Конспекты по курсу Этическая грамматика

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 раздел.

Конспекты по курсу Этическая грамматика

Урок № 1

Что такое этикет?

Этикет-это общие, одинаковые правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общение с людьми.
-Нужны ли такие правила? Почему?
Помогают людям разумно и красиво оформить своё поведение, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом.
-Какие правила этики вы знаете?
-Как можно назвать человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанным)
В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа-знаток правил поведения.
Этикет. Этикет. Что такое этикет? Это правила. И очень важные. Они нужны нам всем. Они не страшные.

И они обо всём. Как сидеть за столом?

Как и с кем говорить?

Как подарки дарить?

Как гостей приглашать?

И как в школе отвечать,

Как отзывчивыми быть,

И как вежливыми быть,

Как красивыми, добрыми быть

Как людей всех любить,

И любимыми быть!

Какие общие правила вы уже знаете? Многие правила этикета возникли ещё в древности. «Пообещал что-то сделать, выполни. Говори меньше, слушай больше! Не можешь - не обещай! Хотя не богат, а гостю рад! Уважая человека, уважаешь себя. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им. Неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Давайте попробуем составить эти правила…
  • В школе

  • Дома

  • На перемене

  • В столовой

  • В магазине.

  • Самое главное правило: поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе!


Урок № 2

Ежели вы вежливы.

Сегодня мы поговорим о вежливости. О том, что нужно воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными, добрыми к ним.

В этом помогают нам вежливые, волшебные слова:

- растает даже ледяная глыба

от слова тёплого: спасибо

-зазеленеет старый пень.

когда услышит: добрый день

-мальчик вежливый и развитый

говорит, встречаясь: здравствуйте

-когда нас бранят за шалости,

говорим, прости: пожалуйста

-и всегда при расставании,

уходя, говорим: до свидания

Молодцы! С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

«Добрые слова» О. Дур

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я в след

всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю

всех, домой спешащих чаю.

Вежливый это тот, кто знает как, как вести себя при любых обстоятельствах.

Появился в доме вдруг

Очень вежливый индюк

Раз по 30 в день не реже

Он кричал: «Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости-

Поучиться вежливости.

«Я и сам»,- кричал индюк,-

Доктор Вежливых наук!

И жена моя - пример

Замечательных манер.

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: приду, спасибо.

Ты не будь свиньёй, свинья!

Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло.

Как ни бился он, однако

К индюку никто не шёл

Ни Корова, ни Собака

Ни Хавронья, ни Осёл.

Почернел индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды- балды!

И добавил с высоты своего величия:

Не усвоили они правила приличия!


-Как вы думаете, почему к индюку никто в гости не шёл?

-Какой был индюк по характеру?

-Какие ошибки он совершил?

-Как нужно было пригласить друзей в гости, чтобы они пришли с радостью?

-А теперь, послушайте про одного мальчика и объясните, что он не так сделал?

Знал одного ребёнка я

Гулял он с важной нянею

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И право, очень мил.

Отняв, у младших мячик

Он их благодарил,

«Спасибо» - говорил!

Нет, ежели, вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

- Итак, как же должен себя вести воспитанный человек?

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами!

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете

Пред сильными робея.

Итак, вежливость проявляется в отношениях с людьми. Вежливый человек не причинит другому неприятностей. Будь вежлив со своими товарищами, не давай им прозвищ и кличек. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься. Работай и играй дружно; в разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших; не отвечаю на грубость грубостью; вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям; приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Урок № 3

Если в доме гости.


  1. Повторение об этикете.

  2. Игра «Ко мне пришли гости. Что я должен сделать?»

  3. Игра «Я иду в гости»

«Как вести себя в гостях?» А. Дорохов


  1. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошо ноги, чтобы не наследить. Если на улице

дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.

  1. Не входи в комнату не постучавшись.

  2. Если пришёл не один, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему спутнику.

  3. Если пришёл с девочкой, открой дверь, и пропусти её вперёд.

Войдя в комнату, где много народу, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдёт много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подай руку хозяину, а остальным скажи «Здравствуйте».

  1. Не садись, пока не сядут старшие.

  2. Если в комнату вошёл старший, встань, уступи место и не садись, пока он не сядет.

  3. Если вошла девочка, встань, уступи место, а себе принеси другой стул.

  4. Не сиди, развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это и

Некрасиво и невежливо.

  1. Постарайся привыкнуть держать руки свободно - не подбочениваясь, не складывать их на груди. А то люди могут сказать «Вот бедняга, не знает, куда руки деть»

  2. Если взрослый или девочка что - нибудь уронит, подними и подай.

  3. Желание гостя для тебя - закон.

Урок № 4.

Это стол - за ним сидят. ( Правила поведения за столом).

Сегодня вы услышите маленькую сказку.

… Жила- была маленькая девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из её отрытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живёт? Можно войти?»

-Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно.- Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся, на полу макаронах.

А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить её насквозь. Наконец, наколол на вилку котлету и стал её обкусывать, измазал при этом нос и щёки и вытер их рукавом.

«Фу, как противно! - подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьёт компот». И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплёвывать косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша. Все разом стали что- то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что они говорили с набитыми ртами.

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень не приятно. Уж лучше я останусь голодной.

И ушла.

_ Видите, какой плохой конец у сказки! Как вы думаете, что нужно было сделать девочке? ( Надо было не уходить, а научить их, как вести себя за столом.)

_ Что бы им вы сказали?

_ А какое самое первое правило им нужно было выполнить, перед тем, как сесть за стол? (вымыть руки)

Чтобы не получалось как у бабушкиных внуков, узнаем несколько правил!


  • Стол должен быть накрыт со вкусом. Внешний вид стола должен вызывать аппетит. (Скатерть, салфетки…)

  • Салфетку кладут слева от тарелки или ставят в неё.

  • Посуду ставят по прямой линии, отступив от края на 1 -2 см.

  • Нож кладут справа лезвием к тарелке, вилку слева зубцами вверх. Суповую ложку кладут или справа или за тарелкой - параллельно краю стола. Ложки лежат ручками вправо, выпуклой стороной на стол.

  • Стаканы и фужеры ставят перед тарелкой чуть справа.

  • Стол можно украсить цветами.

Практическая работа: накрыть стол.

Умение правильно держать себя за столом, красиво есть - всегда считалось одним из критериев, по которому судили об общем культурном уровне человека.

1.Обрати внимание на свою осанку. Сиди прямо, но не напряженно, слегка опираясь на спинку стула.

2. Руки свободно лежат на коленях.

3. Салфетку развернуть, положить на колени. Ею не следует вытирать губы. Для этого есть бумажные.

4. Если подано незнакомое блюдо - посмотрите, как справляются другие или спросите: как полагается его есть и из чего оно.

5. Накладывай пищу аккуратно.

6. Заботься об интересах соседей по столу.

7. Отказавшись от какого- нибудь блюда - не рассказывайте о своих болезненных ощущениях.

8. Помните, удовольствие от еды легко испортить, вызвав брезгливость у соседей завалами остатков пищи на тарелке, чавканьем и т. д.

9. Уронив нож или вилку - не старайся поднять их - а попросите другой прибор (чтобы не привлекать внимания окружающих)

10. Подавая нож соседу, следует протягивать его ручкой, а не остриём.

11. За столом не следует демонстрировать своё плохое настроение, как бы ни были вы чем-то расстроены и озабочены.

12. За столом недопустимо шептаться и многозначительно переглядываться.

13. Нельзя вставать из - за стола без разрешения взрослых.

(Из книги:

«Формула чудес или вежливость на все времена.» С.Кожан)

Урок №5

В школе, магазине, библиотеке

Мы с вами знаем уже много правил, которые нам в жизни нужно выполнять. Сегодня мы ещё раз познакомились с другими правилами.

Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь дом как дом. Но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные. Стоят рядами тесными: и Черномор, И царь Гвидон, и добрый дед Мазай. А как зовётся этот дом попробуй, Угадай. (Библиотека)

Мы дошкольниками были

Мы ходили в детский сад

Мы из глины мастерили

И лошадок, и зайчат…

Хорошо жилось на даче,

Вместе бегали к реке,

Вместе мы играли в мячик,

Загорали на песке.

Мы немного буквы знаем,

Научились мы считать.

Мы по пальцам сосчитаем -

Раз, два, три, четыре, пять…

А теперь, а теперь

Открывай нам, школа, дверь!

Принимай, школа нас -

Принимай нас в первый класс!

-Итак, мы с вами в школе. Вспомните, что интересного в школе есть. (Коридор, лестница, класс, раздевалка, столовая, библиотека)

-Сегодня Леопольд заглянул в школу и увидел, что все бегают, кричат, дерутся. И не захотел к нам идти.

- Вам хотелось бы что-то исправить в своём поведении?

- Что и как?

-А вот теперь, когда мы взглянули на себя со стороны, и увидели свои ошибки, мы их, конечно, постараемся исправить.

Леопольд прислал несколько вопросов.

  1. Утро. Ты входишь в свой класс, а там уже несколько твоих одноклассников и учительница. Как ты войдешь в класс?

  2. На перемене ты случайно столкнулся с одноклассником. Как ты поступишь?

  3. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли ещё раз с ним здороваться?

  4. Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?

  5. Вы пришли в столовую, а дежурные не успели ещё накрыть. Что ты сделаешь?

  6. Ты спускаешься по лестнице, а сзади кто-то бежит. Что нужно сделать?

-Мы с вами узнали много правил, как нужно вести себя в школе. Я надеюсь, что вы будете стремиться следовать им, тогда и вам, и окружающим будет приятно находится, в школе.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(КНИГА)

-А где книги находятся в школе? (библиотеке)

-Для чего в школе нужна библиотека?

- Прежде чем зайти, что нужно сделать?

- Как можно поздороваться?

Сценка: Лена пришла в библиотеку, ей нужно взять книгу. Как она это должна сделать?

- Какие правила обращения с книгой вы уже знаете?

- Посмотрим, каких героев книг вы знаете?

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит,

Это доктор…Айболит

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик- Луковка знаком.

Очень просто и не длинно

Он зовётся…Чипполино

Он весел и не злобен,

Этот милый чудачек.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель- Пятачок.

Для него прогулка- праздник,

И на мёд особый нюх,

Это плюшевый проказник

Медвежонок…Винни - Пух.

Всех он любит неизменно

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена- Крокодил.

- Молодцы! Окончились уроки, сходили в библиотеку, пришли домой, а мама отправляет вас в магазин.

-Как часто вы ходите в магазин?

-Что вы покупаете?

-Как вы думайте, в магазине нужно соблюдать правила?

- Зачем они нужны?

( Чтобы людям было проще и приятнее общаться друг с другом. Чтобы никто не испытывал неловкости, неудобства, обиды.)

- Значит, правила должны служить людям, охранять их достоинство и здоровье.

-Что же это за правила?

Ситуация:- покупатель, продавец, кассир, директор.

- Нужно учиться доброжелательному поведению в очереди; справедливому проявлению покупателя, не стремящегося что- то взять без очереди, вежливому обращению к продавцу и продавца к покупателю.

Обобщение…

Урок №6

Мой класс - мои друзья.

- Сегодня мы побываем с вами в звёздной стране.

- Слышали, как звёзды разговаривают? Они подружились, объединились в созвездия и улетели. И мы их с вами навестим.

- На страже Звёздной страны стоят два звёздных стража. А почему их двое?

( Одному в любой стране тяжело, а когда есть друг, никакие трудности нас не испугают.)

- Они приготовили нам пословицы, но они рассыпались. Давайте их соберём.

Конспекты по курсу Этическая грамматика



- А что, значит, быть другом? (Быть рядом не только когда хорошо, но и в беде.)

- Как можно определить, что такое дружба?

Дружба- вера в человека, требовательность к нему.

- Вы должны дружить друг с другом не потому, что они сделали тебе что- то хорошее, а потому что этот человек близок к тебе, у вас общие интересы. Об этом нужно всегда помнить.

- Стражи вас пропустили, а чтобы не заблудиться, возьмитесь за руки. Мы пойдём по Млечному пути. Но по дороге нам встретятся грустные планеты. Они попали в плен к Чёрным Дырам.

- Как вы думаете, почему их так назвали?

( Чёрные - значит что- то плохое, грустное.)

-А из чего они получились?

( Из того, что нам в классе не нравится. Вот эти маленькие дыры скоро сами исчезнут, а вот с этими надо бороться!)

Это Дыра Драк.

-Мы с вами говорили, что иногда драться можно и нужно, а иногда глупо.

Однажды на поляне подрались два козла.

Один из них приятеля тихонечко лягнул,

Другой из них приятеля легонечко боднул.

Один лягнул приятеля немножечко больней,

Другой боднул приятеля немножко посильней.

Один погорячился, лягнул, что было сил

Другой его под брюхо рогами подцепил.

Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос…..

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил драку эту, когда передо мной

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

- А почему грустные планеты смогли попасть к Чёрным Дырам?

( Были одиноки, не дружили друг с другом.)

В космос пробралась Снежная Королева, она везде следит за нами и старается заморозить наши сердца.

- А может быть это у неё получилось? Решите её задачи:


  • Лена ни за что не хотела сидеть с Мишей за первой партой, а Миша хотел. Как им быть?

  • В классе ставят сказку. А ты не хочешь в ней принимать участие. Как быть?

-Из ваших ответов видно, что ваши сердечки добрые и горячие, они не позволят

Снежной Королеве заморозить планеты.

- Давайте отправимся к нашим звёздам. Они скучают без нас. В Звёздной стране живёт маленький принц. Он очень добрый и любит других людей. Всегда понимает настроение других и очень переживает не только за свою планету, но и за другие.

И вы, ребята, каждый ученик нашего класса - житель планеты «1А» класса. Но в школе ещё много планет. И нужно ко всем относиться по-доброму. Мы все разные, но вместе нам хорошо, легко и радостно.

- Оглянитесь вокруг, даже в космосе так.

- Планеты, которые вместе, они улыбаются, а одинокие - грустные и несчастные.

- Как было бы здорово, если бы всегда были веселы и счастливы. И вам в этом помогут ваши друзья и вы сами. Ведь в вас так много хорошего!

Начинается звездопад. Закройте глаза и загадайте желание, напишите его на той звёздочке, которая к вам упала.

Конспекты по курсу Этическая грамматика

Задание: Как бы вы поступили?

  1. Кто- то наговорил плохое про твоего друга.

  2. Ты поссорился в классе с другом.

  3. Утром входишь в класс, видишь своих одноклассников и учителя, но у тебя плохое настроение.

  4. У тебя есть лишняя конфета. Вручите её кому-нибудь из класса.

.

Чтобы вы всегда помнили о своих друзьях, звёздные стражи на память оставили вам правила «Дружбы».

  • Не оставлять друга в беде. Быть верным дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.

  • Тебе не безразлично, какой твой друг. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься чище, богаче, красивее.

  • Дружба- это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

  • Дружба и эгоизм - непримиримы. Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатство, заботу.

  • Дружба испытывается беде и опасности,

  • Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов.

Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Урок № 7.

Красный, жёлтый, зелёный.

На улице, не в комнате

О том ребята помните!

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти

Там иди, где весь народ

Там, где надпись переход.

На светофоре красный цвет

Опасен путь - прохода нет

А если жёлтый свет горит

Он «приготовься» говорит

Зелёный вспыхнул впереди

Свободен путь, переходи!

Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом.

С вниманьем налево сперва погляди

Направо взгляни потом!

Глупо думать: как-нибудь

Проскочу трамвайный путь

Никогда не забывай

Что быстрей тебя трамвай..

Красный цвет чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день и ночь

Зелёный, жёлтый, красный.

Жёлтый

Наш домик светофор

Мы три родные брата

Мы светим с давних пор

В дороге, вам, ребята

Зелёный:

Мы три чудесных цвета

Ты часто видишь нас

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Красный:

Самый строгий - красный цвет

Если он говорит: - Стой!

- Дороги дальше нет,

путь для всех закрыт

Жёлтый:

Чтоб спокойно перешёл ты

Слушай наш совет

Жди! Увидишь скоро

Жёлтый в середине цвет.

Зелёный:

А за ним зелёный свет

Вспыхнул впереди

Скажет он:

« Препятствий нет, смело в путь иди!»

правила движения

все без исключения

знать должны зверюшки:

барсуки и хрюшки,

зайцы и тигрята, пони и котята

вам, ребята тоже

их не знать негоже.

Нужно слушаться без спроса

Указаний светофора:

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья-

Это всем вам подтверди

Добрый доктор Айболит.

Айболит:

А сейчас поиграем в игру « Это я, это я, это все мои друзья.»

Кто из вас в вагоне тесном

Уступал старушке место?

Кто, из вас идя, домой

Держит путь по мостовой?

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Знает кто. Что красный свет

Это значит - хода нет?



Вопросы:

- на какие части делиться улица? Что вы о них знаете?

- Где можно бегать с мячом?

- Как переходить улицу?

- Какие знаки перехода вы знаете?

- Может шофёр сразу остановить машину?

- С какой стороны тротуара должен идти пешеход?

- Какой можно сделать вывод?

Правила движения

Должны без исключенья знать

Все обязательно на пять!


© 2010-2022