Рабочая программа Воспитание и развитие личности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа Воспитание и развитие личности


Мурзиной Галины Георгиевны,

воспитателя семьи № 2,

I квалификационной категории

ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом».





Год обучения: 2015-2016

Возраст детей: 10 - 16 лет













1. Пояснительная записка.

Автор-составитель программы: Мурзина Галина Георгиевна, воспитатель семьи

№ 2 ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом».

Программа разработана на основе базисного плана детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2014-2015.

В программу входят:

1. Пояснительная записка

2. Направления в содержании воспитательной деятельности

3. Ожидаемые результаты


Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество.

С.Н. Рубинштейн

В настоящее время в России на фоне глубоких социальных, демографических изменений (падение нравственных устоев, изменение отношения к детям вплоть до отказа от воспитания, оставив их на самовыживание, и приобретение ими всех негативных проявлений, встречающихся на их самостоятельном жизненном поприще) чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества - трудно решаемая проблема.

Теплота материнской заботы, любовь и внимание - непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру. У детей, поступивших в детский дом и лишённых материнской ласки в семье, наблюдается определённый стиль поведения и развития: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Эти признаки мы можем наблюдать на примере детей своей семьи. Внутри семьи № 3 воспитанники иногда жестоко обращаются друг с другом, обижают младших, грубят взрослым - такое поведение формируется по многим причинам, прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительской любви.

Нужно отметить, что полноценные, эмоционально насыщенные контакты у воспитанников детского дома отсутствуют и по отношению к их родным братьям и сестрам, родственникам, даже родителям. Анализ наблюдений за воспитанниками показывает, что между ними родственная привязанность очень слаба, в процессе общения их отношения находятся на низком уровне. Они не заботятся друг о друге, не проявляют доброжелательности и заинтересованности, по сути они чужие люди.

Поэтому в работе с воспитанниками детского дома необходимы личностно-ориентированный, индивидуальный подходы, педагогика сотрудничества и взаимопонимания между воспитуемым и воспитателем. Воспитатель должен выступать в роли реабилитатора, консультанта, модератора в своей профессиональной деятельности.

Задача воспитателя-реабилитатора - возвратить ребенку веру в себя и свои силы, воспитать в нем чувство полноценности, помочь максимально реализовать свой физический и духовный потенциал; задача воспитателя-консультанта - провести консультацию с воспитуемым о проблемах в школе, межличностных взаимоотношениях с сверстниками и учителями, помочь советами и рекомендациями; задача воспитателя-модератора - увидеть личностный рост воспитуемого, оценивать потенциальные возможности воспитанников в сфере образовательной деятельности, творческой и коммуникативной компетентности.

Самое важное условие для здорового развития ребенка - его основополагающее доверие к миру и окружающим людям. А это возможно, если ребенок чувствует заинтересованность, доброе, теплое к нему отношение, поддержку со стороны тех, кто сохраняет сегодня его «тыл».

Основной задачей личностно-ориентированного подхода является развитие у ребенка положительного отношения к себе, другим людям, своей деятельности, окружающему миру. Эту задачу можно осуществить лишь в условиях социального взаимодействия, активной деятельности ребенка, где он, преодолевая определенные трудности, является соавтором совместной деятельности с воспитателем и переживает ситуацию успеха при решении проблемы.

Данные проблемы в семье послужили созданию собственной программы воспитания и развития личности.

Цель Программы:

- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, воспитать человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.

Задачи:

  1. содействовать формированию благоприятного, эмоционально - психологического и нравственного климата в семье;

  2. совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

  3. воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества;

  4. развивать познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень воспитанников в режиме самоподготовки, через развитие сети кружков, клубов по интересам, спортивных секций;

  5. создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, стремления к здоровому образу жизни

  6. формировать у воспитанников способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям.

Основные направления воспитательной деятельности в Программе:


  1. Здоровье

Цель: формирование мотивации детей к здоровому образу жизни, формирование представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретение навыков здорового образа жизни; воспитание интереса к вопросам здоровья, подведение к мысли, что самое главное в жизни - это здоровье, что именно они, дети, ответственны за состояние своего здоровья

  1. Развитие познавательной активности

Цель: Учить самостоятельно добывать научные знания, развивать интеллект, креативное мышление, творческие способности, повышать интерес к изучаемым предметам, событиям в стране и происходящим явлениям в современном мире


  1. Духовно-нравственное развитие

Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовно-нравственных ориентиров, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.


  1. Социализация и адаптация к дальнейшей жизни

Цель: формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, дать ребенку необходимые юридические знания и научить его уважать законы; раскрыть воспитанникам окружающий их предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, формирование у них экономических представлений и экономического сознания, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства.


3. Ожидаемые результаты.


1.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

2.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности воспитуемых.

3.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.

4.Снижение заболеваемости среди воспитанников.

5. Формирование познавательного интереса, открытия нового в приобретении знаний.

6. Формирование осознания духовно-нравственных ориентиров и общечеловеческих ценностей.

7. Повышение обученности воспитанников.

Исходя из целей и задач Программы, должна быть спроектирована модель будущего выпускника детского дома, который способен адаптироваться к условиям современной жизни, быть законопослушным гражданином и нести личную ответственность за свою жизнь.

Модель выпускника детского дома

Выпускник

детского дома

должен быть:

Цели

Средства достижения

Здоров,

Сохранение и укрепление здоровья

  • · Закаливание, профилактические мед. мероприятия,

  • · Соблюдение СанПиНов,

  • · Здоровьеохранительный режим жизнедеятельности в д/доме.

Лечение имеющихся заболеваний

  • Регулярные осмотры воспитанников педиатром, стоматологом и психоневрологом д/дома;

Воспитание привычки к здоровому образу жизни

  • · Положительный пример воспитателей детского дома;

  • · Тематические воспитательские часы;

  • · Работа по профилактике наркомании и других видов зависимости Детского дома;

Образован,

Овладение знаниями, умениями и навыками, соответствующими образовательным стандартам.

  • Система дошкольного коррекционно-развивающего обучения в Д/доме;

  • Обучение воспитанников в общеобразовательных школах района;

Интеллектуальное развитие

  • Развитие памяти, внимания, мышления, познавательной активности воспитанников на занятиях с воспитателем, логопедом, психологом Д/дома;

Нравственная воспитанность, этикет

  • · Положительный пример педагогов детского дома;

  • · Тематические воспитательские часы;

Воспитан,

Патриотизм и гражданственность

  • · Воспитание любви к Родине на всех занятиях; на праздниках, посвященных дням воинской славы России;

  • · Детское самоуправление.

Коммуникативная культура

  • Коррекция и развитие навыков общения педагогами и психологом детского дома на индивидуальных и групповых занятиях

Социализирован















Духовно развит

Социально-бытовая ориентация

  • · Приближение условий проживания воспитанников в групповом помещении к жизни в домашних условиях;

  • · Трудовое воспитание (хозяйственно-бытовой труд, работа на пришкольном участке, субботники и пр.);

Правовая грамотность

  • · Изучение основных законодательных документов и правовых актов на занятиях по социально-правовой ориентации;

  • · Закрепление правовых знаний при выполнении практических заданий по реализации прав и обязанностей.

  • · Консультативная и практическая помощь выпускникам Д/дома по правовым вопросам.

Профессиональное самоопределение

  • Профориентация воспитанников;

  • Выявление профессиональных предпочтений выпускников (анкетирование, диагностические методики, деловая игра)

Усвоение модели благополучной семьи

  • Воспитательные беседы

Развитие творческих способностей

Формирование чувства прекрасного

  • Участие воспитанников в различных конкурсах детского творчества.

  • · Посещение воспитанниками музеев, выставок, концертов, спектаклей, экскурсий и пр.;



© 2010-2022