Классный час «Память о холокосте – путь к толерантности»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовлено

Учителем истории и обществознания

МБОУ ООШ №14 х. Прикубанского

муниципального образования Славянский район

Сабировой Светланой Александровной



Классный час по теме

«Память о холокосте - путь к толерантности».


Цель мероприятия: формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; ознакомление с понятиями "толерантность", «Холокост»; развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе; формирование патриотизма, гражданственности.

Класс заранее был поделен на 5 групп. Каждая группа готовила выступление по следующим темам:

  1. Понятие «Холокост», причины Холокоста.

  2. Положение евреев в Германии в 1933-1939гг.

  3. «Лагеря смерти».

  4. Гетто.

  5. Конец войны.









«Память о Холокосте необходима,

чтобы наши дети никогда не были жертвами,

палачами или равнодушными наблюдателями»

И. Бауэр


Учитель: Здравствуйте! Не случайно эпиграфом к нашему классному часу стали слова известного израильского историка. А как вы понимаете это высказывание? Кто из вас знаком с понятием «толерантность»? (выслушиваются ответы детей)

В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность - это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства». В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности.

Ученик: Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

Выступление 1 группы

Термин «Холокост» можно часто услышать с экранов телевизоров. Он связан с массовым истреблением нацистами представителей еврейской нации в годы Второй мировой войны, хотя само слово появилось задолго до этого.
Холокост - преследование и истребление еврейского народа фашистской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны. В более широком понимании, холокостом называют массовое уничтожение неугодных Третьему Рейху представителей социальных и этнических групп.
Причины Холокоста... Их можно назвать, обосновав предпосылки. Но ни одна из этих причин, да и все вместе взятые, никогда не смогут ни оправдать, ни объяснять то, почему стало возможным произошедшее. Почему случилась Катастрофа. Почему так называемая «культурная нация» спокойно и размеренно уничтожила 6 миллионов человек. Для человечества это навсегда останется за пределами понимания.

Расистская идеология фашизма предполагала превосходство арийской расы над всеми остальными народами. Славян, например, предполагалось частично сохранить и сделать слугами «сверхчеловеков». Еврейской нации в этом мире места не было предусмотрено. Внутренняя и внешняя политика нацистской Германии во многом определялась личной позицией главы государства - Адольфа Гитлера - по отношению к национальному вопросу. Многие нации признавались неполноценными согласно нацистской доктрине, однако преследование евреев было особенно ожесточенным. Одной из причин была личная неприязнь Гитлера к этой нации.
Выступление 2-й группы

Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии - первого президента Израиля), «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну». В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции.

Выступление 3-й группы

Механизмом осуществления Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других.

Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников. Настоящей «фабрикой смерти» был лагерь Освенцим (Польша, Верхняя Силезия, в 55км от Кракова). Среди узников лагеря были представители 29 национальностей. По разным подсчетам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, примерно 90% из них были евреями. Среди всех народов, обреченных нацистами на геноцид, евреи были объявлены фашистами главным врагом и, по их планам, этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов).

27 января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста - геноцида 6 миллионов европейских евреев. Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом.

Ученик:

У меня стоит перед глазами
Девочка, сожженная трёх лет,
У меня стоит перед глазами
Девочка, в живых которой нет.

Вот она стоит перед фашистом,

Опустив ручонки и закрыв глаза,

Не увидев больше маму,

Мама больше так и не пришла.
Грустные, печальные глазенки,
На ресницах светлая слеза,
Губки крепко сжаты у ребенка,
Не смеётся больше егоза.

У меня стоит перед глазами

Девочка, сожженная трёх лет,

У меня стоит перед глазами

Девочка, в живых которой нет.

Выступление 4-й группы: Гетто

С началом Второй мировой войны нацисты захватили страны и области с местами компактного проживания еврейского населения -Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию. В крупных городах (намного реже - в небольших городах) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 тысяч человек.

На территории СССР крупнейшими гетто были Львовское гетто (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минское гетто (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

До принятия решения о полном физическом уничтожении евреев немцы применяли следующую схему «решения еврейского вопроса»:

  • концентрация еврейского населения в крупных городских районах - гетто;

  • отделение их от нееврейского населения - сегрегация;

  • полное вытеснение евреев из всех сфер общественной жизни;

  • конфискация их имущества, вытеснение евреев из всех сфер экономической жизни и разорение;

  • доведение евреев до состояния, когда рабский физический труд станет единственной возможностью для выживания.

Учитель: Именно евреи стали жертвами нацистского эксперимента по разработке и реализации технологии уничтожения целого народа. Давайте посмотрим, как происходило переселение евреев в Польше в те самые, уже упомянутые гетто. Дети смотрят короткий отрывок из фильма «Тяжёлый песок» (сцена переселения евреев в гетто). Затем ученики отвечают на вопросы:

  • Что вы думаете о жизни евреев в гетто?

  • Зачем евреев обязывали носить опознавательные знаки?

  • Как вы думаете, благодаря чему люди могли выжить в условиях гетто?

Ученик

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!

Совсем недавно он смеялся звонко -

Теперь же в небесах лишь след его парит.

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Выступление 5-й группы:

По мнению некоторых исследователей, программа истребления евреев в 1943-1945гг. (до капитуляции Германии в мае 1945 г.) была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943-1944 гг. сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению». В 1943 г. Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. В определённый момент Гиммлер даже предложил освободить часть евреев в обмен на политические уступки (включая и возможность переговоров о заключении сепаратного мира с Западом) или за колоссальный выкуп.

На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для переговоров о мире, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто ещё оставался в живых. Штандартенфюрер СС Дитер Вислицени на Нюрнбергском процессе утверждал, что в конце февраля 1945 года Адольф Эйхман назвал ему число убитых евреев «около 5 млн человек».

Учитель: Давайте и мы почтим память погибших во Второй мировой войне минутой молчания (минута молчания).

А теперь ответьте на самый важный вопрос: был ли побежден Холокост? Согласно высказыванию М.Я. Гефтера, первого президента российского фонда «Холокост»: «Никогда не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда против всех». Дети отвечают на вопрос, учитель подводит их к выводу, что когда в стране, победившей фашизм, звучат нацистские лозунги, а преследования и оскорбления людей по национальному признаку (в том числе и русских в некоторых бывших советских республиках) становятся обыденным явлением, тема Холокоста звучит особенно актуально. А, следовательно, ужасы Второй мировой войны не должны повторяться.


© 2010-2022