Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов НАШИ ВСТРЕЧИ МИНУТНЫ, НАШИ ВСТРЕЧИ СЛУЧАЙНЫ…

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жилина Людмила Яковлевна

Методист, педагог-психолог

Муниципального автономного учреждения дополнительного образования

«Дворец детского творчества», Таганрог


«НАШИ ВСТРЕЧИ МИНУТНЫ, НАШИ ВСТРЕЧИ СЛУЧАЙНЫ…»

(Литературно-музыкальный салон, посвященный творчеству А.Вертинского)


Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы со школьниками 10-11 классов. Внеклассное мероприятие представляет собой литературно-музыкальный салон в форме театрализованного представления. Такая форма выбрана не случайно и призвана более эффективно реализовать образовательные, развивающие, воспитывающие и даже психотерапевтические функции в их органическом единстве.

Театр как синтезированный вид искусства, в сочетании музыкальных и поэтических произведений оказывает особое влияние на эмоциональное состояние зрителей. О роли драматического искусства в нравственном развитии писал еще Аристотель, который подчеркивал, что актеры (в данном случае школьники-старшеклассники, играющие на сцене), вызывают у зрителя дополнительные переживания, помогают появлению эмоционального контакта. Благодаря познавательной составляющей, имеющейся в каждой эмоции, человек получает удовольствие от произведений искусства. При восприятии пьесы зрители идентифицируют себя с ее героями, переживая вместе с ними их проблемы, страдая и радуясь вместе с ними. Собственные переживания сливаются с переживаниями героев и переносятся на них.

Данная методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие в школе-интернате санаторного типа г. Таганрога для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Представлен список используемой литературы, который можно предложить школьникам для самостоятельного изучения.

Мы надеемся, что данная методическая разработка поможет учителям, воспитателям образовательных учреждений интернатного типа, педагогам дополнительного образования организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.

Объект изучения: музыкальное искусство эстрады в контексте художественной культуры России.

Предмет: специфика музыкальных и внемузыкальных компонентов песен А. Вертинского.

Цель: выявление специфики и формирование целостного содержательного представления о феномене творчества А. Вертинского.

Задачи:

  1. На примере творчества А. Вертинского дать знания о музыкальной новелле как жанре эстрадного искусства в 20-х -50-х годах XX века.

  2. Изучить влияние ритмопластического имиджа и театрализованных форм А. Вертинского на музыкальную культуру России.

  3. Рассмотреть художественные темы, сюжетные ситуации к которым обращается автор.

  4. Формировать слушательскую музыкальную культуру как условие духовного развития старшеклассников.

  5. Развивать эмоционально-осознанное отношение к произведениям музыкального и литературного жанров, художественное восприятие и эстетический вкус.

  6. Посредством творческой деятельности создавать психолого-педагогические условия для развития и нравственного формирования личности школьников, раскрытия их потенциальных способностей.

Участники: учащиеся 10-11 классов, учителя, классные руководители.

Подготовительная работа: выбор ведущих; распределение ролей выступающих, репетиции; подготовка реквизита.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

На экране портрет Александра Николаевича Вертинского, рядом с ним подсвечник со свечой.

Оформление зала:

Афиши с надписями:

«Ариеттки Пьеро»,

«А. Вертинский. Печальные песенки»,

«В программе Петровского театра миниатюр»,

«А. Вертинский. У себя в мансарде».

На восточной стене - иконостас с иконами, аналой, лампада.

Действующие лица:

Ведущий первый.

Ведущий второй.

Вертинский Александр Николаевич.

Арцыбушева Мария Александровна.

Посол СССР в Китае.

Игуменья.

Чтецы.

Чтец первый.

Послушай, о как это было давно - Такое же море и то же вино...

Мне кажется, будто и музыка та же,

Послушай, послушай, мне кажется даже...

Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой!

Мы жили тогда на планете другой.

(«Над розовым морем», Г. Иванов).

Ведущий первый. Александр Николаевич Вертинский - поэт, композитор, исполнитель. Он - легенда для многих, ставшая действительностью.

Чтец второй. Подарив в Шанхае свою фотографию Вертинскому, Федор Шаляпин написал на ней: «Великому сказителю земли русской Александру от странника Федора». Слово «странник» в такой же степени подходит к самому Вертинскому. Ибо жизненный путь артиста от начала до конца проходил в скитаниях:

в детстве - знакомая улица, в отрочестве - родной город, в молодости - целая страна, в зрелости - весь мир.

И даже когда он. наконец, обрел гавань, которая так «необходима кораблям», то продолжал кочевую гастрольную жизнь, хотя был уже далеко не молод.

Смерть настигла его вне дома в ленинградской гостинице «Астория», и тело умершего совершило - будто по инерции прежнего земного бытия - еще один последний перегон по маршруту Ленинград-Москва, прежде, чем обрело окончательный покой на Новодевичьем кладбище.

(Звучит музыкальное вступление к песне А. Вертинского и В. Кривича «Наши встречи». Ведущий зажигает свечу у портрета А. Н. Вертинского).

Ведущий второй. Александр Николаевич Вертинский родился 21 марта 1889 года. Отец его, помимо адвокатской практики, занимался еще и журналистикой. Брак между отцом Вертинского и его матерью Евгенией Степановной Сколацкой оформлен не был, поскольку первая жена Николая Петровича развода супругу не дала. Сашеньку родной отец усыновил. Через три года после рождения сына Евгения Степановна, внезапно умирает. У Николая Петровича от тоски и переживаний развивается скоротечная чахотка и, спустя два года, в мир иной уходит и он. (Звучит песня «Ваши пальцы пахнут ладаном» в исполнении А. Вертинского).

Ведущий первый. Пятилетний Сашенька попадает в дом одной из своих тетушек, которая воспитанием мальчика не занималась. Подрастая, юный Вертинский был предоставлен самому себе. Судьба свела его с Марком Шагалом и Николаем Бердяевым. Такое окружение не могло не оказать на молодого человека благотворного влияния.

Ведущий второй. В эти годы Вертинский предпринимает первые попытки утвердиться на театральной сцене. К сожалению, все они кончаются крахом. Самое первое выступление Вертинского в еврейском клубе на Подоле с треском провалилось. Он намеревался исполнить романс «Жалобно стонет ветер осенний».

Вертинский. Я вышел. Поклонился, открыл рот и... спазм волнения перехватил мне дыхание. Я «заэкал, замэкал»... И ушел при деликатном, но гробовом молчании зала.

Ведущий первый. Дни проходили в веселой театрально-богемной суете, интересных знакомствах, увлечениях прекрасным полом, но все чаще Вертинского тревожил вопрос: «Что делать дальше?» Он хотел немедленного признания своих способностей.

Ведущий второй. Накопив двадцать пять рублей, Вертинский отправляется в Москву «за славой». Увы, и здесь его подстерегало разочарование. Никто почему-то не прельстился ни его длинной фигурой, ни звучной фамилией. Однажды, ожидая приятеля в сквере перед Театром миниатюр, он обратил на себя внимание хозяйки театра Марии Александровны Арцыбушевой.

Арцыбушева. Что вы шляетесь без дела, молодой человек? Шли бы лучше в актеры ко мне в театр.

Вертинский. Но я же не актер. Я ничего не умею.

Арцыбушева. Не умеете, так научитесь. В три часа мы садимся обедать. Борщ и котлеты у нас всегда найдутся. Вы можете обедать с нами.

Ведущий первый. Что же оставалось делать? Он согласился. Таким образом, его первым «жалованием» в театре были борщ и котлеты.

Чтец третий.

Вы стояли в театре в углу, за кулисами,

А за Вами, словами звеня,

Парикмахер, суфлер и актеры с актрисами

Потихоньку ругали меня.

Кто-то злобно шипел: «Молодой, да удаленький.

Вот кто за нос умеет водить».

И тогда Вы сказали: «Послушайте, маленький,

Можно мне Вас тихонько любить?»

Вот окончен концерт... Помню степь белоснежную,

На вокзале Ваш мягкий поклон.

В этот вечер Вы были особенно нежною,

Как лампадка у старых икон.

Ведущий второй. Шел 1914 год. «Уехать на фронт?» - мелькнула у Александра шальная мысль. С началом войны от Москвы до передовой курсировал санитарный поезд. В этом поезде началась новая жизнь Вертинского. Его записали в санитарную бригаду как «брата Пьеро». Раненые в поезде, узнав, что их молодой санитар из бывших актеров и знает много стихов, просили его почитать что-нибудь. Вертинский к этому времени выступал в эпизодических ролях, а вот перед зрителем лицом к лицу, когда нет спасительной рампы или оркестровой ямы, он робел. И тогда Александр Николаевич нашел простой, но гениальный ход: чтобы подавить смущение, он мазал лицо белилами, подводил глаза и облачался в большой халат с пришитыми помпонами. И только после этого выходил читать Мережковского, Тэффи, Анненского, Северянина, Блока.

(Звучит музыкальное вступление из песни «Я сегодня смеюсь над собой» А. Вертинского).

Вертинский (в костюме белого Пьеро).

Над черной слякотью дороги

Не поднимается туман.

Везут, покряхтывая, дроги

Мой полинялый балаган.

Лицо дневное Арлекина

Еще бледней, чем лик Пьеро.

И в угол прячет Коломбина

Лохмотья, сшитые пестро...

Тащитесь, траурные клячи!

Актеры, правьте ремесло,

Чтобы от истины ходячей

Всем стало больно и светло!

В тайник души проникла плесень,

Но надо плакать, петь, идти,

Чтоб в рай моих заморских песен

Открылись торные пути.

(«Балаган», А. Блок).

Ведущий первый. В репертуаре Вертинского целый цикл минорных песенок: «Минутка», «Маленький креольчик», «Попугай Флобер». Первое выступление и сразу же - оглушительный успех.

(Звучит песня «Попугай Флобер» в исполнении А. Вертинского. Слова и музыка А. Вертинского).

Ведущий второй. Последовали приглашения эстрадных театров.

1916 год. Вертинский уже всероссийская знаменитость. Гастроли в провинции. И везде - неизменный аншлаг.

(Звучит песня А. Вертинского и В. Кривича «Наши встречи»).

Чтец первый. 25 октября 1917 года. Петроград. Величайшее историческое событие. А в Москве газеты в этот день, наряду с прочим, печатают объявление о бенефисе Александра Вертинского. Специально для этого концерта он - заказывает новый костюм - Пьеро черный.

(Музыкальная пауза: «Я сегодня смеюсь над собой» (второй куплет) в исполнении А. Вертинского).

Ведущий первый. Революция открылась ему драматической стороной: расстрелами и далеко не театральной смертью людей. Под впечатлением гибели 300 московских юнкеров, на похоронах которых он присутствовал, Вертинский пишет романс «То, что я должен сказать».

(Звучит романс «То, что я должен сказать», исполнитель и автор - А. Вертинский).

Ведущий второй. Во второй половине ноября 1917 года А. Вертинский уезжает с гастролями на юг. Два года он выступает в Екатеринбурге, Одессе, Крыму. Последние его гастроли - в Севастополе. На рейде стоял пароход «Великий князь Александр Михайлович» Капитан его, грек, был знаком с Вертинским. Пароход Отходил в Константинополь. На нем уезжал обиженный Деникиным генерал Врангель со своей свитой. Ночью, встретив капитана в гостинице, Александр Николаевич попросил взять его с собой. Тот согласился. 14 ноября 1920 года. Эту дату принято считать началом эмиграции артиста.

Ведущий первый. Как только Вертинский ступил на чужую землю, он сразу понял, что совершил непоправимое. И на исходе лет он продолжал мучиться этой ошибкой молодости.

Вертинский. До сих пор не могу понять, откуда у меня набралось столько смелости, чтобы, не зная толком ни одного иностранного языка.., будучи капризным русским актером, неврастеником, совершенно не приспособленным к жизни, без всякого жизненного опыта, без денег и даже без веры в себя, так необдуманно покинуть Родину... Что меня толкнуло на это? Очевидно, это была простая глупость. Юношеская беспечность.

Ведущий второй. С 1923 по 1927 годы Александр Николаевич живет в Польше. В Сопоте он знакомится с симпатичной девушкой по имени Рахиль - капризной дочерью состоятельных родителей - и женится на ней. При регистрации брака невесту записали как Ирен Вертидис. Ей Вертинский посвятил свою известную песню «Пани Ирена».

(Звучит фрагмент песни «Пани Ирена»).

Ведущий первый. Семейная жизнь не сложилась. Супруги быстро разошлись, и пути их странным образом скрестились утке в Шанхае, когда встал вопрос о новом браке Вертинского.

(Музыкальная заставка. Фрагмент песни Р. Блох и А. Вертинского «Чужие города» в исполнении автора).

Ведущий второй. За время эмиграции Вертинский делает не одну попытку вернуться на Родину. Первый раз - в двадцатых годах в Польше. Затем через несколько лет в Берлине он обращается к советскому послу Войкову, наркомпросу Луначарскому, но оба раза из Москвы приходит отказ. Вертинский отчаивается и решает больше с подобными просьбами не обращаться.

(Музыкальная заставка: «Storm», в исполнении Ванессы Мэй /фрагмент/).

Ведущий первый. Судьба забрасывает артиста в Китай, где он остается на долгие восемь лет.

Чтец второй.

И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,

Оно - колокольчик фарфоровый в желтом Китае

На пагоде пестрой... висит и приветно звенит,

В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.

И тихая девушка в платье из красных шелков,

Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,

С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,

Внимательно слушая легкие, легкие звоны.

(«Я верил, я думал...» Н. Гумилев).

Ведущий второй. Поначалу, как и везде, - ошеломляющий успех. Двадцать концертов в Шанхае и все - с аншлагами. Но когда эйфория новизны спала, жизнь в Шанхае пошла по другой колее - ни дома, ни женской заботы. Ежедневные выступления, бессонные ночи.

Чтец третий:

Мадам, уже падают листья!

И осень в смертельном бреду!

Уже виноградные кисти

Желтеют в забытом саду!

Я жду вас, как сна голубого!

Я гибну в осеннем огне!

Когда же вы скажете слово,

Когда вы придете ко мне?

(«Мадам, уже падают листья», А. Вертинский).

(Звучит «Серенада» Брага).

Ведущий первый. Внешне как будто ничего не менялось в шанхайском бытие Вертинского, если не считать, что он по-настоящему влюбился. Случайные романы сменились сильным, чувством, которое он пронес через всю жизнь. В ту пору Александру Николаевичу шел 55-й год. Женившись на очаровательной двадцатилетней грузинке Лидии Циргаве, он словно решил поспорить не только с возрастом, но и с судьбой.

Чтец первый.

Капризная, упрямая,

Вы сотканы из роз.

Я старше Вас, дитя мое.

Стыжусь своих я слез.

Капризная, упрямая,

О, как я Вас люблю!

Последняя весна моя,

Я об одном молю:

«Уйдите, уйдите, уйдите...»

Вы шепчете таинственно:

«О, юноша седой!

Вы у меня единственный,

Один лишь Вы такой!»

И сказкой очарованный,

Я сам себя бужу,

И осенью окованный,

Я об одном молю:

«Не лгите, не лгите, не лгите...»

Вы светлая лучистая,

С улыбкой на устах.

И если правда чистая,

Святая в тех словах,

Отброшу все сомнения,

Прощу каприз я Вам,

И жизнь свою осеннюю

Вам с радостью отдам:

«Возьмите, возьмите, возьмите...»

(«Капризная, упрямая...», А. Вертинский).

Чтец второй.

Я так хочу, чтоб ты была со мною,

Чтобы я мог припасть к твоей груди

И в темноте услышать над собою:

«О жизнь моя! Постой! Не уходи!»

Не в силах я порвать очарованье.

Пускай грозит мне гибель впереди,

В душе одно твое признанье:

«О жизнь моя! Постой! Не уходи!»

Дай руку мне, смотри, не отрываясь,

Но этих грез печальных не буди.

Они одно твердят, твердят, ласкаясь:

«О жизнь моя! Постой! Не уходи!»

(«О жизнь моя...», А. Вертинский).

Ведущий второй. 19 марта 1937 года. Вертинский отправляет письмо неустановленному лицу.

Вертинский. Я удостоился великой чести - меня, единственного из всей эмиграции, Родина позвала к себе. Я не просился, не подавал никаких прошений, анкет и прочее. Я получил приглашение от ВЦИКа... Это приглашение было результатом просьбы комсомола! Ты поймешь мое волнение - дети моей Родины позвали меня к себе! Я разревелся в кабинете посла, когда меня вызвали в консульство и объявили об этом. Это Господь меня наградил за скитания и унижения в эмиграции и любовь к людям... Теперь в России я вижу свою миссию в том, чтобы рассказать там о страданиях эмиграции, помирить Родину с ней. И камни, летящие в меня, я принимаю с улыбкой. Я вижу сквозь время, я гляжу далеко вперед и верю в час, когда мы все вернемся.

(Звучит фрагмент из «Concerto Grosso» до мажор Вивальди).

Ведущий первый. Но наступил кровавый 1937 год, и «отец народов» уже начал разбираться с теми «детьми Родины», что позвали» Вертинского. Россию помирить с эмиграцией могла теперь только могила последней.

Ведущий второй. Апрель. 1942 год. Вертинский создает наполненное верой в Родину и желанием быть с ней рядом стихотворение «Наше горе».

Чтец третий.

Что мы можем? Слать врагу проклятья?

Из газет бессильно узнавать.

Как идут родные наши братья

За родную землю умирать?..

Что ж нам делать? Посылать подарки?

Песни многослезные слагать?

Или, как другие, злобно каркать?

Иль какого-то прощенья ждать?

Нет, ни ждать, ни плакать нам не надо.

Надо только думать день и ночь.

Как уйти из собственного ада.

Как и чем нам Родине помочь!

Ведущий первый. Как-то после концерта в Русском клубе» Вертинский разговорился с советским послом.

Посол. Александр Николаевич, вы не собираетесь возвращаться в СССР?

Вертинский. Я уже несколько раз «кланялся» и всегда получал отказ.

Посол. Скажите, Вертинский, у вас была мать?

Вертинский. Что за странный вопрос? Конечно.

Посол. А сколько раз вы могли бы поклониться своей родной матери?

Вертинский. Да сколько угодно.

Посол. Тогда кланяйтесь еще раз.

Ведущий второй. Март, 1943 год. Вертинский пишет письмо на имя заместителя Председателя Совнаркома Молотова.

Вертинский. Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович! Я знаю, какую большую смелость беру на себя, обращаясь к Вам в такой момент, когда наша Родина напрягает все свои силы в борьбе. Но я верю, что в Вашем сердце большого государственного человека найдется место всякому горю и. может быть, моему тоже. Двадцать лет (точнее 23 года) я живу без Родины. Эмиграция - большое и тяжелое наказание. Но всякому наказанию есть предел. Даже бессрочную каторгу иногда сокращают за скромное поведение и раскаяние. Под конец эта каторга становится невыносимой. Жить вдали от Родины теперь, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь - самое ужасное. ... Я прошу Вас позволить мне пожертвовать свои силы, которых у меня еще достаточно, и, если нужно, свою жизнь моей Родине. ...Разрешите мне вернуться домой. У меня жена и мать жены. Я не могу их бросить и потому прошу за троих.

  1. Я сам - Александр Вертинский.

  2. Жена моя - грузинка Лидия Владимировна, 20 лет.

  3. И мать ее. Лидия Павловна Циргава, 45 лет.

...Пустите нас домой. Заранее глубоко благодарю Вас. Надеюсь на Ваш ответ.

Ведущий второй. На этот раз просьба была удовлетворена.

(Звучит отрывок из Второго концерта для фортепьяно С. Рахманинова).

Вертинский. Все пальмы, все восходы, все закаты мира, всю экзотику далеких стран, все, что я видел, чем восхищался, я отдаю за один самый пасмурный, самый дождливый и заплаканный день у себя на Родине.

Ведущий первый. Ноябрь, 1943 год. Вертинский с женой, тещей и трехмесячной дочерью вернулся в Москву. Просматривая концертные планы Вертинского, трудно назвать город, в котором он не побывал хотя бы один раз. По приезде в СССР Вертинскому были высказаны претензии относительно его репертуара. «Прощальный ужин», например, был воспринят чиновниками от культуры как гимн измене. Но артист настоял на его исполнении.

(Звучит песня «Прощальный ужин». Музыка и слова А. Вертинского).

Ведущий второй. С неистовством юного фанатика погружается Вертинский в работу, давая до 25 концертов в месяц. И каждое его выступление - на уровне высокого актерского мастерства. В это время он создает новые песни: «Доченьки», «Дорогая пропажа», «Ворчливая песенка», «Памяти актрисы», «Последний бокал» и другие.

(Звучит песня «Доченьки» А. Вертинского).

Чтец третий. Точнее всего творчество Вертинского определяется словом медальон. Это его самая близкая формула. Еще бы! Медальон - это нежность. Медальон - это трогательность. В медальоне хранится локон волос, портрет любимой. Медальон - всегда воспоминание.

(Гаснет свет. Звучит «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Входит игуменья, подходит к иконостасу, зажигает лампаду, молится).

Чтец первый.

Хрупкая игуменья в полутемной нише,

Маленькая женщина с четками в руке.

В этой церкви сводчатой вы не стали выше

Даже в этой мантии, даже в клобуке...

Справа - посох траурный с голубым сапфиром,

Плачут свечи тонкие и звенят слова...

Маленькая женщина, вы порвали с миром,

Только память прошлого все еще жива...

И когда устанете вы следить за хором,

И когда утратите символ слов святых,

Вы покоя ищете утомленным взором

В юного угодника латах золотых.

Он похож... не правда ли? Только тот был выше...

Маленькую женщину поднимал шутя...

И, склонясь на посох свой, в полутемной нише

Хрупкая игуменья плачет, как дитя.

(«Игуменья», А. Вертинский).

(Игуменья уходит. Включается свет).

Ведущий первый. Постепенно годы брали свое и, хотя аншлаги еще продолжались и поседевшие «вертинистки» кричали «Браво», артист сознавал, что исполнение любимых песен так, как он пел 20 лет назад, уже невозможно. Вертинский деликатно выходил из положения, внося новые нюансы в трактовки старых песен: иронию, юмор. Публика принимала это.

Чтец четвертый.

Вас не трудно полюбить.

Нужно только храбрым быть.

Все сносить, не рваться в бой.

И не плакать над судьбой.

(ой, ой, ой...)

Надо розы приносить,

И всегда влюбленным быть.

Не грустить, не ревновать.

Улыбаться и вздыхать.

(ах, ах, ах...)

Надо Вас боготворить,

Ваши фильмы вслух хвалить

И смотреть по двадцать раз.

Как актер целует Вас,

(прижимая невзначай).

Попугая не дразнить,

С камеристкой в дружбе быть.

(Здравствуйте, Марья Семеновна).

Чистить щеточкой бужу,

И водить гулять Жужу

(пойдем, собачечка).

На ночь надо Вам попеть,

С поцелуями раздеть,

Притушить кругом огни.

Завтра съемки, ни-ни-ни.

(Вы что с ума сошли!)

Ожидая Вас, не спать,

В телефон не проверять.

Не совать свой нос в дела,

Приставая, где была?

(а вам какое дело?)

Ведущий первый. В 1957 году Александр Николаевич заканчивает свою книгу об эмигрантских странствиях «Четверть века без Родины» и приступает к воспоминаниям, названным им «Дорогой длинною...» - о своем детстве, безалаберной юности и первых шагах на артистической стезе. Мемуары не закончены. Последние 13 страниц написаны в его последний день - 21 мая 1957 года. Что было в этот день? Он посмотрел фильм «Дон-Кихот», где его жена играла роль герцогини. Наверное, просмотр его взволновал. Вечером он вернулся в «Асторию» и заказал себе в номер коньяк. Потом ему стало плохо... Нитроглицерина под рукой не оказалось... Пока администратор и аккомпаниатор бегали за лекарствами, все было кончено... Жизненный путь артиста завершился...

(Звучит романс Г. Свиридова из драмы А. С. Пушкина «Метель»).

Ведущий второй. На вечере памяти Вертинского Марианна Вертинская читала стихи своего отца. Стихи, которые не стали песнями.

Чтец первый.

Киев - Родина нежная,

Звучавшая мне во сне,

Юность моя мятежная,

Наконец ты вернулась ко мне!

Я готов целовать твои улицы,

Прижиматься к твоим площадям,

Я уже постарел, ссутулился,

Потерял уже счет годам...

А твои каштаны дремучие -

Паникадило весны -

Все цветут, как и прежде, могучие,

Берегут мои детские сны.

Я брожу по родному городу,

Как по кладбищу юных дней.

Каждый камень я помню смолоду,

Каждый куст вырастал при мне.

Здесь тогда торговали мороженым,

А направо была каланча!

Пожалей меня, Господи, Боже мой...

Догорает моя свеча.

(Чтец гасит свечу у портрета А. Н. Вертинского. Музыка постепенно затихает).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Блок А. Балаган. Электронный ресурс. Режим доступа: stihi-russkih-poetov.ru/poems/aleksandr-blok-balagan

  2. Вертинский А.Н. Избранное. - М: «Новатор», 1990.

  3. Вертинский А.Н. Четверть века без родины: Страницы минувшего rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4834403

  4. Гумилев Н. Я верил, я думал... Электронный ресурс. Режим доступа: goldpoetry.ru/gumilev/index.php?p=394

  5. Савченко. Б. А. Кумиры забытой эстрады. - М: «Знание», 1992, с.9-64


© 2010-2022