- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа Воспитание и развитие личности
Рабочая программа Воспитание и развитие личности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мурзина Г.Г. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мурзиной Галины Георгиевны,
воспитателя семьи № 2,
I квалификационной категории
ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом».
Год обучения: 2015-2016
Возраст детей: 10 - 16 лет
1. Пояснительная записка.
Автор-составитель программы: Мурзина Галина Георгиевна, воспитатель семьи
№ 2 ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом».
Программа разработана на основе базисного плана детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2014-2015.
В программу входят:
1. Пояснительная записка
2. Направления в содержании воспитательной деятельности
3. Ожидаемые результаты
Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество.
С.Н. Рубинштейн
В настоящее время в России на фоне глубоких социальных, демографических изменений (падение нравственных устоев, изменение отношения к детям вплоть до отказа от воспитания, оставив их на самовыживание, и приобретение ими всех негативных проявлений, встречающихся на их самостоятельном жизненном поприще) чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества - трудно решаемая проблема.
Теплота материнской заботы, любовь и внимание - непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру. У детей, поступивших в детский дом и лишённых материнской ласки в семье, наблюдается определённый стиль поведения и развития: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Эти признаки мы можем наблюдать на примере детей своей семьи. Внутри семьи № 3 воспитанники иногда жестоко обращаются друг с другом, обижают младших, грубят взрослым - такое поведение формируется по многим причинам, прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительской любви.
Нужно отметить, что полноценные, эмоционально насыщенные контакты у воспитанников детского дома отсутствуют и по отношению к их родным братьям и сестрам, родственникам, даже родителям. Анализ наблюдений за воспитанниками показывает, что между ними родственная привязанность очень слаба, в процессе общения их отношения находятся на низком уровне. Они не заботятся друг о друге, не проявляют доброжелательности и заинтересованности, по сути они чужие люди.
Поэтому в работе с воспитанниками детского дома необходимы личностно-ориентированный, индивидуальный подходы, педагогика сотрудничества и взаимопонимания между воспитуемым и воспитателем. Воспитатель должен выступать в роли реабилитатора, консультанта, модератора в своей профессиональной деятельности.
Задача воспитателя-реабилитатора - возвратить ребенку веру в себя и свои силы, воспитать в нем чувство полноценности, помочь максимально реализовать свой физический и духовный потенциал; задача воспитателя-консультанта - провести консультацию с воспитуемым о проблемах в школе, межличностных взаимоотношениях с сверстниками и учителями, помочь советами и рекомендациями; задача воспитателя-модератора - увидеть личностный рост воспитуемого, оценивать потенциальные возможности воспитанников в сфере образовательной деятельности, творческой и коммуникативной компетентности.
Самое важное условие для здорового развития ребенка - его основополагающее доверие к миру и окружающим людям. А это возможно, если ребенок чувствует заинтересованность, доброе, теплое к нему отношение, поддержку со стороны тех, кто сохраняет сегодня его «тыл».
Основной задачей личностно-ориентированного подхода является развитие у ребенка положительного отношения к себе, другим людям, своей деятельности, окружающему миру. Эту задачу можно осуществить лишь в условиях социального взаимодействия, активной деятельности ребенка, где он, преодолевая определенные трудности, является соавтором совместной деятельности с воспитателем и переживает ситуацию успеха при решении проблемы.
Данные проблемы в семье послужили созданию собственной программы воспитания и развития личности.
Цель Программы:
- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, воспитать человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.
Задачи:
-
содействовать формированию благоприятного, эмоционально - психологического и нравственного климата в семье;
-
совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
-
воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества;
-
развивать познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень воспитанников в режиме самоподготовки, через развитие сети кружков, клубов по интересам, спортивных секций;
-
создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, стремления к здоровому образу жизни
-
формировать у воспитанников способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям.
Основные направления воспитательной деятельности в Программе:
-
Здоровье
Цель: формирование мотивации детей к здоровому образу жизни, формирование представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретение навыков здорового образа жизни; воспитание интереса к вопросам здоровья, подведение к мысли, что самое главное в жизни - это здоровье, что именно они, дети, ответственны за состояние своего здоровья
-
Развитие познавательной активности
Цель: Учить самостоятельно добывать научные знания, развивать интеллект, креативное мышление, творческие способности, повышать интерес к изучаемым предметам, событиям в стране и происходящим явлениям в современном мире
-
Духовно-нравственное развитие
Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовно-нравственных ориентиров, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
-
Социализация и адаптация к дальнейшей жизни
Цель: формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, дать ребенку необходимые юридические знания и научить его уважать законы; раскрыть воспитанникам окружающий их предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, формирование у них экономических представлений и экономического сознания, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства.
3. Ожидаемые результаты.
1.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
2.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности воспитуемых.
3.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
4.Снижение заболеваемости среди воспитанников.
5. Формирование познавательного интереса, открытия нового в приобретении знаний.
6. Формирование осознания духовно-нравственных ориентиров и общечеловеческих ценностей.
7. Повышение обученности воспитанников.
Исходя из целей и задач Программы, должна быть спроектирована модель будущего выпускника детского дома, который способен адаптироваться к условиям современной жизни, быть законопослушным гражданином и нести личную ответственность за свою жизнь.
Модель выпускника детского дома
Выпускник
детского дома
должен быть:
Цели
Средства достижения
Здоров,
Сохранение и укрепление здоровья
-
· Закаливание, профилактические мед. мероприятия,
-
· Соблюдение СанПиНов,
-
· Здоровьеохранительный режим жизнедеятельности в д/доме.
Лечение имеющихся заболеваний
-
Регулярные осмотры воспитанников педиатром, стоматологом и психоневрологом д/дома;
Воспитание привычки к здоровому образу жизни
-
· Положительный пример воспитателей детского дома;
-
· Тематические воспитательские часы;
-
· Работа по профилактике наркомании и других видов зависимости Детского дома;
Образован,
Овладение знаниями, умениями и навыками, соответствующими образовательным стандартам.
-
Система дошкольного коррекционно-развивающего обучения в Д/доме;
-
Обучение воспитанников в общеобразовательных школах района;
Интеллектуальное развитие
-
Развитие памяти, внимания, мышления, познавательной активности воспитанников на занятиях с воспитателем, логопедом, психологом Д/дома;
Нравственная воспитанность, этикет
-
· Положительный пример педагогов детского дома;
-
· Тематические воспитательские часы;
Воспитан,
Патриотизм и гражданственность
-
· Воспитание любви к Родине на всех занятиях; на праздниках, посвященных дням воинской славы России;
-
· Детское самоуправление.
Коммуникативная культура
-
Коррекция и развитие навыков общения педагогами и психологом детского дома на индивидуальных и групповых занятиях
Социализирован
Духовно развит
Социально-бытовая ориентация
-
· Приближение условий проживания воспитанников в групповом помещении к жизни в домашних условиях;
-
· Трудовое воспитание (хозяйственно-бытовой труд, работа на пришкольном участке, субботники и пр.);
Правовая грамотность
-
· Изучение основных законодательных документов и правовых актов на занятиях по социально-правовой ориентации;
-
· Закрепление правовых знаний при выполнении практических заданий по реализации прав и обязанностей.
-
· Консультативная и практическая помощь выпускникам Д/дома по правовым вопросам.
Профессиональное самоопределение
-
Профориентация воспитанников;
-
Выявление профессиональных предпочтений выпускников (анкетирование, диагностические методики, деловая игра)
Усвоение модели благополучной семьи
-
Воспитательные беседы
Развитие творческих способностей
Формирование чувства прекрасного
-
Участие воспитанников в различных конкурсах детского творчества.
-
· Посещение воспитанниками музеев, выставок, концертов, спектаклей, экскурсий и пр.;