- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие на тему
Внеклассное мероприятие на тему
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якушева О.Н. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
Цели мероприятия -
Развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры.
Развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность.
Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.
Формирование и развитие исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.
В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:
Воспитательные задачи:
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям национальных и социальных культур;
формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения, внутренней культуры личности.
общение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
воспитывать творчески-активную личность.
Образовательные задачи:
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
развитие индивидуальные творческие особенности детей
развивать внимание, память.
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Учащиеся будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.
Учащиеся получат опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста.
Дети младшего школьного возраста получат личный опыт участия в праздниках, проектах, в творческой и сценической деятельности в школе.
Обоснование:
Празднику предшествовала продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества. Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры.
Предлагаемый праздник даёт возможность школьникам не только узнать что-то новое о жизни русского народа, но и самим прочувствовать колорит того времени. Очень важен период подготовки к празднику. На уроках музыки и краеведения, во внеурочное время учащиеся знакомились с произведениями устного народного творчества; разучивали игры, в которые играли их прапрабабушки; собирали предметы быта, кухонную утварь для оформления и создания атмосферы. У представителей старшего поколения (бабушек, соседей, пожилых знакомых) ребята расспрашивали об играх, в которые они играли в детстве. Фольклорный праздник явился ярким итогом длительной работы.
Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных личностей. На современном этапе фольклор является практически единственной "живой нитью", соединяющей нас с прошлым. Знакомство со смысловым и символическим подтекстом фольклорных произведений обогащает эстетическое восприятие.
В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру. Загадки, приметы, обряды - все это в сочетании с ритуальными действиями и поверьями обнаруживает культ земли, растительности, воды, солнца. Фольклор многогранен. К сожалению, значение его для многих сужено. Обычно с этим понятием отождествляются народные пословицы и поговорки, сказки, загадки, песни. А между прочим, в фольклоре отражается целостная культура народа: его быт, обычаи, традиции, народные игры, праздники с их обрядами, традиционные ремесла и многое другое. Народное искусство поможет понять детям, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе.
Наблюдение за фольклорными образами, сравнение собственных ощущений восприятия мира и ощущения людей древности помогает детям понять, что многое в древности нам близко по сей день и, в частности отношение современного человека к окружающему миру.
Песня «Красно-солнышко»
Скоморохи
Ученик 1
- Гость на порог - хозяину радость.
- Кого почитают, того и величают.
Ученик 2:
Испокон веков на Руси-матушке
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
Ученик 1:
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки,
Да творят насмешки
Стихотворение читает хозяйка
Хозяйка: Вот и угощение готово!
Девочка: И в избе все прибрано: вон как чисто и красиво!
Хозяйка: Вот и хорошо. Сейчас и гости придут.
Дев.: А кто к нам придет, матушка?
Хоз.: Девушки - красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают….
Дев.: Почему?
Хоз.: Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна - КУЗЬМИНКИ, начало осенних посиделок. Сегодня не только работают, но и веселятся.
Дев.: Эти вот они идут что-ли?
Хоз.: А, нет , это ж Никодим и Ермила..
Музыка «Русичи»
Сценка: "Небылицы в лицах"
Егор:
Здорово, Никодим!
Никодим:
Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?
Егор:
А как у вас, Никодим, поживают?
Никодим:
На босу ногу топор надевают!
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами,
А лошади наши с усами,
Бегают в подполье за мышами!
Егор:
Да это же кошки!
Никодим:
Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде, летают везде,
Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!"
Егор:
Да ведь это же вороны!
Никодим:
Мухомор тебе варёный!
Наша-то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток,
Белым пятнышком хвосток.
Егор:
Да ведь это же зайчишка!
Никодим:
В нос тебе еловая шишка!
Нашего зайца все звери пугаются,
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унёс.
Егор:
Да ведь это же волк!
Никодим:
По лбу тебе щёлк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!
Егор:
Да ведь это же козлище!
Никодим:
Щелчков тебе тыща!
Наш козёл под корягу ушёл,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит!
Егор:
Да ведь это же налим!
Никодим:
Нет, не налим!
Мы про налима так говорим:
Налим Никодим гордится собою,
Налим Никодим носит шубу соболью,
Ни перед кем её не ломает
И шуток не понимает!
(Кланяются)
Девочка
Эй, вы, Егор и Никодим
Предложу я вам сыграть в игру интересную.
Кто скороговорку скажет и не ошибётся,
Тому подарочек от меня зачтётся.
1.У крошки Матрёшки
Пропали серёжки,
Серёжки Серёжка
Нашёл на дорожке.
2.Шёл Егор через двор,
Нёс с собой Егор топор,
Шёл Егор рубить забор.
3.Не руби дрова, трава здорова.
4.Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
5.Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Дев.: Дальше пошли…..
Дев.: А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?
Хоз.: Ну, вот, послушай…..
Песня
Пока Хозяйка и Девочка занимаются домашними хлопотами на сцену выходят рассказчики:
Ученик 1: 14 ноября издавна на Руси считался праздничным днем. Его именовали Кузьма- Демьян.
Ученик 2: А еще в народе этот день называли Кузьминки. Кузьминки - по осени поминки.
Уч 1: Немало народных примет было связано с этим днем.
Уч 2: Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Уч .1: Если на Кузьму- Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.
Уч.2: Кузьма и Демьян были святыми. Они были замечательными мастерами - кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян куют лед на земле и на водах. Закует Кузьма - Демьян так, что до весны не расковать!
Уч.1: Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они покровители всех мастеров и мастериц.Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки. А женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать
от подруг, от тех, кто начал работу раньше.
Уч.2: Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. В некоторых местах и по сей день существует обычай, по которому девушка- невеста считается в день Кузьмы и Демьяна первой хозяйкой всего дома. Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.
Песня «Молодая канарейка»
Входят девушки
Девочки:
Можно, хозяюшка?
Хозяйка:
Входите, девицы, входите, красные!
Девочка 1:
Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуй. девочка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?
Хозяйка:
Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки - всегда на Руси девичьи праздники проходят.
Девочка 2:
А на всю зиму пустите?
Хозяйка:
Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь - уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!
Девочка 3:
Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!
Хозяйка:
Да надо мне совсем немного.
Дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,
Да меду бачок, да масла горшок,
Да денег рубль и пятачок!
Девочка 1:
Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.
(вручают хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.)
Хозяйка:
Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь.
Запевайте, девочки! Весело поется - весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!
Ученик 1 :
Гармонь, гармонь!
Гуляет песня звонко
За каждый покачнувшийся плетень,
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка,
Поэзия российских деревень!
Ученик 2
Сам весел будешь и других посмешишь,
Смешно - грешно, весело - потешно!
Выступает местный поэт Иван Гудков
Девочки исполняют частушки.
1.Эй, девчата - хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2.Не хотела я плясать
Стояла, стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
.
3.Подружка моя
Пляшет без оглядки
Поломала каблуки,
Отдавила пятки.
4.У меня дружочек был,
Звали его Михаил,
Может видели такого?
Рот разинувши ходил.
5.Не ходите, девки в лес,
Комары кусаются,
А на тех, кто краше всех,
Пуще всех бросаются.
6 На березе листок вянет,
Видно, летечко прошло,
В посиделочки мы ходим,
Видно, время подошло.
7 Что хотите, говорите
Про меня, про молоду,
Я веселы посиделочки
Без памяти люблю.
8 Ты играй, играй, гармошка,
А я песенку спою.
Я сама себя сегодня
И других развеселю!
9 Две кукушки куковали
В полюшке на камушке.
Мы с подружкою вдвоем
Кружимся с Иванушкой.
!
Песня «За околицей»
Хоз.: А что же ты, Дуня, не работаешь?
Дуня: А я все уже сделала! Сейчас самое время поиграть да поплясать.
Дев.1: Да не верьте ей, схитрила она. Из дома полное веретено принесла…
Дев.2: Чтобы побольше попеть да поплясать!
Хоз.:Если будешь хитрить да лениться, Дуняша, то тебя Кикимора накажет.
Дуня: Ой, а как это?
Хоз.: А вот так! Кикимора очень не любит ленивых прядушек.
Дев.1: Мне тетушка сказывала, что как- то раз вернулась девушка с посиделок с куделью недопряденной, весь вечер проиграла да проплясала и с работой своей не справилась. Поставила прялку в угол, да и спать пошла…
Дев.2: Да-да, я про это тоже знаю! Утром встает девушка и видит - вся кудель испрядена да так плохо! Она и спрашивает: «Мамонька, а кто это сделал?».
Дев.1: А та отвечает «Видно, Кикимора тебе помогла».
Хоз.: Да, такое прядево никуда не годится, только Кикиморе да Лешему на рубаху!
Песня « Дуня-тонкопряха» под баян
Девочка:
А сейчас , давайте ,поиграем игра народная "Дедушка-сапожник".
/Водящий в кругу (дедушка-сапожник) с закрытыми глазами.
-Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!
-Погодите, детки, потерял очки.
-Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?
-Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
-Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл?
-Погодите, детки, я очки нашёл!
(Дед старается поймать кого-нибудь и тот становится водящим)
Звучит песня «Во кузнеце молодые кузнецы»
Входят кузнецы.
Первый кузнец:
Идут кузнецы из кузницы.
Второй кузнец:
Несут кузнецы два молота.
Первый кузнец:
Галки-вороны, собирайтесь к нам.
Второй кузнец:
Варите кутью.
Первый кузнец:
Поминать Кузьму.
Второй кузнец:
Кузнецы: Добрый день в вашу хату!
Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям!
А что вы умеете делать?
Кузнецы:
А вот что!
Под мелодию русской народной песни «Во кузнице» кузнецы показывают, как выковывают гвозди.
Первый кузнец:
Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится.
Хозяюшка:
Ай, спасибо, работнички, уважили кузнецы умелые. Чем же вам заплатить?
Кузнецы:
Мы бессребреники, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не берем.А вот вам от нас на память .
Девочка: Кукла что ли? Ой, да это Космодемьянка!
Хоз.: Поставь её в уголок, да смотри, чтоб никто не уволок.
Кузнец 1: - Умница дорогая, пожалте веретенце, посмотреть на ваше рукодельство.
Девушка) - Дорожка возле вас, проходите мимо нас.
Кузнец 2: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь.
Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и. Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. У нас девицы - на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Кузнец 1: Девочки, хватит вам шить, давайте хороводы водить!
Хозяйка: Да уж, теперь не до работы, вон какое веселье пошло!
Танец во кузнеце, молодые кузнецы
Хозяйка:
А сейчас я узнаю, хорошо ли все знаете пословицы?
1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.
2.Кто много говорит, тот…/мало делает/.
3.Не спеши языком, …/торопись делом/.
4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.
5.Делу - время, …/ потехе - час/.
6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.
7.Сделал дело,…/ гуляй смело/.
8.Повторенье - …/мать ученья/.
Девочка:
Летела сова - весёлая голова,
Вот она летала-летала и села,
Да хвостиком повертела,
Да по сторонам поглядела
И опять полетела, да пёрышки обронила,
А пёрышки непростые,
На каждом загадка написана.
Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.
Загадки
1.В брюхе - баня,
В носу - решето.
На голове - пуговка,
Всего одна рука и та на спине. (Чайник)
2.Никогда не ест,
А только пьёт,
А как зашумит -
Всех приманит. (Самовар)
3.Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
4.Тянется, а не резина,
С клапанами, а не машина,
Песни поёт, а не радио. (Баян)
5.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка)
6.То толстеет, то худеет
И на весь дом голосит. (Гармошка)
7.Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине - пусто. (Барабан)
Дружный хоровод
Игра «Сиди, сиди, Яша…»
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг водящего и поют:
- Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
- Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Хоз.:Ух, устали притамились, надо бы отдохнуть. А что там наш Космодемьянка делает?
Девочка 1: Ой, упал, сердечный!
Хозяйка: Ну, раз упал, значит и праздник пора заканчивать.
Прощайтесь с Кузьмой - Демьяном.
Девочка 1: Ой, разлюбезные подружки, провожаем мы своего батюшку Кузьму - Демьяна!
Девочка 2: Что уж он нас так быстро покидает?
Девочка 3: Ведь мы еще не натешились!
Девочка 4: Ведь мы и вволю не наигрались, а ты нас покидаешь!
Хозяйка: Хватит причитать! Кузьма - Демьян уходит, а с ним и осень - славная хозяюшка. Кто работы не боялся, тому и зима не страшна! Припасено всего вдоволь, и самые веселые праздники зимой бывают. Давайте проводим Кузьму - Демьяна, а с ним и осень, с почетом да уважением.
Скоморохи
Ученик 1:
Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Ученик 2:
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край весёлый наш чудесный,
Как и вся Россия-мать.
Пожелания скоморохов
Звучит песня «Собирайся народ»
Хозяйка: Вот и закончился веселый праздник в честь славных Мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!