- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект с презентацией внеклассного мероприятия Учимся общаться
Конспект с презентацией внеклассного мероприятия Учимся общаться
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова Н.С. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Филиал МБОУ Сосновская СШ № 1 «Рожковская ОШ»
Тема
«Учимся общаться»
Автор
методической разработки классного часа:
учитель специальных (коррекционных) классов
Сидорова Наталья Степановна,
с.Рожок
2015г.
Обоснование значимости классного часа
Общение- важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение играет важную роль в толерантном отношении к окружающим.
Чтобы успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни, продуктивно взаимодействовать с окружающими, необходимо овладеть жизненно важными навыками (общения и взаимодействия, самооценки и понимания других, управления эмоциями, принятия и исполнения решений) , которые обеспечивают способность к социально адекватному поведению.
К навыкам общения и взаимодействия относится способность взаимодействовать с окружающими. Они помогают устанавливать и поддерживать дружеские связи.
Эти жизненно важные навыки недостаточно сформированы у детей с легкой умственной отсталостью . Они испытывают затруднения в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому для успешной социализации детей с ОВЗ в обществе важно сформировать у них навыки общения.
Классные часы по теме общения проходят в специальном (коррекционном) классе регулярно. Девизом их являются слова «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья». Знания, полученные детьми , расширяют их представления об искусстве человеческих взаимоотношений. У них формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующий наилучшему развитию их личности подготовки к жизни.
Значимость данной разработки состоит в том, что она опирается на накопленный опыт, полученный в результате проведения классных часов по данной теме.
Знания, полученные на этом занятии, убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Конспект этого классного часа может быть использован другими педагогами, работающими с ограниченными возможностями здоровья. В нем много игровых моментов, что позволит педагогу поддерживать интерес ребенка с ОВЗ к занятию в течении всего классного часа.
Целевая аудитория классного часа:
Учащиеся 2,5,7,9 специального (коррекционного) класса - комплекта
Форма учебной работы:
внеклассная
Цель классного часа:
Формирование толерантных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
-
Раскрыть содержание понятия «общение».
-
Показать обучающимся значение общения в жизни человека.
-
Развивать у них чувство близости с другими людьми.
-
Формировать у детей позицию эмоционального принятия себя и принятия другого человека.
-
Способствовать «потеплению» психологической атмосферы в классе.
Срок реализации методической разработки классного часа:
Ноябрь 2015 г.
Предполагаемые конечные результаты
-
Обучающиеся поймут, что общение - это важный вид деятельности, который необходим каждому из них для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и со всем окружающим миром.
-
Они будут соблюдать правила этикета (здороваться, прощаться, извиняться, благодарить и т.д.)
-
Дети поймут необходимость контролировать свои эмоции и поступки, быть терпимыми по отношению друг к другу.
-
«Потеплеет» психологический климат в классном коллективе.
Критерии оценки эффективности классного часа
-
Показатели, полученные при проведении «Методики исследования межличностных отношений» (по Рене Жилю)
-
Выводы, сделанные на основе наблюдения поведения детей, их взаимоотношений.
-
Отсутствие ссор, конфликтных ситуаций в классе.
-
Хороший уровень общения детей друг с другом и с окружающими людьми.
-
Оптимальный психологический климат в классном коллективе.
Предварительная работа
1.Проведение классных часов, бесед на тему общения
2.Просмотр в видеозаписи сказки «Снежная королева»
Материалы и оборудование
1.Очки «Волшебные», шапочки врача, шапочка Феи, «волшебная» палочка Феи, «волшебный» мешочек, компьютер, диск с видеоматериалом ( буква «Я», слезы, хаотичные пятна)
Ход классного часа
Педагог - Ребята, нам пришло видеописьмо. А от кого оно, мы узнаем, если внимательно посмотрим на экран. ( 4 слайд) (На экране появляется Незнайка. Он говорит о том, что ему очень одиноко. Если он с кем- то познакомится, то , через какое- то время обязательно с ним поссорится).
Педагог - Как вы думаете, в чем проблема Незнайки?
(Подводит детей к тому, что проблема Незнайки в том, что он не умеет ладить со своими сверстниками, часто с ними ссорится.)
Педагог - Ребята, вы готовы помочь Незнайке? Что нужно для этого сделать?
(ответы детей)
(Научить его жить в дружбе и согласии с окружающими)
Педагог- Значит, темой нашего сегодняшнего разговора будет общение людей.
У каждого из нас в течении дня происходят десятки встреч с разными людьми: в школе, на улице, в библиотеке, в магазине. И, всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависит от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения?
Мы живем среди людей и наши слова, жесты, поступки тем или иным образом влияют на окружающих.
Вот что рассказал один мальчик: «Есть люди свои, которым ты чем-то обязан, а есть и чужие. Со своими друзьями, близкими я всегда вежлив. Но почему я должен стараться для чужих? Для тех, кого я встречаю самое большее на одну минуту? Можно хоть иногда побыть естественным?»
Педагог - А как вы считаете, со всеми ли нужно быть вежливыми и почему?
(Ответы детей)
Педагог - Если судить с точки зрения людоедов, то в истории человечества людоедства никогда не было, потому что тех, кого съедали, не считали людьми. Людьми считались только свои. Может быть нам не стоит брать пример с людоедов, деля людей на своих и чужих?
Поэтому, давайте сегодня будем учиться великому искусству общения.
А что вы понимаете под общением?
(Ответы детей)
Педагог: а давайте найдем значение этого слова в словаре.
(общение - особый вид деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром)
Педагог - Чтобы наше общение было приятным, давайте выскажем друг другу пожелание на день и сделаем это так: первый участник игры «Пожелание» встанет, подойдет к любому из нас, поздоровается и выскажет ему пожелание на день. Тот кому высказали пожелание, идет к следующему участнику, говорит пожелание и так до тех пор, пока все участники игры не получат пожелания на день.
(Игра «Пожелание»)
Педагог - Чтобы высказать свое дружелюбие, люди при встрече здороваются, т.е. желают друг другу здоровья. В давние времена мужчины во многих странах ходили с оружием. Шпага и кинжал были наготове, чтобы отразить нападение. Но когда встречающие имели мирные намерения, то протягивали руки, смотрите, мол, в них нет оружия. Так появился обычай обмениваться рукопожатием.
Вопросы к детям:
- В каких случаях приветствуют друг друга? (ответы детей)
- Всегда ли слова приветствия, произнесенные человеком, вызывают радость от встречи? ( обсуждают, как можно и нужно здороваться с друзьями, со сверстниками, с родителями, учителями, незнакомыми людьми)
-Какое приветствие можно считать достойным воспитанного человека?
(Ответы детей)
Педагог - Слова приветствия - это волшебные слова, без которых невозможно доброжелательное общение между людьми.
Ребенок -
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнечу, врачу, ткачу:
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Педагог - Доброжелательное, вежливое отношение друг к другу - это приглашение к общению в будущем.
Как вы это понимаете?
(ответы детей)
«Словарь вежливых слов»
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого……(спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит……..(добрый день)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь……(здравствуйте)
- Если больше есть не в силах, скажем повару ……(спасибо)
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы….(простите, пожалуйста)
- И в России , и в Дании на прощанье скажут…..(до свидания)
- Нужно знать как дважды два все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста говорить….(пожалуйста)
- Прослывешь ты воспитанным, если сможешь сказать…..(простите меня, извините)
- Если вы друзей уважаете, при встрече спросите…..(как поживаете?)
- Не забудьте, что всем на прощанье говорить нужно….(до свидания)
Педагог- Залогом добрых отношений между людьми также является то, как один человек принимает другого, как умеет находить в нем хорошее, доброе.
Помните сказку «Снежная королева»? В ней было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось больше и заметней. Сколько бед натворили осколки этого зеркала!
Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которых, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в человеке.
(Игра «Волшебные очки»)
(педагог предлагает детям примерить очки, посмотреть внимательно на каждого из ребят и постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего, т.е. рассказать о хороших качествах каждого)
Педагог - Я очень рада, что вы умеете в других находить хорошее. А это значит, что в вашей жизни есть и еще будут друзья, которые захотят с вами общаться.
А сейчас требуется ваша помощь: нужно вылечить больных.
А для этого я - Фея (надевает шапочку феи и берет в руки «волшебную палочку») превращу вас в докторов. (взмахивает палочкой, дети «превращаются» в докторов, надевают шапочки врача)
Педагог-фея - Итак, вам нужно установить, что беспокоит пациентов и выписать им рецепты. А больные у нас необычные. Они боятся придти на прием. Но, у нас есть телевизор, и на его экране будут появляться опознавательные знаки, при помощи которых можно узнать диагноз больных.
(на экране телевизора появляется буква Я)- 5 слайд
-Вот и первый пациент. Его зовут Сережа. Больной жалуется на то, что его не любят, а постоянно дразнят вот так: «Наша утка - крякалка, а Сережа - якалка. Всем все время говорит: «Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу».
Педагог- фея - Какой поставим диагноз?
Дети - доктора - Хвастовство.
Фея - Какое лечение? Слово противоположное слову «хвастовство».
Доктора - Скромность.
Фея - Вот стучится следующий больной, кто же он?
(На экране телевизора появляется изображение кляксы)- 6 слайд
Фея - Замарашка Кирилл месяц в баню не ходил.
Сколько грязи, сколько ссадин!
Мы на шее лук посадим.
-Какое лекарство выпишем этому больному? Слово противоположное слову «неряшливость»?
Доктора - аккуратность.
Фея -Больные идут друг за другом. Вот и следующий больной.
(На экране телевизора появляются капельки слез)- 7 слайд
Он только и знает, что плачет. Его постоянно дразнят:
«Плакса, вакса, гуталин, проглотил горелый блин»
Давайте поскорее выпишем ему рецепт. Как называется лекарство, которое поможет этому больному?
Доктора - Радость.
Фея - уважаемые доктора, посмотрите на экран телевизора. ( 8 слайд) Он ничего не показывает. Странно, но на нем один черный цвет. Наверное, это говорит о тяжелой степени болезни.
Оказывается, этого больного зовут Злюка. У него постоянно плохое настроение, и он всегда говорит другим только плохие слова. А вы знаете, что «черные» слова засоряют нашу речь, портят настроение и здоровье. И хуже становится тому, кто ругается. Вот какой тяжелый случай. Нам необходимо найти лекарство и для этого больного, и для тех, кого он обижает, ведь они тоже страдают.
- Сначала давайте представим этого злюку.
(дети изображают мимикой лицо Злюки)
Фея -Теперь пропишем ему лекарство. Что нужно сделать Злюке в первую очередь?
Доктора - Улыбнуться, извиниться.
Фея -А вы, мои дорогие помощники, всегда ли во время извиняетесь?
(ответы детей)
Фея -А сейчас я вас научу, как сдерживать себя, если вдруг вам захочется кого-то обидеть.
Упражнение «Выдержанный человек»
(встать, широко расставить ноги, обхватить себя руками и сказать фразу «Я выдержанный человек»)
Фея - Уважаемые доктора, наверное, у вас бывает плохое настроение. И пока вы в таком настроении, вы не сможете жить в радости и в согласии с окружающими людьми, так как все вокруг будут восприниматься вами как враги. Поэтому, я хочу вам предложить написать на листочках то плохое, что, живет в вас и мешает вашему хорошему настроению и навсегда избавиться от этого плохого, положив листочки в «волшебный мешочек»
(Игра «Волшебный мешочек»)
Фея - А сейчас, когда мы избавились от всего плохого, что жило в нас, я думаю, самое время поблагодарить друг друга за прекрасный день. А сделаем это так: кто-то один выходит в центр класса, к нему подходит другой , пожимает руку и говорит : «Спасибо за приятный день». И так до тех пор, пока все друг друга не поблагодарят.
(Игра «Спасибо за приятный день»)
Фея - А сейчас я с помощью своей волшебной палочки превращаю вас опять в детей.
(Делает взмах палочкой, дети снимают шапочки докторов)
Педагог читает стихотворение П.Елфимова
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите законами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Педагог - А сейчас мы встанем в круг и завершим нашу встречу безмолвным троекратным рукопожатием и подарим друг другу улыбку. ( 9 слайд)
Используемая литература
1 В.А.Герасимова «Классный час играючи»
2.Журнал «Воспитание школьников»
3.Журнал «Проблемы школьного воспитания»
4. «Учи жить по-человечески» (из опыта работы Г. В. Утюкиной)
5.Л.М. Шипицина, О. В. Защиринская и др. «Азбука общения»
11