Урок толерантности 6 класс

"Здравствуйте. Мой общий стаж работы в школе 12 лет. На протяжении этих лет я работала в общеобразавательных классах и в классах коррекцоинно-развивающего обучения. "Последние два года я являюсь классным руководителем в классе коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Зачастую, мне приходится сталкиваться с проблемой подборки материала для внеклассных мероприятий. "Этот урок толерантности с презентацией разработан мной с учётом особенностей развития и обучения таких детей. ...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ПУТЬ К МИРУ И ЛИЧНОСТИ.

Класс: 6 В

Кл. руководитель: Баранова М.Н.

Форма проведения: практическое занятие.

Цели:

  • Формирование понятия толерантность, представления о качествах личности, необходимых для общения;

  • Развивать у детей способности анализировать свои действия;

  • Гармонизировать отношения мальчиков и девочек в классе.

  • Воспитывать чувства доброты, чуткость и терпимость к окружающим людям.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, памятки для учащихся, «Солнце толерантности», раздаточный материал для определения толерантных качеств о «Стихотворного монтажа».

Ход классного часа.

1. Мотивация. (СЛАЙД 1)

- Здравствуйте!- Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно?

- Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно этому и посвящен наш классный час «Толерантность - путь к миру и личности». Поэтому я подобрала следующий эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б.Шоу). (СЛАЙД 2)

2. Личностное целеполагание. (Выбор учащимися целей занятия).

- Давайте попробуем определить цели нашего занятия: чем мы сегодня будем заниматься и для чего?

- Итак, прочитайте ещё раз название классного часа, все ли слова вам понятны? А как вы понимаете эпиграф? Потому, что нам необходимо узнать на занятие? Расположим наши цели в порядке личной значимости.

(СЛАЙД 3)

  • Узнать, что такое толерантность.

  • Выяснить, насколько я толерантный человек.

  • Узнать мнение одноклассников о терпимости и доброте к чужим людям.

  • Показать своим одноклассникам свои знания по этой проблеме.

  • Найти пути решения проблемы толерантности в нашем классе.


  1. Работа с понятием.

- Что же такое толерантность? Как вы понимаете это слово? (СЛАЙД 4,1)

1-й ученик: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»; «Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека.

2-й ученик: Толерантность - это готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

3-й,4-й ученик: В настоящем и будущем человеческий род делится и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в XXI веке, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется в повседневном межличностном общении.

5-й ученик: Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах и конституции страны закреплены принципы свободы убеждений и их выражения.

6-й ученик: Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфликтов на этнической почве. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни.

Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспособности, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы.

- Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

Откуда же появилось слово толерантность?

7-й,8-й ученик:На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах ( и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

9-й ученик: Толерантность (от лат. toleraпtia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, т. е. толерантность. В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие. (СЛАЙД 4,2)

Подитог. Подберите синонимы к слову толерантность.

4. Организация познавательной деятельности.

а) Как мы узнали, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности?

Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом?

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

"терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает".

"не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает"

"мне очень нравится этот человек", "с этим человеком легко общаться".

(СЛАЙД 5,6)

Да, к сожалению, не всегда вы толерантны, но мы будем учиться этому.

б) Чтобы быть терпимым к другому человеку, нужно знать о его хороших качествах. Давайте попробуем представить себя друг другу. Поиграем в «имена». В течение 1 минуты напишите три прилагательных, начинающихся на первую букву вашего имени и характеризующие ваши положительные качества. Ответы детей.

в) Давайте сейчас попробуем определить качества, необходимые нам для общения (работа в группах). Игра «Солнце толерантности». Слово «толерантность» я обведу в кружок, а ваши ответы мы изобразим в виде лучиков. У вас на столах файлы. В них перечислены различные качества человека. Попробуйте выбрать те, которые помогают в общении. (СЛАЙД 7)

Доброта, хвастовство, терпение, грубость, зазнайство, сострадание, бестактность, ложь, понимание, уважение, зависть, честность, умение слушать и слышать.

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

г) Давайте послушаем притчу «Всё оставляет свой след» и ответим на вопрос, почему же мы должны быть толерантными. (СЛАЙД 8-11)

«Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.

Затем количество забитых гвоздей уменьшалось, так как юноша делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения».

Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: - Сын, ты справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше.

Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет не важно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

- Чему учит эта притча? Правильно, необходимо быть терпимыми друг к другу.

д) А теперь, проявим все ваши хорошие качества и выполним задание «Техасские объятия». Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Хоть вы часто бываете нетерпимы друг к другу во время общения в школе, но сейчас вы смогли забыть о ваших разногласиях и неприятиях и отлично справиться с заданием. (СЛАЙД 12)

5. Рефлексия.

а) «Стихотворный монтаж» (участникам раздаются пронумерованные части стихотворения, и они по очереди зачитывают). (СЛАЙД 13)

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это - уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем дружным наш мир!

(Учитель раздаёт памятки) (СЛАЙД 14)


  • Уважай.

  • Не унижай.

  • Будь внимателен.

  • Умей слушать и слышать.

  • Стремись к взаимопониманию.

Соблюдая эти правила, мы сможем с гордостью о себе сказать: «Я - толерантная личность!»

б) Игра «Ладони»:

- Если вам понравилось мероприятие, и вы решили быть толерантными к окружающим, поднимите две ладони и похлопайте. (СЛАЙД 15)

Большое спасибо за Вашу искренность (СЛАЙД 16)


© 2010-2022