и регресса в понимании ценности и цели. Наступает то, что психологи называют «психический мораторий»: человек временно уходит от одного понимания жизни еще не приняв другого. В рамках педагогической поддержки особое внимание необходимо уделять переходу от «детской» гражданской идентичности к «взрослой». Под гражданской идентичностью мы понимаем процесс соотнесения личности себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами которые выводят личность на осознания себя, как гражданина своей страны, на понимание своих прав и обязанностей реализуемых в процессе участия в жизни гражданского общества. Способности противостоять асоциальным и противоправным действиям, ответственности за принятое решение и их последствия, стимулирование самостоятельности в выборе решений в проявлении гражданской позиции. Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в общеобразовательной среде является его профилактика - разъяснительно-предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям.

Основными задачами профилактики экстремизма среди старшеклассников есть: воспитание установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов; формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества; повышение роли семьи в формировании у учащихся норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе; противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление; внедрение в общеобразовательную среду практики норм толерантного поведения; воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности; отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

Жизнь не стоит на месте. Меняются взгляды на образование и воспитание. Одно лишь остаётся неизменным - это процесс становления личности. Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Грамотное сопровождение, соответствующие материальные условия и сетевое взаимодействие дают возможность лицеистам оборонно-спортивного профиля, максимально продуктивно определить себя как гражданина страны и своей малой родины. В организации качественного обучения и воспитания старшеклассников оборонно-спортивного профиля лицея привлечены и участвуют учреждения дополнительного, высшего профессионального образования, различных структур довузовского образования: Отдел кадров ГУ МВД России по Алтайскому краю, Центр профессиональной подготовки при ГУ МВД России по Алтайскому краю, учебный центр ФСИН России по Алтайскому краю, отряд специального назанчения «Легион» УФСИН РФ по Алтайскому краю, КГБУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по волейболу «Заря Алтая», Институт физической культуры и спорта, ВПК Алтайской краевой общественной организации «Вега-Кристалл». Сетевое взаимодействие позволяет преодолевать разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, привлекая молодежь к социально-активной и общественно-политической жизни. Сотрудники ГУ МВД России по Алтайскому краю, организуют и проводят мероприятия, разъясняющие административную и уголовную ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности, инструкторы ОСН «Легион» и преподаватели Института физической культуры и спорта формируя умение вести здоровый образ жизни, знания безопасного поведения и навыков действий в опасных ситуациях, развития позитивного поведения и позитивного отношения к структурам, отвечающим за безопасность - выстраивают воспитательную стратегию в классах. Все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условии организации учебно-воспитательного процесса в оборонно-спортивном классе, где на основе сетевого взаимодействия осуществляется предпрофессиональная подготовка старшеклассников.

Опыт создания оборонно-спортивного профиля в лицее, инновационный процесс внедрения педагогических технологий гражданского воспитания, основанных на личностно-ориентированном образовании с использованием сетевого взаимодействия и пространства социального партнёрства, - залог повышения эффективности развития качества образования и воспитания, и предотвращения развития питательной почвы для проявления экстремизма.

Как было отмечено на Российско-Азиатском Правовом конгрессе «Юридическая наука и образование в России и Азии» - отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде Алтайского края - свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы в регионе. Вместе с тем, текущие социально-экономические, миграционные, общественно-политические процессы и их возможные последствия для общественной жизни школ края ставят перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед всеми конструктивными общественными силами новые задачи, которые необходимо решать в рамках деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде.

России нужен человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных, религиозно-этнических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от уважения к родителям и заканчивая сознанием глубокой ответственности перед Родиной. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие и становится под угрозу само существование современной цивилизации.

© 2010-2022