- Преподавателю
- Классному руководителю
- Памятка для родителей и педагогов по профилактике суицида
Памятка для родителей и педагогов по профилактике суицида
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Бойко К.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Памятка для педагогов и родителей
Профилактика суицидального поведения подростков
1. Понятийный аппарат:
Суицид - психологическое явление-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.
Суицидальное поведение - любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Внутренние формы суицидального поведения - суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Внешние формы суицидального поведения - суицидальные попытки и завершенные суициды.
Суицидальная попытка-целеноправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Хроническое суицидальное поведение - само разрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Психологический смысл Суицида
Чаще всего заключается в отреагировани и аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.
Суицид
Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
2. Типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение.
При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
Аффективное суицидальное поведение.
При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.
Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.
3. Признаками эмоциональных нарушений:
-
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
-
частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
-
необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
-
постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
-
ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
-
уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
-
нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
-
погруженность в размышления о смерти
-
отсутствие планов на будущее
-
внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Внешний вид и поведение
Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Анемия. Тихий монотонный голос. Замедленная речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь. Патетические интонации. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия. Двигательное возбуждение.
Эмоциональные нарушения
Скука. Грусть. Уныние. Угнетенность. Мрачная угрюмость. Злобность. Раздражительность. Ворчливость. Брюзжание. Неприязненное, враждебное отношение к окружающим. Чувство ненависти к благополучию окружающих. Чувство физического недовольства. Безразличное отношение к себе, окружающим. Чувство бесчувствия. Тревога беспредметная (немотивированная). Тревога предметная (мотивированная). Ожидание непоправимой беды. Страх немотивированный .Страх мотивированный. Тоска как постоянный фон настроения. Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности. Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
Психические заболевание
Депрессия, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения.
Оценка собственной жизни
Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.
Оценка собственной жизни
Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.
Взаимодействие с окружающим
Нелюдимость, избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью. Склонность к нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения
Слезливость. Расширение зрачков. Сухость во рту ("симптомы сухого языка"). Тахикардия. Повышенное АД. Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха. Ощущение комка в горле. Головные боли. Бессонница. Повышенная сонливость. Нарушение ритма сна. Отсутствие чувства сна. Чувство физической тяжести, душевной боли в груди. То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе). Запоры. Снижение веса тела. Повышение веса тела. Снижение аппетита. Пища ощущается безвкусной. Снижение либидо. Нарушение менструального цикла (задержка).
Динамика состояния в течение суток
Улучшения состояния к вечеру. Ухудшение состояния к вечеру
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
-
Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
-
Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
-
Много шутить на тему самоубийства.
-
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
-
Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
-
Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
в еде - есть слишком мало или слишком много;
во сне - спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде - стать неряшливым;
в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
-
Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
-
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
-
Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
-
Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
-
Предпринимал раньше попытки суицида.
-
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось ком-то из друзей, знакомых или членов семьи.
-
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
-
Слишком критично настроен по отношению к себе.
-
Основные мотивы суицидально поведения у подростков:
-
Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
-
Переживание обиды, одиночества, непонимания;
-
Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
-
Чувство мести, злобы, протеста;
-
Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
-
Страх наказания;
-
Избежание трудных ситуаций;
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
-
К группе риска относят:
-
Трудных подростков. В их среде остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения, а употребление алкоголя и наркотиков повышают вероятность внезапных импульсов.
-
Наследственные суициды. Дети из такой семьи могут пойти по жизненному сценарию своих близких;
-
Дети - инвалиды, страдающие от своей физической неполноценности;
-
Дети, с низкой самооценкой, обидчивые, легко впадающие в депрессивные состояния.
Рекомендации педагогам и родителям:
Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:
-
Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
-
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
-
Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
-
Напоминание о значимых для него людях.
-
Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра - «Да».
-
Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
-
Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
-
Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
-
Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)
Рекомендации педагогам, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:
-
Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка;
-
Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы;
-
Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них;
-
Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей;
-
Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников;
-
Постарайтесь вызвать интерес и привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;
-
При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны;
-
Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков - помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям;
-
Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку;
-
Устраивайте по возможности классные вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика роль вашего незаменимого помощника.
Рекомендации родителям:
-
Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
-
Позвольте ребенку участвовать в распределили средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
-
Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
-
Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом акцент на мысли: «Я - не просто родитель, я - твой друг».
-
Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:
-
помогите выбрать телепрограмму по интересам;
-
читайте и обсуждайте, журналы, статьи из газет;
-
ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;
Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
-
Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
-
Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице… Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.
-
Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:
-
не критикуйте его недостатки;
-
не упрекайте, не обвиняйте его;
-
не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
-
не шантажируйте друг друга властью над ребенком.
Рекомендуемая литература:
-
Анцпов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология, - М., 1999..
-
Бердяев Н. О самоубийстве. - М., 1992.
-
Врона Е. Несчастливые дети - трудные родители. - М., 1997.
-
Игумнова С.И. Клиническая психотерапия детей и подростков. - Мн., 1999.
-
Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998.
-
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М., 2000.
-
Снайдер Ди. Курс выживания для подростов. - М., 1995.