- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на родительском собрании на тему Причины и последствия детской агрессии
Выступление на родительском собрании на тему Причины и последствия детской агрессии
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гараева Г.Г. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Причины и последствия детской агрессии.
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Цель: профилактика детской агрессии.
Задачи:
-
обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
-
формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.
Вопросы для обсуждения:
-
причины детской агрессии;
-
профилактика детской агрессии;
-
пути преодоления детской агрессии.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось
бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот
разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом
агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду
агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию
проявляют не толь подростки и взрослые, как принято считать.
Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться
с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы
попытаемся сегодня ответить.
2. Обсуждение анкет учащихся
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники
анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если
родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего
ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь
в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять
те качества, которые подчёркивают родители в нём.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества
своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы
уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён,
и можно продолжать повторять делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и
чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по
отношению друг к другу, грубость, хамство ежедневного общения,
унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге
плохое и подчёркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой
ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении
агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного
поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный
по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от
своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую
очередь требовательный к себе родитель способен анализировать
методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность - это
не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна
быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что
родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные
требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки.
Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня "лёгкие" уроки, можно в школу не идти, я
напишу учителю записку, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку
учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной.
Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами,
с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое
и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого
покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет
выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше
выражать в увлекательной форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности
к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только
в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей
друг к другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку
лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет,
это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.
3.Причины и виды агрессии.
Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек).
Причины:
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Агрессивность как средство психологической защиты ( самая распостраненная ) Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.
3. Различные нарушения семейного воспитания.
-
Алкоголизм родителей.
-
Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
-
Неуважение к личности ребенка.
-
Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
-
Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
-
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.
Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).
5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.
Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.
6. Запрет на физическую активность.
Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.
7. Отказ в праве на личную свободу.
Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.
8. Подсознательное ожидание страха.
Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.
9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.
Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.
10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.
Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).
11. Недовольство собой.
При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
12. Повышенная раздражительность.
13. Чувство вины.
4. Профилактика агрессивного поведения. (советы психолога)
-
Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
-
Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
-
Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
-
Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
-
Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
-
Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
-
Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
-
Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.
-
Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
-
Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.
Методы для выражения подавленного гнева:
-
Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
-
Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
-
Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
-
Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
-
Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:
-
обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
-
обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
-
следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
-
быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
-
поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет
5. Подведение итогов.
Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Анкета для учеников
Чаще всего я радуюсь, когда .
Чаще всего я смеюсь, когда .
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .
Чаще всего я плачу, когда .
Чаще всего я злюсь, когда .
Чаще всего я обижаюсь, когда .
Мне хорошо, когда меня .
Мне плохо, когда меня.
Тест для учеников
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Вы пишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.
Я - добрый
Я - злой
Я - терпеливый
Я - нетерпеливый
Я - упрямый
Я - безразличный
Я - хороший друг
Я - умный
Я - помощник
Я - обидчивый
Анкета для родителей
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо от метить те качества, которые у ребенка наиболее выражены их по степени выраженности в поведении ребенка:
-
Доброта
-
Сочувствие
-
Покладистость
-
Терпение
-
Сопереживание
-
Безразличие
-
Упрямство
-
Агрессивность
-
Нетерпимость
-
Эгоизм