- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа разновозрастных отрядов А у нас во дворе
Программа разновозрастных отрядов А у нас во дворе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Быкова Н.П. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ Базарносызганская СОШ №2
Программа
разновозрастных отрядов
«А у нас в отряде»
Автор программы: старшая вожатая Быкова Надежда Петровна
Адрес: р.п. Базарный Сызган
Электронный адрес: [email protected],тел:21606
р.п.Базарный Сызган
Информационная карта
образовательного учреждения.
Полное наименование учреждения
МКОУ Базарносызганская СОШ №2
ФИО руководителя
Быкова Надежда Петровна
Основные направления и формы летнего отдыха и занятости детей
Пришкольный оздоровительный лагерь
Разновозрастные отряды
Бригады по озеленению пришкольного участка
Ремонтные бригады
УПБ
Совместные спортивные мероприятия с соседними школами
Летние загородные оздоровительные лагеря
Конечные показатели эффективности деятельности ОУ в летний период
Занято всего - 90%
Пришкольный оздоровительный лагерь- 70%
Разновозрастные отряды - 38%
Бригады по озеленению пришкольного участка - 100% (из числа детей 5-8 кл.)
Ремонтные бригады - 100% учащихся 10 кл.
УПБ - 14%
Индивидуальное трудоустройство - 8%
Наличие объектов для оздоравливания, занятий спортом, приобретение практических навыков в условиях лета
Стадион им.Жильцова, спортивный зал школы, пришкольный участок
Успешность реализации программы летнего отдыха, оздоравливания и занятости детей: критерии оценки и показатели
-
снижение уровня заболеваемости за летний период на 9%
-
изменения во взаимоотношениях учеников и учителей (сотворчество, особые отношения на основе доверия);
-
за летний период не совершено правонарушений учащимися школы, не поставлены на учёт в ПДН новые учащиеся;
-
укрепилась дружба между детьми разных школ и разных возрастов, живущими в одном микрорайоне.
-
удалось расширить сферу организованного досуга школьников с наименьшими финансовыми затратами.
-
представилось возможность частично решить проблему трудоустройства старшеклассников, ориентации их на педагогическую профессию (вожатые в РВО и пришкольном оздоровительном лагере).
-
активизировалась деятельность родителей по организации летнего отдыха детей
-
привлечение к участию в массовых летних мероприятия детей-инвалидов -2%; детей группы риска - 79%; из многодетных семей - 65%; детей из социально незащищённых семей - 82%
В школе обучаются 238 учащихся. Из них: 34 ребёнка из многодетных семей,
33 - из неполных семей
Находятся на опеке - 4
Сирот - 1
Детей инвалидов - 4
Детей «группы риска»- 10
Состоят на учёте в ПДН - 1
Родительский контингент выглядит следующим образом:
16% служащих
52% рабочих
8% предпринимателей
23% безработных
4% пенсионеры
Дети, проживающие в данном микрорайоне, далеко не все имеют возможность выехать на лето в зоны отдыха. Разновозрастные отряды - возможность для организации детского досуга. Работа разновозрастных отрядов в микрорайоне школы традиционна. Подобные отряды организовывались и работали с начала 80-ых годов. Отличительной особенностью отрядов является интегрированный характер. Отряд собирает детей разных возрастов, детей с ограниченными физическими возможностями, многодетных, полных и неполных семей. «Возрастная интеграция помогает многим детям, и подросткам реализовать себя в играх с малышами, в помощи им, воспитывает их как личности нравственные, с настоящей гражданской позицией. Они приобретают опыт лидерства в различных сферах жизни. Важно, что ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность.
Основным компонентам деятельности, которые включены в воспитательную систему нашей школы. Это - игра, учение, труд.
. Игры дают детям очень важный навык совместной работы, происходит постановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом оказываются вещественные продукты труда, художественное творчество, новые знания. Игра выступает как эмоциональный стимул - средство решения новой воспитательной задачи. Чтобы расширить кругозор учащихся, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму: вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир любознательных, путешествие в страну книг.
Причины прихода детей в РВО:
- под влиянием своих старших братьев и сестер, или с подачи классного руководителя, который рассказывает в классе об РВО;
- ребенок не чувствует дискомфорта. Пусть он младший, но он равный среди равных
- сам факт его участия в жизни отряда уже заставляет ребенка считать себя личностью, он пробуждается к активной деятельности, хотя является лишь наблюдателем.
Цель реализации программы: Создание пространства для самореализации детей и подростков в социальнозначимой, творческой деятельности и социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей с девиантным поведением, а также детей из семей группы риска.
Задачи:
-
Воспитание активной, социально полезной личности, формирование позитивной «Я - концепции».
-
Укрепление физического здоровья детей через физкультурно-спортивные мероприятия.
-
Вовлечение детей различных категорий в социально полезную деятельность.
Направления деятельности:
-
КТД
За подготовку и проведение КТД отвечает инициативная группа отряда. Координирует работу по организации КТД закреплённый за отрядом педагог. Вопросы подготовки и проведения обсуждаются на совете отряда. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения.
-
Общественнополезная деятельность
Данная деятельность осуществляется через трудовые десанты на территории микрорайона
-
Спорт и физкультура.
Работа по вовлечению детей и подростков в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакакурения.
Сроки реализации: июнь-август 2007 года
Место реализации: Заводской микрорайон города Татарска
Кадры: зам. директора по воспитательной работе - осуществляет общее руководство, координирует деятельность педагогов, осуществляет методическую помощь, осуществляет связь с социумом.
воспитатели из числа педагогов школы - несут ответственность за жизнь и здоровье детей, организуют оздоровительно-воспитательную, досуговую деятельность, работу органов отрядного самоуправления, анализируют деятельность отряда
вожатые из числа Совета старшеклассников - организуют и поддерживают деятельность отряда.
Осуществление руководства деятельностью отряда осуществляется закреплённым за отрядом педагогом и вожатыми, выбранными из числа членов Совета старшеклассников (центр «Забота»)
Участники программы: дети в возрасте от 6-16 лет проживающие в данном микрорайоне. Особое внимание категориям детей: дети, находящиеся на индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья, дети «группы риска».
Условия участия в программе:
-
Отряды комплектуются из числа детей в возрасте от 6 - 16 лет по месту жительства.
-
Основой для зачисления в отряд является добровольное желание ребёнка.
Прогнозируемые результаты
-
Улучшение отношений в среде детей и подростков
-
Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия
-
Сведение совершения правонарушений в летний период до минимума.
-
Создание коллектива для постоянно действующего отряда по месту жительства.
Режим работы
С понедельника по пятницу с 18.00 - 20.00
Принципы формирования разновозрастных отрядов:
- добровольности.
- разновозрастный принцип позволяет объединить интересы десяти - и шестнадцатилетних, поскольку творческие задачи легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов.
- налицо воспитательное влияние старших на младших, т.к. младшие проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших ребят.
- равноправия и творчества (способствуют внутреннему раскрепощению ребят в отряде),
Этапы подготовки и проведения отрядных дел.
Руководитель при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве:
-
координатора,
-
творческого руководителя.
При этом он организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт.
I. Коллективное обдумывание дела (каждый должен высказать свое мнение).
Вопрос для всех:
-
Что мы хотим (увидеть новое, померяться силами, повеселиться и т.д.).
-
Каким по характеру будет дело (спортивное, трудовое, познавательное, художественно-эстетическое).
-
Кто будет делать?
-
Для кого будем делать?
Каким образом этого достичь:
-
мозговая атака всего отряда,
-
обсуждение по кругу,
-
разбивка по группам, обсуждение мнений групп,
-
анкетирование, анализ инициативной группы, обсуждение.
II. Коллективная разработка дела.
1. Из каких частей будет состоять дело (его структура).
-
разбивка,
-
выдача заданий,
-
подготовка,
-
показ результата,
-
награждение.
2. Его композиция, оформление (Что нам нужно сделать, чтобы дело прошло хорошо?).
-
написать сценарий,
-
оформить площадку,
-
пригласить гостей,
-
приготовить призы и подарки,
-
придумать задания или конкурсы.
3. Кто будет отвечать за конкретный этап дела?
-
совет дела - инициативная группа.
-
творческие группы.
III. Коллективное проведение дела.
Место каждому в этом деле.
IV. Коллективный анализ дела (услышать мнение каждого).
-
Достигли ли мы того результата, который предполагали в начале дела?
-
Кто, что нам помогал (помогало) достичь данного результата? Как ты участвовал в деле?
-
Кто, что нам помешал (помешало) достичь такого результата?
-
Изменились ли мы после сделанного дела?
Как?
-
обсуждение по кругу,
-
анкетирование и обсуждение наиболее важных вопросов,
-
обсуждение по группам - общий сбор.
Результаты работы РВО:
-
изменены взаимоотношения учеников и учителей (сотворчество, особые отношения на основе доверия);
-
изменена позиция учеников и учителей (учитель - старший друг, помощник, советчик, ученик - самоопределяющаяся личность);
-
за летний период не совершено правонарушений учащимися школы, не поставлены на учёт в ПДН новые учащиеся;
-
укрепилась дружба между детьми разных школ, живущими в данном микрорайоне.
-
удалось расширить сферу организованного досуга школьников в летний период, организовать летний отдых детей в районном центре не хуже, а в некоторых моментах и лучше чем в загородном оздоровительном лагере. Во всяком случае, в содержательном плане. И, что немаловажно, с наименьшими финансовыми затратами.
-
представилось возможным пусть частично, но решить проблему трудоустройства старшеклассников, ориентации их на педагогическую профессию.
-
значительно продвинуть детей в их разностороннем развитии.
Таким образом деятельность детей в РВО даёт: во-первых, самостоятельность, во-вторых, чувство равного, атмосфера доброжелательности, в которой самому хочется быть лучше и видеть лучшее в других. Да и учителя преображаются: наравне с учениками придумывают, фантазируют.
Создавая отряд, в большинстве своём, ориентировались, прежде всего, на детей 8 - 14 лет. Однако были ребята 15 - 16 лет. Они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Предполагалось, что наполняемость отрядов составит 15 человек. Но в некоторые дни на место сбора приходило и до 25 человек. Интересно отметить, что на практике имели место случаи, когда в КТД участвовали и родители, инвалидов детей, проживающих в микрорайоне, привозили на инвалидных колясках. Процесс общения детей различных возрастных групп в отряде также представляется интересным в педагогическом плане. Взаимная помощь, взаимовыручка, уважительное отношение к старшим, совместное творчество, активное участие в проводимых мероприятиях - все это постоянно присутствовало практически на каждом сборе. Практика убеждает, что темп жизни в отрядах очень высокий. Ребячьи наставники в постоянном поиске. Поэтому доброе слово для вожатого, оценка роста его умений, похвала в присутствии товарищей чрезвычайно важны, крайне полезны. Вожатые-старшеклассники любят, чтобы кто-то видел результаты их труда, оценивал их работу. Поэтому всегда стараемся на линейки посвящённой началу нового учебного года при подведении итогов работы за лето наградить лучших вожатых.
План работы.
1.День знакомств:
- психологические игры «Снежный ком», «Интервью»…
- разбивка на звенья, выбор актива
- разведка фронта работы ко дню труда «Эх, ухнем»
2.День труда
- распределение фронта работы по звеньям
- работа на подворьях ветеранов и престарелых
- освещение дня, выпуск молнии.
3.День ничегонеделания
- выбор и подготовка инсценировок по звеньям «Школьная жизнь!»
- выпуск рекламных плакатов инсценировок
- КТД. Конкурс инсценированных анекдотов на школьную тему
4.День «Чистота - залог здоровья»
- рейды по улицам микрорайона «Чистота залог здоровья»
- выпуск плакатов по результатам рейда
5.День «Золотая ракетка»
- теннисные баталии
6.День «Движение - жизнь»
- поход в лес
7.Олимпийский день
- спортивные соревнования с другим отрядом
8.День «У похода есть начало»
- освоение навыков туристического похода
9.День «Вершки и корешки»
- прополка огородов ветеранам и престарелым людям
10.День асфальтовой живописи
- конкурс рисунков на асфальте
- дружеские шаржи, карикатуры
- салон огородных мод
11.День музыки
- программа «музыкальная карусель
12.День весёлых игр и забав
- «Блеф клуб»
- Игры и забавы «Может быть? Не может быть?», «Шутка» и т.д.
13.День сюрпризов
- «Зоологический балет»
- шоу-программа «Звездопад»
14.День конкурсов
-«Кто громче?»
- «Экологический рынок»
- «Рынок интеллекта»
«Я+Ты=Мы»
15. День рекордов
- «Весёлые салки»
- «Олимпийский стадион»
- Музыкальный конкурс «Пойми меня»
16. День леса
- Экскурсия «лесная стоянка»
- конкурс поделок «Человек из коры»
- Танцуют все!
17. День сказки
- конкурс сказок «Там, на неведомых дорожках»
- «Сказка на ночь»
18. День подведения итогов
- огонёк «Расскажи мне обо мне»
Схема анализа работы руководителя разновозрастного отряда.
-
В какой степени удалось решить задачи смены?
-
Что можно сказать о влиянии деятельности, отношений в коллективе на развитие личности ребёнка?
-
Чему научились дети, какие умения и знания приобрели?
-
Как менялся коллектив в течение смены?
-
Какие конкретные признаки свидетельствуют об изменении состояния коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены.
-
Какие конкретные признаки свидетельствуют об укреплении коллективных отношений в группе
Рассмотрено
на заседании методического объединения классных руководителей
Протокол №5 от 14.04.2014г
Утверждаю
Директор МКОУ Базарносызганской
СОШ №2
________________О.В.Акашина
ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности разновозрастного отряда.
Цель функционирования РО: Создание пространства для самореализации детей и подростков в социальнозначимой, творческой деятельности и социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей с девиантным поведением, а также детей из семей группы риска.
Задачи:
1.Воспитание активной, социально полезной личности, формирование позитивной «Я - концепции».
2.Укрепление физического здоровья детей через физкультурно-спортивные мероприятия.
-
Вовлечение детей различных категорий в социально полезную деятельность.
Основными направлениями деятельности считать:
-
КТД За подготовку и проведение КТД отвечает инициативная группа отряда. Координирует работу по организации КТД закреплённый за отрядом педагог. Вопросы подготовки и проведения обсуждаются на совете отряда. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения.
-
Общественнополезная деятельность
Данная деятельность осуществляется через трудовые десанты на территории микрорайона
-
Спорт и физкультура.
Работа по вовлечению детей и подростков в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакакурения.
Осуществление руководства деятельностью отряда осуществляется закреплённым за отрядом педагогом и вожатыми, выбранными из числа членов Совета старшеклассников (центр «Забота»)
Членами отряда являются: дети в возрасте от 6-16 лет проживающие в данном микрорайоне. Особое внимание категориям детей: дети, находящиеся на индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья, дети «группы риска».
Отряды комплектуются из числа детей в возрасте от 6 - 16 лет по месту жительства.
Основой для зачисления в отряд является добровольное желание ребёнка
Работу отряда организуют: зам. директора по воспитательной работе - осуществляет общее руководство, координирует деятельность педагогов, осуществляет методическую помощь, осуществляет связь с социумом.
воспитатели из числа педагогов школы - несут ответственность за жизнь и здоровье детей, организуют оздоровительно-воспитательную, досуговую деятельность, работу органов отрядного самоуправления, анализируют деятельность отряда
вожатые из числа Совета старшеклассников - организуют и поддерживают деятельность отряда.
Выписка из протокола заседания
Совета старшеклассников МКОУ БазарносызганскойСОШ №2.
От 19 мая 2007 года
Рассматривался вопрос об организации работы разновозрастного отряда.
Выступали:
- руководитель центра «Забота» Башкирова Алёна, ученица 9 класса. Она предложила организовать разновозрастной отряд в районе м-н-«Южный», местом сбора считать площадку между домами. Работу отряда начать 18 июня (после экзаменов).
- председатель Совета старшеклассников Зимин Алексей предложил вожатыми по сезонам стать членам центров «Забота « и «Вожатый» .
Члены Совета старшеклассников поддержали предложения большинством голосов.
Решили:
-
Началом работы отряда считать 18 июня. Место сбора район м-н- « «Южный» О чём оповестить ребят через объявления.
-
Назначить вожатыми: I сезон- Степнова Алина
Драгунова Юлия
II сезон - Флёнов Артём
Горелова Снежана
-
Направить избранных вожатых пройти учёбу в профильной смене ДОЛ «Ромашка»
Председатель заседания:___________________
Секретарь заседания:______________________