Сценарий родительского собрания в 8 классе по теме Как уберечь ребенка от насилия?

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сценарий родительского собрания в 8 классе по теме Как уберечь ребенка от насилия?

Родительское собрание

в 8 классе по теме

«Как уберечь ребёнка от насилия»



Сценарий родительского собрания

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Цель

1. Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.

2. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения:

Дискуссионный клуб

Вопросы для обсуждения:

- Статистика обсуждаемой проблемы.

- Анализ родителями ситуаций по проблеме собрания.

- Возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям.

Ход родительского собрания.

I. Вступительное слово учителя.

- Добрый вечер. Очередное родительское собрание в нашем классе с необычной темой «Как уберечь ребенка от насилия».
- Как вы думаете, что поможет вам решить столь сложную проблему? Правильно, ваша родительская любовь. Какими бы вы ни были родителями, вы всегда ответите утвердительно на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». «Люблю, понимаю, поддерживаю и помогаю» - а так ответят не все. Давайте сегодня вместе поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви в самых непредвиденных ситуациях.

Упражнение «Мяч». Предлагаю выполнить упражнение: вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Скажите, что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение.

Это упражнение - начало совместной, дружной работы над проблемой, заключенной в теме собрания («любить, помочь, предупредить, а не навредить). В работе будем использовать технологию кооперативного обучения. И начнем мы совместную работу с обсуждения предлагаемых мною правил :
1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.

II. Актуализация темы.

-Дорогие мои родители, я уверена, что большинство из вас, если не все присутствующие, могут назвать ваши отношения с детьми благополучными. Однако необходимо обратить внимание на то, что по статистике 68 % родителей подростков не находят взаимопонимания с детьми, а большая часть детей этой возрастной группы предпочитают проводить «детские праздники» без взрослых.

- Попробуем, не кривя душой, проанализировать ваши отношения с детьми, поразмышляем, в чем наших успехах и ошибках в их воспитании. По-моему самое время? Наши дети растут и меняются. Они уже подростки переходного возраста. Давайте остановимся и присмотримся к нашим с ними отношениям. Не намечается ли в них какой-нибудь трещины, которая со временем может сделать вас чужими, знаете ли вы обо всем, что тревожит наших детей, успеем ли мы вовремя им помочь справиться с возникающими проблемами.

II. Разбор предложенных ситуаций.

- Начать работу предлагаю с анализа реальных жизненных ситуаций. Каждая группа предлагает с возможные пути предупреждения возможных ситуаций.

Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Учитель руководит дискуссией родителей.

Ситуация 1.

Настроение ребёнка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые дворовые мальчишки забирают у него карманные деньги.

Решение.

Ситуация будет повторяться, даже если родители попробуют «разобраться» с взрослыми ребятами (обратятся в милицию, попытаются сами поговорить с хулиганам и т.п.). Не было бы хуже? Найдите время проводить своего ребенка до школы, в дороге общайтесь с ним на приятные темы. Запишите ребенка в секцию самообороны, зная об этом, старшие поостерегутся.

Ситуация 2.

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - ученик 8 класса резко изменился: начал проявлять агрессию по отношению к родителям и малышу. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, старший ответил: «Я в няньки не нанимался!». Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Решение.

Бытует мнение «Сначала в семье родится нянька, а потом лялька». Но кто сказал, что ваш старший ребенок хочет быть этой нянькой? Он должен помогать вам в уходе за малышом, а не подменять обязанности родителей. У подростка есть много других обязанностей, за выполнение которых вы с него спрашиваете (учеба, музыкальная или художественная школа, спортивные секции и т.п.). Кроме них, у подростка есть свое жизненное пространство - друзья, общение с близкими и т. п. Не лишайте его этого. Тогда он с большим желанием и пониманием будет вам помогать в уходе за малышом. Покажите ему важность этой помощи и не скупитесь на слова благодарности.

Ситуация 3.

Ребёнок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребёнком, и невольно укоряли его за это.

Решение.

Родители должны радоваться, что ребенок остался жив. Следует поддерживать и успокоить ребенка, окружить его любовью и заботой, показать его специалистам. Если мнение окружающих так важно для родителей, можно принять и более кардинальное решение - ради психологического равновесия и будущего ребенка поменять место жительства. Случившееся должно сплотить семью, иначе последствия трагедии могут быть куда более мрачными. Всегда помните «Время и любовь врачуют самые тяжелые раны».

Ситуация 4.

Ребёнка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в школе. Он отказывается идти в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время всё успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится ещё более изощрённым.

Решение.

Попробуйте разобраться в причине проблемы (заикание, неряшливый вид, черты характера ребенка и т.п.), попытайтесь поработать над проблемой. Если ребенка без особой видимой причины выбрали объектом насмешек, запишите его в секцию по самообороне. Его умение постоять за себя остановит многих насмешников.

Ситуация 5.

Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

Решение.

Учитесь слушать и чувствовать вашего ребенка. Вы лучше других знаете, когда он говорит правду, а когда нет. Ребенок имеет право на объяснение. Если вы его лишили этого права, то ищите виноватого в себе, наказывайте себя. Со временем ваш ребенок перестанет объяснять причины своих поступков, начнет игнорировать ваши требования.

Ситуация №6. В семье существует твердое мнение, что наказание должно быть справедливым и тогда совсем не важно, физическое оно или моральное.

Решение.
Вместо наказания используйте главный метод воспитания - УБЕЖДЕНИЕ. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями, ваш правильный пример поведения станет его самостоятельным выбором.

III. Насилие и его виды.

- В некоторых из разобранных ситуаций можно выделить признаки насилия над личностью ребенка.
- А как вы понимаете, что такое «насилие» и каким оно может быть?

Насилие - это действия, одного лица, причиняющие страдания или ущерб другому лицу.

Виды насилия:
1. Физическое - это избиение, пытки, удары, ранения, отравление и иные насильственные действия с применением физического ущерба.
2. Сексуальное - сексуальный контакт против воли партнера, сексуальное домогательство, попытка изнасилования, инцест, любые сексуальные действия или высказывания в отношении несовершеннолетних детей, принуждение смотреть, или повторять порнографические действия и т.п.
3. Психологическое - это действия, совершенные по отношению к ребенку, которые тормозят или вредят развитию его потенциальных способностей. Это словесные оскорбления, угрозы, унижение, запугивание применением физического насилия, игнорирование чувств, контролирование круга общения с друзьями или родственниками и др.
4. Эмоциональное - это неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка: нежелание эмоциональной близости с ребенком, неуважение его как личности, игнорирование его чувств, отсутствие одобрения, поддержки, помощи, равнодушие к эмоциональным нуждам ребенка, отказ в их удовлетворении. Эмоциональное насилие над ребенком - это любое действие взрослого, которое вызывает у ребенка эмоциональное напряжение, подвергающее опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
5. Пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, в одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
6. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи, другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей.

- Не кривя душой, определите каким видам насилия из перечисленных ваш ребенок подвергался в семье - эмоциональному, экономическому или психологическому? Если такое случалось, значит, пришло время серьезного анализа причин такого вашего поведения и работы над собой.

- А как определить, что ваш ребенок подвергся насилию, если произошло это не в семье?
Признаки насилия над ребенком:
1. Физические - синяки, царапины, ссадины, переломы, ожоги и прочие травмы; изменение физиологического состояния: головные боли, боли в желудке, головокружение, перепады давления, тошнота, рвота, потеря аппетита, потеря сна; нервные тики: кусание ногтей, постукивание пальцами, покачивание ногой, подергивание века, дрожь и т.д.
2. Поведенческие - резкое изменение в поведении ребенка (повышенная конфликтность, агрессивность, демонстративность или наоборот, усталость, избегание контактов, замкнутость, депрессивное состояние); тревожность, боязнь выходить на перемену, идти домой; изменения в одежде, внешнем виде; внезапный интерес к алкогольным, наркотическим и другим психотропным веществам.
3. Межличностные отношения - игнорирование, унижение, отвержение, публичные издевательства, оскорбление действиями или словами со стороны сверстников.

4. Снижение успеваемости - потеря интереса к учебе, расстройство памяти, внимания, несобранность, усталость, прогулы, ошибки в письменных работах, упоминание о смерти в устных высказываниях.

IV. Мифы и реальность о насилии над детьми.

- Насилие над детьми - это миф или реальность. Давайте разберемся.

Миф 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях.

Факт. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально - благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. (Беличева С. А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия //Вестник психо - социальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. -№ 2. - С. 60).

Миф 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу

Факт. Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности. (Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - С. 103)

Миф 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение.

Факт. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные - они выбирают для выражения своего гнева. (Хьелл, Я., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2000. - С. 422)

Миф 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей - редкость.

Факт. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения.

Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве. (Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2006. - С. 594).

Миф 5. В школе насилие невозможно.

Факт. К большому сожалению, возможно и наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

Физические недостатки. Детей с физическими недостатками - носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя - обижают гораздо чаще;

Особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;

Особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

Плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы.

Страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок со стороны одноклассников.

Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад.

Болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников.

Низкий интеллект и трудности в обучении. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом - насильственному поведению как варианту компенсации (Asher, Dodge, 1986). Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

V. Родительская дискуссия.

- Продолжим дискуссию по теме собрания.

Вопросы для родительской дискуссии.

1. Как Вы считаете, нужно ли сообщить в соответствующие органы, если Вам известен факт насилия над ребенком, например среди Ваших соседей, родственников, знакомых и т.д. (Любой взрослый обязан сообщить о насилие над ребенком).

2. Какие вы предпримите действия, если ребенок расскажет вам о насилии?

Рекомендации психологов.

1) Отнеситесь к этому серьезно.
2) Успокойте и поддержите ребенка. Например:
- Ты в этом не виноват(а).
- Ты правильно сделал(а), что сказал(а) мне о случившемся, бывают такие секреты, которые нельзя хранить.
- Мне надо сообщить сотруднику милиции случившемся.
3) Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
4) He давайте ребенку обещаний, которые Вы не сможете выполнить (например, «Если ты скажешь мне правду, с тем человеком ничего не сделают»).

VI. В завершение собрания.

- Большое спасибо вам, уважаемые родители, за активную работу на родительском собрании, за ваши искренние ответы.

- И всегда помните, чтобы в семье не было насилия и жестокости

Мама и папа должны любить своего ребенка,

Мама и папа должны любить друг друга.

-Постарайтесь там, где не хватает вашего терпения понять своего ребенка, где сложно понять - постарайтесь вытерпеть, и всегда принимайте его таким, каков он есть, всегда любите его всем сердцем.
- До свидания.

Список литературы:

1. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).
2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.
3. В.Н. Гуров. Социальная работа школы с семьей. Педагогическое общество России, Москва 2002.
4. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция»
5. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)
6. Конституция РФ.
7. Семейный кодекс РФ.

Памятка для родителей.

Уважаемые мамы и папы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

- Выучите с ребёнком номера телефонов служб спасения в трудной жизненной ситуации.

- Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

- Учите его вечером рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте с ним вместе.

- Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

- Не иронизируйте, если ребёнок в какой-то ситуации оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите ему возможные пути решения возникшей проблемы.

- Если проблемы связаны с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его результатами.

- Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызывают у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.

- Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство ребёнка, предупреждая его вопросы заранее, а не после того, как он получил информацию из третьих рук.

- Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства усвоил то, что ему разрешается и то, на что налагается абсолютный запрет.

- Учите ребёнка предполагать последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…

- Если ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.

- Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

- Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.

- Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует комплекс «белой вороны».

- Дайте возможность своему ребёнку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

- Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.

- Постарайтесь переключить внимание ребёнка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

- Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешёнными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребёнка.

- Не идите на компромиссы со своей совестью, если это касается чужой жизни, даже если это ваш ребёнок. Спустя годы ваш компромисс может обернуться против вас.

13


© 2010-2022