- Преподавателю
- Классному руководителю
- Педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ среди учащихся начальной школы
Педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ среди учащихся начальной школы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Русанова М.Г. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогическая деятельность по формированию
ЗОЖ среди учащихся начальной школы.
Ребёнок пришёл в школу. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного процесса без учёта возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно- физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведёт к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.
Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильно построенным уроком.
Чтобы здоровье не ухудшалось, проводятся нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-викторины, уроки-экскурсии и др.
Во время уроков обязательно проводятся:
1) Общеразвивающие упражнения (для разных групп мышц).
2) Подвижные игры.
3) Танцевальные минутки.
4) Гимнастика для глаз.
5) Физкультурно-спортивные (бег, прыжки, приседания, ходьба и др).
6) Двигательно-речевые (движения под весёлое стихотворение).
7)Динамическая пауза.
8)Пальчиковая гимнастика.
9)Упражнения по профилактике заболеваний.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная и решать её нужно на всех уровнях общества. Этой проблеме уделяется много внимания и в нашей школе. Разработана программа «ЗОЖ», для учащихся начальных классов регулярно проводится утренняя зарядка. Одной из задач плана воспитательной работы классных руководителей является- пропаганда ЗОЖ.
Для определения степени удовлетворённости школьной жизнью в 1-ом классе была проведена диагностика «Солнце, дождик, тучка», которая показала с каким настроением учащиеся идут в школу и возвращаются домой.
Настроение перед школой. Настроение после школы.
87,5%- хорошее настроение 75%-хорошее настроение
12,5%- не очень хорошее 18,7%- не очень хорошее
0%-плохое настроение 6,3%-плохое настроение
6-7 летний ребёнок готов к систематическому школьному обучению, но в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.
Для того чтобы проследить, как часто болели ученики нашего класса до прихода в школу, в 1-ом и во 2 классе, была составлена таблица «Индекс здоровья».Работа по прослеживанию состояния здоровья будет проводиться до конца 4-го класса.(в таблице указан % здоровых детей)
Месяцы.
Детский сад.
1 класс.
2 класс.
3 класс.
4 класс.
Сентябрь.
78,00%
86,00%
88,80%
Октябрь.
78,00%
95,00%
92,30%
Ноябрь.
72,20%
72,00%
73,00%
Декабрь.
69,90%
72,00%
72,50%
Январь.
92,00%
90,00%
91,00%
Февраль.
84,00%
86,00%
89,00%
Март.
84,00%
84,00%
85,00%
Апрель.
83,70%
86,00%
87,00%
Май.
92,00%
93,00%
95,00%
Таблица показывает, что адаптация к школьной жизни прошла хорошо и уровень заболеваемости не растет.
Для профилактики сезонных простудных заболеваний проводится обработка носа оксалиновой мазью, прием в пищу чеснока, фиточаи. Соблюдается тепловой режим в кабинете и режим проветривания. Проводится ежедневная влажная уборка. В кабинете имеется аптечка для оказания неотложной медицинской помощи. Освещение в кабинете соответствует норме. Расписание уроков составлено с учётом трудности учебных предметов.
Использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья. С целью пропаганды ЗОЖ в школе проводятся общешкольные спортивные мероприятия:
-день здоровья (осенний поход),
-конкурс утренней гимнастики,
-зарница,
-осенний кросс,
-весёлые старты,
-смотр строя и песни и др.
Внеклассная работа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы с раннего детства ребёнок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и окружающими, будет действительно здоров.
Проблема формирования ЗОЖ довольно полно разработана в литературе. ЗОЖ действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие физических качеств человека, но и всей личности в целом. И наша задача сегодня - научить ребят различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе снижает утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровье каждого в его собственных руках. Сбережённое и укреплённое в детстве и юности, оно позволит жить долго и активно.