Внеклассное мероприятие на тему

Празднику предшествовала продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества.Предлагаемый праздник дает возможность школьникам прочувствовать колорит того времени На уроках музыки ребята знакомились с произведениями устного народного творчества; разучивали игры,в которые играли их прабабушки; собирали предметы быта, кухонную утварь.Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных,целостных личностей.На современном этапе он является практически единствен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Цели мероприятия -

Развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры.

Развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность.

Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.

Формирование и развитие исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.

В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:

Воспитательные задачи:

формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям национальных и социальных культур;

формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения, внутренней культуры личности.

общение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.

воспитывать творчески-активную личность.

Образовательные задачи:

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

развитие индивидуальные творческие особенности детей

развивать внимание, память.

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Учащиеся будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.

Учащиеся получат опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

Дети младшего школьного возраста получат личный опыт участия в праздниках, проектах, в творческой и сценической деятельности в школе.

Обоснование:

Празднику предшествовала продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества. Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры.

Предлагаемый праздник даёт возможность школьникам не только узнать что-то новое о жизни русского народа, но и самим прочувствовать колорит того времени. Очень важен период подготовки к празднику. На уроках музыки и краеведения, во внеурочное время учащиеся знакомились с произведениями устного народного творчества; разучивали игры, в которые играли их прапрабабушки; собирали предметы быта, кухонную утварь для оформления и создания атмосферы. У представителей старшего поколения (бабушек, соседей, пожилых знакомых) ребята расспрашивали об играх, в которые они играли в детстве. Фольклорный праздник явился ярким итогом длительной работы.

Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных личностей. На современном этапе фольклор является практически единственной "живой нитью", соединяющей нас с прошлым. Знакомство со смысловым и символическим подтекстом фольклорных произведений обогащает эстетическое восприятие.

В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру. Загадки, приметы, обряды - все это в сочетании с ритуальными действиями и поверьями обнаруживает культ земли, растительности, воды, солнца. Фольклор многогранен. К сожалению, значение его для многих сужено. Обычно с этим понятием отождествляются народные пословицы и поговорки, сказки, загадки, песни. А между прочим, в фольклоре отражается целостная культура народа: его быт, обычаи, традиции, народные игры, праздники с их обрядами, традиционные ремесла и многое другое. Народное искусство поможет понять детям, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе.

Наблюдение за фольклорными образами, сравнение собственных ощущений восприятия мира и ощущения людей древности помогает детям понять, что многое в древности нам близко по сей день и, в частности отношение современного человека к окружающему миру.



Песня «Красно-солнышко»


Скоморохи


Ученик 1

- Гость на порог - хозяину радость.

- Кого почитают, того и величают.

Ученик 2:

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

Ученик 1:

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки,

Да творят насмешки


Стихотворение читает хозяйка


Хозяйка: Вот и угощение готово!

Девочка: И в избе все прибрано: вон как чисто и красиво!

Хозяйка: Вот и хорошо. Сейчас и гости придут.

Дев.: А кто к нам придет, матушка?

Хоз.: Девушки - красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают….

Дев.: Почему?

Хоз.: Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна - КУЗЬМИНКИ, начало осенних посиделок. Сегодня не только работают, но и веселятся.

Дев.: Эти вот они идут что-ли?

Хоз.: А, нет , это ж Никодим и Ермила..








Музыка «Русичи»

Сценка: "Небылицы в лицах"

Егор:

Здорово, Никодим!

Никодим:

Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?

Егор:

А как у вас, Никодим, поживают?

Никодим:

На босу ногу топор надевают!

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами,

А лошади наши с усами,

Бегают в подполье за мышами!

Егор:

Да это же кошки!

Никодим:

Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде, летают везде,

Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!"

Егор:

Да ведь это же вороны!

Никодим:

Мухомор тебе варёный!

Наша-то ворона ушаста,

В огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток,

Белым пятнышком хвосток.

Егор:

Да ведь это же зайчишка!

Никодим:

В нос тебе еловая шишка!

Нашего зайца все звери пугаются,

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унёс.

Егор:

Да ведь это же волк!

Никодим:

По лбу тебе щёлк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!



Егор:

Да ведь это же козлище!

Никодим:

Щелчков тебе тыща!

Наш козёл под корягу ушёл,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит!

Егор:

Да ведь это же налим!

Никодим:

Нет, не налим!

Мы про налима так говорим:

Налим Никодим гордится собою,

Налим Никодим носит шубу соболью,

Ни перед кем её не ломает

И шуток не понимает!

(Кланяются)


Девочка
Эй, вы, Егор и Никодим

Предложу я вам сыграть в игру интересную.

Кто скороговорку скажет и не ошибётся,

Тому подарочек от меня зачтётся.


1.У крошки Матрёшки

Пропали серёжки,

Серёжки Серёжка

Нашёл на дорожке.


2.Шёл Егор через двор,

Нёс с собой Егор топор,

Шёл Егор рубить забор.


3.Не руби дрова, трава здорова.


4.Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.


5.Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.




Дев.: Дальше пошли…..

Дев.: А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хоз.: Ну, вот, послушай…..


Песня

Пока Хозяйка и Девочка занимаются домашними хлопотами на сцену выходят рассказчики:

Ученик 1: 14 ноября издавна на Руси считался праздничным днем. Его именовали Кузьма- Демьян.

Ученик 2: А еще в народе этот день называли Кузьминки. Кузьминки - по осени поминки.
Уч 1: Немало народных примет было связано с этим днем.

Уч 2: Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

Уч .1: Если на Кузьму- Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.

Уч.2: Кузьма и Демьян были святыми. Они были замечательными мастерами - кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян куют лед на земле и на водах. Закует Кузьма - Демьян так, что до весны не расковать!

Уч.1: Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они покровители всех мастеров и мастериц.Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки. А женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать

от подруг, от тех, кто начал работу раньше.

Уч.2: Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. В некоторых местах и по сей день существует обычай, по которому девушка- невеста считается в день Кузьмы и Демьяна первой хозяйкой всего дома. Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.


Песня «Молодая канарейка»


Входят девушки

Девочки:

Можно, хозяюшка?

Хозяйка:

Входите, девицы, входите, красные!

Девочка 1:

Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуй. девочка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка:

Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки - всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Девочка 2:

А на всю зиму пустите?

Хозяйка:

Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь - уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Девочка 3:

Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!



Хозяйка:

Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду бачок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Девочка 1:

Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

(вручают хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.)


Хозяйка:

Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь.

Запевайте, девочки! Весело поется - весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!


Ученик 1 :

Гармонь, гармонь!

Гуляет песня звонко

За каждый покачнувшийся плетень,

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка,

Поэзия российских деревень!

Ученик 2

Сам весел будешь и других посмешишь,

Смешно - грешно, весело - потешно!


Выступает местный поэт Иван Гудков


Девочки исполняют частушки.



1.Эй, девчата - хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.


2.Не хотела я плясать

Стояла, стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.




.

3.Подружка моя

Пляшет без оглядки

Поломала каблуки,

Отдавила пятки.

4.У меня дружочек был,

Звали его Михаил,

Может видели такого?

Рот разинувши ходил.


5.Не ходите, девки в лес,

Комары кусаются,

А на тех, кто краше всех,

Пуще всех бросаются.



6 На березе листок вянет,

Видно, летечко прошло,

В посиделочки мы ходим,

Видно, время подошло.


7 Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я веселы посиделочки

Без памяти люблю.


8 Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!


9 Две кукушки куковали

В полюшке на камушке.

Мы с подружкою вдвоем

Кружимся с Иванушкой.





!


Песня «За околицей»

Хоз.: А что же ты, Дуня, не работаешь?

Дуня: А я все уже сделала! Сейчас самое время поиграть да поплясать.

Дев.1: Да не верьте ей, схитрила она. Из дома полное веретено принесла…

Дев.2: Чтобы побольше попеть да поплясать!


Хоз.:Если будешь хитрить да лениться, Дуняша, то тебя Кикимора накажет.


Дуня: Ой, а как это?


Хоз.: А вот так! Кикимора очень не любит ленивых прядушек.


Дев.1: Мне тетушка сказывала, что как- то раз вернулась девушка с посиделок с куделью недопряденной, весь вечер проиграла да проплясала и с работой своей не справилась. Поставила прялку в угол, да и спать пошла…

Дев.2: Да-да, я про это тоже знаю! Утром встает девушка и видит - вся кудель испрядена да так плохо! Она и спрашивает: «Мамонька, а кто это сделал?».

Дев.1: А та отвечает «Видно, Кикимора тебе помогла».


Хоз.: Да, такое прядево никуда не годится, только Кикиморе да Лешему на рубаху!


Песня « Дуня-тонкопряха» под баян


Девочка:

А сейчас , давайте ,поиграем игра народная "Дедушка-сапожник".

/Водящий в кругу (дедушка-сапожник) с закрытыми глазами.

-Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!

-Погодите, детки, потерял очки.

-Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?

-Два рубля с полтиной, пятачок и грош.

-Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл?

-Погодите, детки, я очки нашёл!

(Дед старается поймать кого-нибудь и тот становится водящим)


Звучит песня «Во кузнеце молодые кузнецы»


Входят кузнецы.


Первый кузнец:

Идут кузнецы из кузницы.

Второй кузнец:

Несут кузнецы два молота.

Первый кузнец:

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Второй кузнец:

Варите кутью.

Первый кузнец:

Поминать Кузьму.

Второй кузнец:

Кузнецы: Добрый день в вашу хату!


Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям!

А что вы умеете делать?


Кузнецы:

А вот что!

Под мелодию русской народной песни «Во кузнице» кузнецы показывают, как выковывают гвозди.

Первый кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится.

Хозяюшка:

Ай, спасибо, работнички, уважили кузнецы умелые. Чем же вам заплатить?

Кузнецы:

Мы бессребреники, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не берем.А вот вам от нас на память .

Девочка: Кукла что ли? Ой, да это Космодемьянка!

Хоз.: Поставь её в уголок, да смотри, чтоб никто не уволок.

Кузнец 1: - Умница дорогая, пожалте веретенце, посмотреть на ваше рукодельство.

Девушка) - Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

Кузнец 2: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь.

Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и. Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. У нас девицы - на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

Кузнец 1: Девочки, хватит вам шить, давайте хороводы водить!

Хозяйка: Да уж, теперь не до работы, вон какое веселье пошло!

Танец во кузнеце, молодые кузнецы

Хозяйка:

А сейчас я узнаю, хорошо ли все знаете пословицы?


1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.

2.Кто много говорит, тот…/мало делает/.

3.Не спеши языком, …/торопись делом/.

4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.

5.Делу - время, …/ потехе - час/.

6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.

7.Сделал дело,…/ гуляй смело/.

8.Повторенье - …/мать ученья/.


Девочка:

Летела сова - весёлая голова,

Вот она летала-летала и села,

Да хвостиком повертела,

Да по сторонам поглядела

И опять полетела, да пёрышки обронила,

А пёрышки непростые,

На каждом загадка написана.

Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.


Загадки

1.В брюхе - баня,

В носу - решето.

На голове - пуговка,

Всего одна рука и та на спине. (Чайник)

2.Никогда не ест,

А только пьёт,

А как зашумит -

Всех приманит. (Самовар)

3.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)


4.Тянется, а не резина,

С клапанами, а не машина,

Песни поёт, а не радио. (Баян)


5.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка)


6.То толстеет, то худеет

И на весь дом голосит. (Гармошка)


7.Сверху кожа, снизу тоже,

А в середине - пусто. (Барабан)




Дружный хоровод

Игра «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг водящего и поют:

- Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

- Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

Хоз.:Ух, устали притамились, надо бы отдохнуть. А что там наш Космодемьянка делает?

Девочка 1: Ой, упал, сердечный!

Хозяйка: Ну, раз упал, значит и праздник пора заканчивать.

Прощайтесь с Кузьмой - Демьяном.

Девочка 1: Ой, разлюбезные подружки, провожаем мы своего батюшку Кузьму - Демьяна!

Девочка 2: Что уж он нас так быстро покидает?

Девочка 3: Ведь мы еще не натешились!

Девочка 4: Ведь мы и вволю не наигрались, а ты нас покидаешь!

Хозяйка: Хватит причитать! Кузьма - Демьян уходит, а с ним и осень - славная хозяюшка. Кто работы не боялся, тому и зима не страшна! Припасено всего вдоволь, и самые веселые праздники зимой бывают. Давайте проводим Кузьму - Демьяна, а с ним и осень, с почетом да уважением.


Скоморохи

Ученик 1:

Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца,

Только не допели струны

Нашу песню до конца.


Ученик 2:

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край весёлый наш чудесный,

Как и вся Россия-мать.



Пожелания скоморохов


Звучит песня «Собирайся народ»

Хозяйка: Вот и закончился веселый праздник в честь славных Мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!




© 2010-2022