Общество как динамичная система. Разработка открытого урока. Поурочный план

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group:

Пән/ Предмет/ Subject: обществознание

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Общество как динамичная система.

Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson:комбинированный

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: лекция-беседа

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :

білімдік / образовательная/ educational: Формировать целостное представление о формах и разновидностях социальной стратификации, о теории социальной мобильности и изменениях в социальной структуре Казахстана.

дамытушылық/ развивающая/ developing: Развивать умение чётко формулировать мысли, давать определение понятий, следить за логикой лекции, анализировать информацию,участвовать в обсуждении, делать выводы, высказывать собственные суждения, проводить сравнения и аналогии, выступать перед аудиторией.

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Способствовать формированию целостного мировоззрения у учащихся, чувства гражданственности, основных социальных компетенций.

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: интерактивная доска,текст лекции, слайдовая презентация, карточки с заданиями.


Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

1. Организационный момент. Целеполагание.

2. Актуализация знаний по изученному материалу.

3. Сообщение нового. Активизация студентов в ходе лекции, показ слайдовой презентации - расширение знаний, работа на интерактивной доске, дополнительная информация (опережающее задание).

4. Закрепление. Рефлексия.

5. Объяснение домашнего задания. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.


Ход занятия

1.Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіздер ме, Good morning.

Организационный момент. Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид.

Целеполагание. Актуальность темы. Обзор литературы.

Әдебиет/ Литература/ Literature:

  1. Обществознание/ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2001

  2. Основы государства и права, Г.С. Сапаргалиев, Алматы, 1999

  3. Основы обществознания 11 класс.- Мектеп, 2010.

  4. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - Спб., 1999.

  5. Каверин Б. Обществознание.- М.: Юнити, 2007.

  6. Костанайская область. Энциклопедия.- Алматы, Арыс, 2006.

Общество- это динамичная система. Вы согласны с этим утверждением? Приведите примеры из жизни, которые подтверждают его.

Сегодня мы с вами будем работать над формированием знаний, которые помогут нам доказать это утверждение.

Но прежде давайте вспомним ответы на некоторые вопросы, которые нам необходимы для изучения нового материала.

2. Актуализация знаний по теме « Социальная структура общества и социальные отношения».

-работа с понятиями- 2 человека у доски- социальная структура, социальная группа, социальный институт, социальные отношения, субъекты соц.отношений, виды соц.контактов, соц.статус и его виды, соц.роль, престиж.

-практическая работа по карточке на месте:

Написать, к каким социалным институтам относятся: педагогический институт, научно- исследовательский институт, медицинский институт, институт культуры, Президент, Парламент, областная филармония им. Умурзакова, городская больница, краеведческий музей, Дом дружбы, мечеть, областная прокуратура, маслихат, партия «Нур Отан».

-проверка творческого задания в парах-составление схемы социальных взаимоотношений субъектов по видам деятельности- 2 пары,

-проверка индивидуальных творческих заданий- написание эссе на тему «Престиж профессии учителя в современном обществе», с последующим обсуждением, в конце занятия сдать тетради названным уч-ся.

3. Сообщение нового.

План лекции.

1.Исторические формы стратификации ( слайды, беседа, работа в тетради, региональный компонент- переход к вопросу о социальных перемещениях и социальной мобильности на примере Костанайской области).

Чёткой социальной градации по роду деятельности в социальной структуре современного общества просто не может быть. Очень расширились сферы занятости и социальных интересов. Например, в Костанайской области, помимо экономических отраслей- горнодобывающей, машиностроительной, сельскохозяйственной, лёгкой и пищевой промышленности, большую роль играют сферы (или социальные институты) образования, науки, литературы и искусства, здравоохранения и спорта. И масса людей существуют не в рамках одного социального статуса, а занимаются разными видами деятельности, расширяя свои социальные роли. В этом особенность нашего времени.

-А кто должен быть очень мобильным в силу своей профессии и требований, которые к ней предъявляются?

-В какие социальные сферы вовлечены учителя?

+ роль учителя новой формации по Стратегии 2050.

2.Социальные перемещения. Теория социальной мобильности. Объективные и субъективные показатели социальной мобильности. ( слайды, схемы, работа на интерактивной доске, работа в тетради)

Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. Мобильность - это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.

Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая.

Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.

П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой - индивидуальные и коллективные переходы, подразделил мобильность по видам - экономическая, политическая, профессиональная. Наконец, по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная - это перемещение индивида или объекта из одной группу в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства), а вертикальная - это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование, и статус его стал выше). Социальная мобильность может быть нулевой в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника.

Два основных вида социальной мобильности - межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей) и внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя социальные позиции).

Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи.

-Приведите исторические примеры социальной мобильности.

3.Социальная структура казахстанского общества. Изменения в процессе социальной модернизации на современном этапе ( опережающее задание- 2 человека+ презентация)

Основу социальной организации казахов составляла племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса. В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия:

Ак суйек (белая кость) - замкнутая привилегированная каста, состоявшая из торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи). Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами.

Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство - ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе. Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано - Ташкентском оазисе, и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей - ходжи.

Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по названию. Вся остальная часть населения относилась к кара - суйек (черная кость). Среди них выделялись - бии - самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бии, в противоположность чингизидам - «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк.

Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского периода можно отнести и батыров. Как титул это слово прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды.

Баи - у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание.

Кроме аристократии и простых, лично свободных людей в обществе была категория лично не свободных мужчин (кул) и женщин (кюн) - рабов.

Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества - личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты - ханские слуги, которые также лишены свободы и прав.

Кочевники-скотоводы - (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения, несли ряд повинностей.

Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов - кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов;

Шаруа, кроме своих повинностей, уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота ), а земледельческих районах - «ушур» ( одну десятую часть урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. Оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар».

Среди шаруа также различались:

консы-шаруа - бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;

егинши-кедеи - бедняки - земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.

До недавнего времени социальный состав СССР и всех входящих в него республик был представлен главным образом рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией. Во всех республиках рабочий класс составлял большинство населения. Второй по численности социальной группой была, как правило, группа служащих и интеллигенции.

Насколько оптимальной была такая социальная структура населения, судить непросто. Во всяком случае, она не обеспечивала должной динамики развития общества. Развивающиеся ныне новые социальные группы добавляют обществу динамизм, хотя направления их социальной активности иногда расходятся с интересами других социальных групп и общества. Целесообразность обогащения социальной структуры общества за счет появления новых социальных групп, прежде всего предпринимателей, фермеров, кооператоров сомнений не вызывает. Но необходимо обогатить и активизировать деятельность давно существующих социальных групп, прежде всего рабочих, крестьянства, интеллигенции. Сегодня это - фундаментальная социально - экономическая проблема развития России, Казахстана, да и других государств, входящих ранее в СССР.

Из числа новых социальных групп следует отметить новые категории кооператоров, фермеров и представителей индивидуальной трудовой деятельности в городах и сельской местности. Но, прежде всего, следует упомянуть предпринимателей, занятых в сфере промышленного, больше финансового и посреднического бизнеса, а также собственников совместных предприятий. Эти социальные группы ныне активно действуют в Казахстане. Все это существенно меняет социальную структуру современного казахстанского общества и активизирует процессы социальной мобильности населения. Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества: 1) активный процесс социальной дифференциации общества, появление новых социальных групп и слоев населения; 2) идущие во все мире процессы интеграции в экономике, что неизбежно сказывается и на социальной структуре общества. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Следовательно, сближаются условия их жизни и структура интересов. Все это ведет к их социально - экономической, а нередко духовной и политической консолидации (на примере Казахстана).

В своей социальной политике государственные деятели должны учитывать обе тенденции, которые органически взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Это необходимо для осознанного воздействия на развитие социальной структуры и социальной динамики в обществе.

Современный взгляд на социальную структуру казахстанского общества, роль в ней среднего класса, особое назначение интеллигенции на этапе реализации Стратегии- 2050 (выступление 3 студентов с опережающим заданием+ презентация), комментарии учителя и группы, вывод.

4.Задания на интерактивной доске- вставить слова по смыслу,

-доказать, что общество является динамичной системой.

5.Д/з: теория+ вопросы на слайде + исторические и обыденные примеры социальной мобильности- 10 примеров. Итог занятия.



Дать определение понятий:

социальная структура,

социальная группа,

социальный институт,

социальные отношения.

Дать определение понятий:

субъекты соц.отношений,

виды соц.контактов,

соц.статус и его виды,

соц.роль,

престиж.

Выполните практическое задание:

К каким социалным институтам относятся:

педагогический институт-

научно- исследовательский институт-

медицинский институт-

институт культуры-

Президент-

Парламент-

областная филармония им. Умурзакова-

городская больница-

краеведческий музей-

Дом дружбы-

мечеть-

областная прокуратура-

городской маслихат-

партия «Нур Отан»-

Цель- расширение и углубление знаний по теме « Общество как динамичная система».

Актуальность: данная тема будет актуальной всегда, ибо все мы живём в обществе, ежедневно вступая в социальные контакты и связи, и по мере своих сил и желания стараемся в этом обществе реализоваться и жить не только ради собственной пользы, но и приносит пользу другим людям, своей стране, прежде всего, своей профессиональной деятельностью.

Самоанализ.

Данный урок является продолжением и завершением изучения темы, углубляет и расширяет знания по ней. Опирается на знания по предыдущим темам- «Деятельность», «Познание», «Социальное познание». Цели указаны.

Особенности группы- низкая активность, но с большим желанием студенты выполняют индивидуальные, творческие задания, работают в парах.

Орг.момент, целеполагание, мотивирование. Литературный обзор. Проблемный вопрос.

На этапе актуализации стояла задача активизации уч-ся, реализации развивающей цели, сделан акцент на профнаправленность. Задания теоретические, практическое, творческое в парах, индивидуальное- эссе.

На этапе сообщения нового- реализация всех 3х целей и задач, направленных на активизацию мышления, логики, способности выступать перед аудиторией, доносить дополнительную информацию (предварительно её найти и обработать), развитие навыков самостоятельной работы уч-ся. Были реализованы региональный, республиканский, полиязычный компоненты, принцип научности, межпредметная связь с философией, историей Казахстана.

Присутствовала познавательная мотивация- проблемные ситуации, поиск решения, творческое задание. Методы словесный, наглядный, критического мышления, проблемно- поисковый, элементы личностно- ориентированной технологии.

На этапе закрепления и рефлексии вернулись к проблемному вопросу. Д/з - теоретические вопросы развивающего характера, практическое задание (связь с историей). Темп. Дифференцированный подход. Оценивание. Достижение цели.


© 2010-2022