Конспект устного журнала-проекта Дети и война

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети войны Конспект устного журнала-проекта Дети и войнаКонспект устного журнала-проекта Дети и война

Книга памяти.1941-1945 гг.

Занятие по внеурочной деятельности
курс «Я- гражданин»



Конспект устного журнала-проекта Дети и война


Цель занятия:

Применение полученных знаний и умений в собственной проектной и исследовательской практике.

Задачи :

Обучающая:

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.

Развивающая:

Развитие речевой , мыслительной , проектной и исследовательской деятельности. Обогащение знаний об истории Родины.

Воспитательная:

Создание условий для развития патриотизма и коллективизма.

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.

Актуальность темы:

Великая Отечественная война - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу

Цель исследования:

1)Формирование у учащихся, знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах.

2)Воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.

3)Развитие своих навыков нетрадиционной работы по предмету.

4).Исследовать факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны.

5).Из собранных материалов сделать проект «Книга памяти.1941-1945 гг.» и презентацию «Дети войны. Книга памяти».
Проблемный вопрос:

1)Были ли дети участниками Великой Отечественной войны?

2)Помогали ли взрослым в тылу и партизанском подполье?

Гипотеза

В тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.

Ход исследования:
1. Изучить материалы по данной теме.
2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе, что им известно об участии детей в годы Великой Отечественной войны, расспросить у взрослых.
3. Сделать выводы.

4.Сделать проект-книгу «Книга памяти.1941-1945гг.»

Оборудование: выставка книг, посвященная ВОВ; презентация; интерактивная доска; изображения для создания коллажа «Памятные даты Великой Отечественной Войны»

Предварительная подготовка: разучивание стихотворений, сбор материала для коллажа.

Форма проведения: устный журнал


Конспект устного журнала-проекта Дети и война

Дети войны - и веет холодом

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые полосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна!

И сколько надо им минут молчания! Песня «Отмените войну»

При слове «война» нам представляются смерть и разрушения, грохот орудий, разрывы снарядов и гул вражеских самолетов. Но война - это две половины жизни страны: фронт и тыл. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерть на полях сражений. Многое написано и про работу в тылу, где ковалась победа, но немногое сказано про детей войны - про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они не могли стоять у станков, растить хлеб. Они были просто маленькими детьми. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми. И мы поставили себе цель: Узнать о детях войны и собрать материал, который станет основой книги. Эту книгу передать в нашу библиотеку, что бы и другие дети могли ее прочитать.

Вспомним несколько фактов того времени. Слайд-проверка. Выходят капитаны команд. «Волот» Фомина Е, «Светоч» Панасова С., « Зарянка» Донцов Е..

Фомина : Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики - стиснув автоматы.
Повидали мальчики - храбрые солдаты -
Волгу - в сорок первом, Шпрее - в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

+ Сегодняшнее наше занятие мы посвятили детям, чье детство было опалено войной. Ребята готовили проекты, собирали материалы и изучали разные аспекты воздействия войны на жизнь детей. Мы проведем наше занятие в виде конференции, работать будем в 3 группах по темам: «Плен», «Тыл», «Бой». Будем слушать доклады, выполнять задания и вспоминать те страшные годы и маленьких героев большой войны.

Первая страница нашей книги памяти : « Оккупация и концлагеря»

Презентация подготовлена Моисеевой Катей и Иванова Настя.

+ Посмотрим работу ребят и послушаем стихи о тех детях.

Волошина : Среди сугробов и воронок в селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок - последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый, обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело от прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя и плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете, а что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили, угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки, пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке, и за ребёнка на снегу.

Конспект устного журнала-проекта Дети и война

Ковалева : Мне рассказывал смоленский паренек:
- В нашей школе деревенской шел урок.
Проходили мы частицы "Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы в эти дни.
Обобрали наши школы и дома.
Наша школа стала голой, как тюрьма.
Из ворот избы соседской угловой
К нам в окно глядел немецкий часовой.
И сказал учитель: "Фразу дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата у ворот
И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"
Иванова Настя

Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело, Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять: кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять, чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова, побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва, что это за непослушанье.
Они представить не могли того, что было всем открыто:
По древней логике земли, от взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны, и дети стали образцовы.
Но их всё били. Так же. Снова. И не снимали с них вины.
Они хватались за людей. Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были, Мужчины мучили детей.

Акимкина Дарья

Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге: "Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена. правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где? В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый,
Под порядковый номер "Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось в целом мире дороги,
Кроме той, по которой пришли эти детские ноги
В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежду убитых считали?
Здесь на всех языках о спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи, французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел! Палачей и убийц - на колени!
Суд народов идет по кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик - этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой.

+ Страшные свидетельства немыслимой жестокости фашистов и беспредельного мужества и страданий наших детей.

+ Перейдем к следующей странице.

И это - Ленинградская блокада. Материалы и презентацию готовила Звягинцева Ксения. Послушаем ее.

Панасова :

Груз драгоценный баржа принимала - дети блокады садились в неё.
Лица недетские цвета крахмала, в сердце горе своё.
Девочка куклу к груди прижимала.
Старый буксир отошёл от причала, к дальней Кобоне баржу потянул.
Ладога нежно детишек качала, спрятав на время большую волну.
Девочка, куклу обняв, задремала.
Чёрная тень по воде пробежала, два "Мессершмита" сорвались в пике.
Бомбы, оскалив взрывателей жала, злобно завыли в смертельном броске.
Девочка куклу сильнее прижала...
Взрывом баржу разорвало и смяло. Ладога вдруг распахнулась до дна
И поглотила и старых, и малых. Выплыла только лишь кукла одна,
Та, что девчурка к груди прижимала...

Ветер минувшего память колышет, в странных виденьях тревожит во сне.
Сняться мне часто большие глазища тех, кто остался на ладожском дне.
Снится, как в тёмной, сырой глубине девочка куклу уплывшую ищет.
(А. Молчанов)

Ксюша разбирает фото с классом.

+А давайте представим себя в том классе за заклеенными окнами, с замерзшими чернилами, с тетрадками из грубой бумаги. Сцена в школе.

Петрова : В классе очень холодно, на перо дышу,
Опускаю голову и пишу, пишу.
Первое склонение - женский род на «а»,
Сразу, без сомнения, вывожу - «война».
Что всего существенней нынче для страны?
В падеже родительном: нет - чего?- «войны».
Шлю «войне» проклятия, помню лишь «войну»...
Может, для примера мне выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я - это тоже месть...
О «войне» тот горестный, гордый тот урок,
И его запомнила я на вечный срок.

+ Страшные страницы, но забывать об этом нельзя. И мы будем помнить. Послушаем сердце блокадного Ленинграда-метроном. Песня о Ленинграде

+ И следующая страница : Тыл.

: В первые же дни на войну с немцами ушло много народа: рабочие с заводов, предприятий, служащие, колхозники, все стремились попасть на фронт защищать Родину. Взамен их на заводы и фабрики пошли работать молодежь и женщины. Большие трудности во время войны переживало сельское хозяйство. Но колхозники справлялись с трудностями военных лет. И большую роль здесь сыграла молодежь, те, кому исполнилось 13-17 лет. Совсем еще дети, они делали все для приближения победного часа.Они понимали, что без крепкого и надежного тыла не выдержать бы страшные испытания войны.

Карпешин : Отца на фронт призвали. И по такой причине
Я должен жить отныне, как следует мужчине.
Мать вечно на работе. Квартира опустела.
Но в доме для мужчины всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра. Подметена квартира.
Посуду мыть несложно -на ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик. Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен, что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой, блаженной, довоенной,
Отец не занимался подобными делами.
Мать заменила папу. Я помогаю маме.

Конспект устного журнала-проекта Дети и война

Кузнецова ; В великой русской кузнице за каменной горой
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: "За дело, токаря!

За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь Васильича не может обогнать.
В минуту получается готовая деталь,
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат.
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!(Б. Ласкин, 1944)

Климов : Приехал издалёка я, приехал я с войны...
Теперь учусь на токаря, нам токари нужны.
Теперь стою я за станком
И вспоминаю мать, она звала меня сынком
И тёплым, клетчатым платком любила укрывать.

Мне не забыть, как мать вели,
Я слышал крик её вдали...
Братишка был ещё живой, он бился, звал отца,
Штыком фашистский часовой столкнул его с крыльца.

Мне не забыть, как мать вели,
Мелькнул платок её вдали…

Непомнящая: Синеглазая девчонка девяти неполных лет...
Льётся песня нежно, звонко на больничный белый цвет.
И под звуков переливы чьи-то братья и отцы
Вспоминают дом счастливый, просят спеть ещё бойцы.
«Я спою, - в ответ девчонка, -низко голову склонив,
- Вот, пришла нам похоронка... но я верю: папа жив!
Может, кто из вас случайно папу где-нибудь встречал?
Где-то там, в сторонке дальней, вместе с папой воевал?»
И как будто виноваты в том, что живы до сих пор,
Вдруг отводят все солдаты от девчонки малой взор.
Проглотив слезу украдкой, вновь поёт до хрипотцы,
И, по-взрослому, солдаткой кличут девочку бойцы.
Бесконечно петь готова песни раненым она,
Но при этом спросит снова, а в ответ лишь тишина.
И однажды, как награда, весь изранен, но живой,
Папа, милый! Вот он, рядом! «Я спою тебе, родной!»

А еще плясали: « Катюша»

+ И , конечно же, дети принимали участие в боевых действиях, партизанили и , бывало, выполняли самые трудные задания.

Эту страницу нашей книги памяти представят Ягунова Аня и Ковалева Лера.

+ А теперь давайте представим себя на месте этих ребят. У нас будет 2 группы разведчиков, которые уже узнали все про фашистов в деревне и возвращаются с задания в отряд. Одни добрались и должны доложить командиру отряда. Другим не повезло, они встретили полицаев и им надо как-то спастись. Драматизация.

+ Разные подвиги совершали дети, сыны полка, маленькие партизаны. Многие были награждены. Есть среди них и те, кто удостоился самой высшей награды Родины-звания Героя Советского Союза.

О них расскажут Саша Непомнящая и Полина Петрова.

Песня « Дети войны»
+Стремление победить фашистов охватило весь советский народ, и даже маленькие дети, дошколята, приняли участие в движении «Все для фронта, все для победы!»

Доклад Калиничевой Анны о танке «Малютка»

+ Та страшная война отозвалась страшным эхом в сердце каждого человека и это никогда не должно повториться!

Решим кроссворд и заполним таблицу.

Действительно, наша гипотеза подтвердилась. Дети были не только участниками той войны, но и проявили героизм.

Мочалова: Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Ягунова : Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Яковлев : Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
Васильев; Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Донцов : Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде - каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Рустамов ; Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Калиничева : Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!

Песня «Бухенвальдский набат» МИНУТА МОЛЧАНИЯ

+ В нашей книге не хватает страничек с обзором ее содержания. Давайте сделаем их и вложим в нашу книгу. Пусть на них отразятся наша боль за ушедших и желание жить в мире .

Дети выполняют проекты в командах. Защищают проекты и склеивают в один общий проект.

Вы сегодня много рассказали, а теперь послушайте притчу

«Притча о войне и мире»

+ Ребята, а какой он «ПРАВИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»? Перечислите мне его человеческие качества…

Действительно, если мы будем уважать друг друга и беречь мир, то на нашей прекрасной планете всегда будет мир, будет сиять солнце и будет всегда синее небо! У меня для вас сюрприз: Снимем газеты с заклеенных окон…А там солнце! О нем расскажет Ксюша Звягинцева.

И что бы еще раз выразить наше огромное желание мира всему миру сделаем такое же солнышко на нашей доске и споем песню «Солнечный круг» !

А у меня для вас еще сюрприз! Посмотрите, что я нашла в библиотеке. Это делали ученики нашей школы к ее 20-летию. Скоро грядет уже 60-летие нашей школы. Давайте продолжим работу над нашей книгой и соберем туда как можно больше материалов о детях Великой Отечественной войны нашего Сергиева Посада ! А поможет нам в этом книга и Совет ветеранов нашего города.

Конспект устного журнала-проекта Дети и война

© 2010-2022