Доклад ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.


Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иные даже думают легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически или практически.
К. Ушинский


Казахстан уверенно входит в мировое сообщество как конкурентоспособное государство, приоритетным для которого являются общечеловеческие ценности, духовное богатство личности. « Молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего. Укрепление благосостояния граждан Казахстана - главная цель наших программ » - отметил Глава государства Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана. Это предъявляет определенные требования к системе обучения и воспитания молодого поколения. Изменения, которые постоянно происходят в современном обществе, влекут за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической и воспитательной системы преподавателя. Задачей учебного заведения сегодня является воспитание личности, умеющей гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Для этого педагогам необходимо постоянно находится в поиске новых форм и методик образования и воспитания, а также совершенствовать и использовать уже проверенные временем формы и методики. Одной из наиболее эффективных форм воспитательной работы является групповая.

Цель групповой работы - это вовлечение каждого обучающегося в процесс воспитания. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она

непосредственно и происходит. Слово "коллектив" происходит от латинского colligo, что в переводе на русскийозначает "объединяю", а латинское collectivus- собирательный. Таким образом,понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование междуними связующих отношений. "Коллектив - это контактная совокупность людей,

основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность;

дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом."Группа выступает как важная форма организации воспитания, как мощный

педагогический инструмент.

Групповые формы работы - это кружки, клубы по интересам, экскурсии, походы, классные воспитательные часы и т.д. Основу, сущность групповой работы составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива - старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших

путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый

вариант.

Известными, испытанными, действенными и популярными групповыми формами воспитательной работы являются кружки и клубы. В нашем учебном заведении, где основной контингент обучающихся юноши, наибольший интерес вызывают спортивные кружки и секции, а также военно-патриотический клуб «Беркут», где студенты учатся работать дружно, быть внимательными друг к другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего, своевременно выполнять задание, следить за временем, доводить начатое дело до конца. Каждый участник группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Классные воспитательные мероприятия тоже являются одной из эффективных форм групповой работы. В этих формах педагог, классный руководитель проявляет себя не только как источник информации, но и как рядовой участник или как организатор, привлекая к ответственности за классный час актив группы. Главная задача классного руководителя, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности. Так в 2014-2015 учебном году в нашем колледже прошел ряд открытых классных часов, объединенных одной тематикой - «70 лет Великой Победе». Это были разные по форме проведения мероприятия - лекция с элементами беседы, интеллектуальная викторина, устный журнал, литературная композиция и т.д. Обучающиеся не только воспринимали предлагаемую им информацию, но и помогали классному руководителю организовать этот классный час, активно участвовали в мероприятии: поддерживали беседу, отвечали на вопросы, читали стихотворения о войне, комментировали слайды презентации, пели песни и т.д. Это способствовало не только воспитанию патриотизма, но и развитию у обучающихся чувства ответственности и сплоченности.

Классифицировать групповую работу можно в зависимости от общих целей группы, которые могут быть направлены на преодоление изоляции, приобретение социальных навыков и взросления, подготовку к жизненным переменам, на решение или прояснение личных/семейных проблем, решение или прояснение проблем в окружении индивида. На практике эти цели могут сочетаться или за время существования группы одна цель может сменяться другой.

Практика показывает, что обучающиеся с низкими коммуникативными способностями (замкнутость, неуверенность в себе) в группах чувствуют себя комфортнее: высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Студенты, объединенные в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные обучающиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Но группа - это не замкнутое пространство, это часть всего остального общества, и члены этой группы не могут вариться только в своем котле, отгораживаясь от социума. И задача классного руководителя мотивировать студентов на активное участие группы в процессе организации массовых воспитательных мероприятий. Например в колледже при организации праздничных, концертных мероприятий большая ответственность лежит на руководителе вокального кружках и членах этого кружка, которые составляют отдельную группу, объединенную общими интересами и целями. Также работа ученических групп, при подготовке массового воспитательного мероприятия, значительно облегчает его проведение. Если группа сплоченная, дружная, то ей не составит труда подготовить сцену, разработать сценарий или номер, хотя не без помощи классного руководителя

В чем заключаются возможные преимущества и недостатки групповой работы? В группах невозможно обеспечить индивиду исключительное внимание. Иногда это хорошо, например когда двусторонние отношения представляются излишне напряженными. Время от времени приходится переступать через личные амбиции, поскольку участникам группы нужно сотрудничать для достижения общих целей. Преимущества групповой работы раскрываются далеко не сразу, поскольку людям нужно время, чтобы сплотиться в группу. В группе трудно соблюдать конфиденциальность, личная информация становится известной членам группы. В групповой работе участники могут освоить навыки лидерства, поэтому групповая работа демократична, расширяет возможности участников.

Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от классного руководителя терпения и кропотливой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время

естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено

в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам,

который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология

групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при

подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о

жизнеспособности групповой деятельности как социально - педагогического

явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации

по организации групповой деятельности успешно используются практиками и

сегодня и приносят положительные результаты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. П. Иванов. «Методика коммунарского воспитания». Москва. 1990 г.

2. Б. Т. Лихачев. «Педагогика». Курс лекций. Москва.1992 г.

3. М. И. Рожкова. «Классному руководителю». Москва. ВЛАДОС. 1999 г.

4. М.П. Павлова. «Педагогическая система А.С. Макаренко». Москва.

«Высшая школа». 1972 г.

5. В. Н. Макаревич. «Групповая работа как метод конструктивной

социологии» Социальные исследования. № 10. 1993 г.

6. В. С. Агеев. «Межгрупповое воздействие: Социально - психологические

проблемы». Москва. МГУ 2005

© 2010-2022