Классный час «Путешествие к мудрой книге»

Данный классный час знакомит детей с историей создания книги. Дети побывали на экскурсии в библиотеке, во время которой дети получили много новой информации о книгах.Ребята с интересом рассматривали иллюстрации  первых рукописных книг. Расширили свои знания о создании книг, полученных на уроках познания мира. Ребята узнали о том, почему в старину книги стоили очень дорого и люди ценили их. Классный час воспитывает у учащихся чувство прекрасного, прививает интерес к чтению, учит бережно относитьс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: « Путешествие к мудрой книге»

Цель: развитие познавательного интереса учащихся, привитие любви к чтению, воспитание бережного отношения к книге.

Оборудование: иллюстрации древних рукописных книг, закладки для книг, памятки, образцы различных видов бумаги.

Ход классного часа

1. Организация класса

Тему нашего классного часа вы узнаете, разгадав загадку.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Совершенно верно. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к мудрой книге. А отправимся в путешествие мы на необычном транспорте. Его прислала нам мудрая сова. Это -ковёр-самолёт.

Ребята, давайте вспомним, герои какой сказки передвигались на ковре-самолёте? (Старик Хоттабыч и Волька)

Сейчас мы с вами отправимся в полёт. А первой нашей остановкой будет «Книжкин дом»

Ребята, как вы думаете, где мы сейчас приземлимся?

Молодцы! Сейчас мы с вами побываем в библиотеке.

1-й ученик

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись -
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг...

2-й ученик

Я книги выбираю с наслажденьем -
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая - как будто человек.

3-й ученик

-Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой - все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.
На Севере могу я побывать

И в тропиках - там, где растут бананы.
Какая радость - открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Ребят встречает «Книга» (школьный библиотекарь)

Книга:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Со многими из вас я уже знакома, вы часто приходите ко мне в гости, чтобы познакомиться с интересной книгой.

А знаете ли вы, какой была прабабушка нашей книжки?

Тогда сейчас мы с вами вернёмся на ковре-самолёте на много тысяч лет назад...

(Звучит фонограмма: шум ветра)

В отличие от других древних народов, шумеры очень любили записывать свои мысли. Записи они делали на глиняной дощечке с помощью острой палочки, а научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они тоже прославились своей письменностью.

Наряду с папирусом был распространён материал. Сделанный из шкур молодых животных. В древнем Пергаме в III веке до н.э.(государство на полуострове Малая Азия, современная Сирия) и придуман был этот материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию местности, где был изобретён.

А ассирийцы придумали книги-плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев-Ниневию.

Ни деревянные планки, ни листья, ни кожа, ни ткани, ни папирус не были, конечно, тем писчим материалом, который отвечал бы всем необходимым требованиям. Некоторые из них были дешевы, общедоступны, и этим почти полностью исчерпывались все их преимущества. О камне и металле говорить не приходится. Пергамент же, как известно, был слишком дорог: для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. А книг требовались тысячи. Но человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для нее. Им стала бумага.

Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Долгое время книги были рукописными. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

В средние века книги неспешно и тщательно переписывали в монастырях, копируя буквы и рисунки. Современный способ книгопечатания изобрел в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы - их называют шрифтом. Первая русская печатная книга- "Апостол" - была выпущена 1 марта 1564 года Иваном Фёдоровым.

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какое множество людей приложило свой труд к её созданию: писатели, художники, учёные, наборщики, печатники, переплётчики. И ещё многие другие люди создают книги в типографиях. И главным остаётся труд людей.

Учитель: Спасибо тебе, книга, за этот очень интересный рассказ.

А мы с ребятами на ковре - самолёте отправляемся дальше.

Как же делают бумагу в наши дни?

Бумагу производят на бумажных фабриках.

Классный час «Путешествие к мудрой книге»
Бумажная фабрика

Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Их сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту. Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков.

Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

А знаете ли вы...

Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.

А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.

Учитель: Вот и пришло время нам отправляться в обратный путь.

Дорогие ребята, я очень прошу вас не рвать книги, беречь их. Обязательно собирайте макулатуру, она поможет заменить лес, из которого изготовили бумагу. Чтобы сохранить одно взрослое дерево, надо собрать 60 кг макулатуры.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

На память о нашем классном часе я хочу вам подарить закладки для книг и памятки для работы с книгой.



Приложение № 1


ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ!


Классный час «Путешествие к мудрой книге»


Правила обращения с книгой


1. Книга не должна мокнуть - от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.
2. Идешь в библиотеку - положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
4. Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
7. Не разбрасывай книги - ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
8. С книгами обращайся аккуратно.


© 2010-2022