Публичное выступление по теме: «Качество образования – качество жизни»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни»

Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.

Совершенно очевидно, что качеством образования занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

• образовательных результатов;

• организации образовательного процесса;

• квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и преподаватели. Каждый участник образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и др.) заинтересован в обеспечении качества образования. Одна из ключевых задач современной школы - развить у учащихся способности адаптироваться к быстро изменяющемуся миру, быть готовым к ускоряющемуся темпу жизни, особенно в условиях стремительно развивающейся информационной среды.

Модель образования ХХ1 века - образовательное общество. Непрерывное образование - должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО - всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших достижений в работе учителей и учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причём такой диагностики, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности школьников, выявляя не только знания и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих способностей. Поставленную задачу в своей работе решаю посредством диагностики поуровневого усвоения знаний и умений.

Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности: (слайд с примерами)

•На узнавание;

•На запоминание;

•На понимание;

•На внутритемное обобщение;

•На межтемное обобщение;

•На межпредметное обобщение.

Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является возможность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на каждом уроке (по каждому заданию) тем учебным задачам, которые ставятся (или не ставятся) на уроках, и скорректировать задачи и технологии обучения.

Применяя данную методику в системе уроков, учащиеся вооружаются средством саморегуляции процесса познания и усвоения. Так создаются внутренние механизмы повышения качества образования, его результативности.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание обучающихся, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности образовательного учреждения по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности образовательной деятельности:

· уровень обученности обучающихся;

· уровень выполнения федеральных государственных стандартов образования;

· готовность их к продолжению образования;

· уровень воспитанности обучающихся;

· состояние здоровья;

· уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности образовательного учреждения.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование - это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

1.Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

2.Социально-экономические факторы.

3.Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

4.Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

5.Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

В классы установлены интерактивные доски, компьютеры, мультимедийные проекторы, видеосистемы, которые позволяют внедрять в учебный процесс эти технологии. Это дает возможность разнообразить уроки, привлечь интерес ребят к своему предмету

Образовательные технологии, используемые на уроках русского языка:

Технология

Результат использования технологии

Перспективы развития школы в связи с использованием технологии

Развивающее обучение.

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы.

Формирование школьного компонента образования.

Проблемное обучение.

Технология уровневой дифференциии на основе обязательных результатов

Отработка образовательных стандартов.

Предупреждение неуспеваемости.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Подготовка к экзаменам в новой форме - 9-е классы

Технология "Дебаты".

Развитие навыков публичных выступлений.

Выступление учащихся на школьном уровне

Технология модульного и блочно-модульного обучения.

Усиление здоровьесберегающих аспектов предметного обучения.

Развитие использования технологии с последующей разработкой мониторинга

Лекционно-семинарско-зачетная система.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Информационно-коммуникационные технологии.

Использование:

- обучающих программ,
- электронных учебных изданий,
- электронная библиотека Кирилла и Мефодия по всем предметам и др

Конструирование уроков с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств.

Развитие навыка работы в Интернете.

Разработка учащимися обучающих презентаций.

Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику в повышении качества образования учащихся и возможность прогнозировать положительные изменения.

К нам в цо приходят «слабые» по знаниям ребята, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего учащегося своя причина, но в то же время есть и общие причины. Даже самые опытные из преподавателей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей психологии, являются: дефекты здоровья учащихся, психолого-педагогические элементы поведения и т.д.

К числу внешних относят такие, как несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях) и др.

Необходимо понимать:

· Что качество знаний зависит от организации учебного процесса на уроке. Если рассматривать организацию образовательного процесса на уровне учебного заведения, то она сводится к обеспечению этой деятельности учебным планом, расписанием уроков и контролю за процессом обучения на уроках. А качество знаний формируется непосредственно на уроке и определяется целостностью структуры урока, эффективностью использованных приемов и педагогических технологий, рациональной системой оценки знаний обучающихся, неуклонным соблюдением единых педагогических требований к их дисциплинированности.

· Что преподаватель, мастер производственного обучения - главный источник качества обучения, развития и воспитания учащегося. Несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, именно повышение компетентности, профессионализма учителя - одно из важнейших условий повышения качества образования. Неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность.

· Что личностное развитие педагога и учащегося, создание в коллективе благоприятного микроклимата, который предполагает единство целей, взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку. Качество образования достигается интеграцией действий, комплексностью усилий всего коллектива.

Еще Киплинг писал: "Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно"

Качество образования "задает" качество жизни человека и общества. И наша с вами задача - и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это - итог деятельности нашей с вами работы.



© 2010-2022