Педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ среди учащихся начальной школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая деятельность по формированию

ЗОЖ среди учащихся начальной школы.

Ребёнок пришёл в школу. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного процесса без учёта возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно- физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведёт к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.

Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильно построенным уроком.

Чтобы здоровье не ухудшалось, проводятся нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-викторины, уроки-экскурсии и др.

Во время уроков обязательно проводятся:

1) Общеразвивающие упражнения (для разных групп мышц).

2) Подвижные игры.

3) Танцевальные минутки.

4) Гимнастика для глаз.

5) Физкультурно-спортивные (бег, прыжки, приседания, ходьба и др).

6) Двигательно-речевые (движения под весёлое стихотворение).

7)Динамическая пауза.

8)Пальчиковая гимнастика.

9)Упражнения по профилактике заболеваний.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная и решать её нужно на всех уровнях общества. Этой проблеме уделяется много внимания и в нашей школе. Разработана программа «ЗОЖ», для учащихся начальных классов регулярно проводится утренняя зарядка. Одной из задач плана воспитательной работы классных руководителей является- пропаганда ЗОЖ.

Для определения степени удовлетворённости школьной жизнью в 1-ом классе была проведена диагностика «Солнце, дождик, тучка», которая показала с каким настроением учащиеся идут в школу и возвращаются домой.

Настроение перед школой. Настроение после школы.

87,5%- хорошее настроение 75%-хорошее настроение

12,5%- не очень хорошее 18,7%- не очень хорошее

0%-плохое настроение 6,3%-плохое настроение

6-7 летний ребёнок готов к систематическому школьному обучению, но в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.

Для того чтобы проследить, как часто болели ученики нашего класса до прихода в школу, в 1-ом и во 2 классе, была составлена таблица «Индекс здоровья».Работа по прослеживанию состояния здоровья будет проводиться до конца 4-го класса.(в таблице указан % здоровых детей)

Месяцы.

Детский сад.

1 класс.

2 класс.

3 класс.

4 класс.

Сентябрь.

78,00%

86,00%

88,80%



Октябрь.

78,00%

95,00%

92,30%



Ноябрь.

72,20%

72,00%

73,00%



Декабрь.

69,90%

72,00%

72,50%



Январь.

92,00%

90,00%

91,00%



Февраль.

84,00%

86,00%

89,00%



Март.

84,00%

84,00%

85,00%



Апрель.

83,70%

86,00%

87,00%



Май.

92,00%

93,00%

95,00%



Таблица показывает, что адаптация к школьной жизни прошла хорошо и уровень заболеваемости не растет.

Для профилактики сезонных простудных заболеваний проводится обработка носа оксалиновой мазью, прием в пищу чеснока, фиточаи. Соблюдается тепловой режим в кабинете и режим проветривания. Проводится ежедневная влажная уборка. В кабинете имеется аптечка для оказания неотложной медицинской помощи. Освещение в кабинете соответствует норме. Расписание уроков составлено с учётом трудности учебных предметов.

Использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья. С целью пропаганды ЗОЖ в школе проводятся общешкольные спортивные мероприятия:

-день здоровья (осенний поход),

-конкурс утренней гимнастики,

-зарница,

-осенний кросс,

-весёлые старты,

-смотр строя и песни и др.

Внеклассная работа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы с раннего детства ребёнок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и окружающими, будет действительно здоров.

Проблема формирования ЗОЖ довольно полно разработана в литературе. ЗОЖ действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие физических качеств человека, но и всей личности в целом. И наша задача сегодня - научить ребят различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе снижает утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровье каждого в его собственных руках. Сбережённое и укреплённое в детстве и юности, оно позволит жить долго и активно.




© 2010-2022