Статья «Нравственно-патриотическое воспитапние младших школьников»

НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Из опыта работы Дмитриевой Н.В. учителя начальных классов МОУ «Лицей №23» г. Кемерово, победителя в конкурсе Лучшие учителя России». Эффективность труда классного руководителя во многом зависит от того, насколько он осознает свои возможности в совершенствовании воспитательного процесса, находит индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Только моя активность, инициатива, творческий поиск помогут мне как классному руководителю в сове...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Нравственно-патриотическое воспитапние младших школьников»

НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Из опыта работы Дмитриевой Н.В. учителя начальных классов МОУ «Лицей №23» г. Кемерово, победителя в конкурсе Лучшие учителя России».

Эффективность труда классного руководителя во многом зависит от того, насколько он осознает свои возможности в совершенствовании воспитательного процесса, находит индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Только моя активность, инициатива, творческий поиск помогут мне как классному руководителю в совершенствовании форм и методов воспитания всесторонне развитой личности, способной к самопознанию и самовоспитанию. Начальная школа продолжает поиски путей и методов дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса, повышения качества нравственного патриотического воспитания, достижения таких результатов, когда каждым молодым человеком осознается потребность единства его знаний, убеждений и практических действий, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Особенно хочется остановиться на воспитании у детей чувства патриотизма, любви к семье, своим близким , к своим корням и предкам, уважения к опыту предыдущих поколений, гражданского осознания преданности Родине, стремления преобразовать свой край для лучшей жизни окружающих тебя людей.

А.Г. Тулеев - губернатор нашей области подчеркивает: «Мы хотим, чтобы выросли рождаемость и продолжительность жизни кузбассовцев, чтобы жить в нашей области было комфортнее, чтобы дети и внуки не покидали свою малую родину в поисках лучшей доли. Кузбасс должен стать настолько привлекательным для жизни, чтобы к нам поехали из других регионов страны».

Патриотами не рождаются, ими становятся. Как можно ожидать от младенца, у которого весь мир - мама, любви к Родине? Это было бы не просто нелогично, а даже как-то странно. Так же как детей учат ходить, говорить, писать и читать, их надо учить быть патриотами.

После проведенного опроса газеты «Кузбасс» я узнала, что в 2001 году 11% школьников считали, что надо быть преданными Родине, а уже в 2012 году - лишь 9%. Что же тогда для современных школьников Родина?

Конечно, центр патриотического воспитания - школа. С этим трудно не согласиться. С 1997 года я разработала комплексную программу нравственного и патриотического воспитания младших школьников «Семья. Россия. Кузбасс» (совершенствую ее и работаю по ней и в настоящее время) Одно из направлений этой программы - «С любовью к городу». Основой этого направления послужили традиционные уроки города, которые проходят в нашем классе увлекательно и интересно. Тематика их разнообразна: «Моя Родина - Кузбасс», «Культурное наследие Кемерова», «Памятники архитектуры любимого города», «История создания и строительства города», «Героические имена улиц нашего города».

С большим интересом и активностью дети готовят регулярные репортажи с улиц любимого города в виде игры «Золотой микрофон» (ребята пользуются настоящим микрофоном): «Музыкальный сезон открыт», «На моей улице», «Юные шахматисты», «Концерт в музыкальной школе» и другие. Работа классного устного журнала «Герои нашего времени» приглашает ребят задуматься, что герои рождаются не в песнях, не в стихах, а в жизни рядом с нами, это наши земляки - кемеровчане, отдающие теплоту сердца и щедрость души окружающим. .

Сейчас мои ребята в третьем классе. Первые два года мы работали с ними над созданием своего коллектива взаимопонимания и сотрудничества. Дети для себя сделали выводы: люди живут друг для друга, и в этом заключается высочайший смысл их человечности. Каждый рабочий день мы начинаем со слов - советов для детей Льва Николаевича Толстого, стараемся запомнить эти высказывания и следовать им:

«Не расстраивайся по пустякам. Будь всегда тверд и стоек!»

«Надо быть внимательным - не ждать, пока тебе объяснят, а самому соображать».

«Надо не вызубривать, а по-настоящему глубоко вникать в то, что тебе преподается, и иметь свое собственное мнение». И другие. Читая и запоминая эти мысли русского писателя, дети становились внимательнее, целеустремленнее, учились ладить друг с другом.

В наших общих делах дети открывали все лучшее в себе, учились ощущать достоинство - свое и своего класса, гордиться им, старались выполнять свои обязанности перед классом.

Серия бесед на темы честности, справедливости, о доброте, дружбе, отзывчивости и скромности, об умении держать слово , ответственности , непримиримости к злу и равнодушию позволила ребятам осознанно подойти к задачам морального кодекса: какой я в коллективе ? Попробовали отобразить свои черты характера в мини монологах, игре «Герой дня без галстука»: «Какой я?», «Кто мой друг?», «Как стать лучше?», «О чем я мечтаю?», «Мои добрые дела». Слово - могучее орудие воспитания нравственных качеств детей.

«Все начинается с детства»,- утверждает детский писатель Сергей Михалков, и с ним трудно не согласиться. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы. В эти годы удается и широкое вовлечение ребят в посильную природоохранную работу. Это одно из важных направлений патриотического воспитания. Стараюсь настойчиво и целенаправленно разъяснять детям значение природных богатств для человека, пробуждать у них стремление заботиться о животных и растениях, о памятниках природы. И от того, сумею ли я заложить в ребенке основы чуткого бережного отношения к природе, во многом зависит, каким будет мой ученик, став взрослым: либо рачительным хозяином своей земли, или равнодушным потребителем и расхитителем ее богатств.

Ребята с интересом конструируют кормушки для птиц, собирают семена растений, изучают флору и фауну Кемеровской области на экскурсиях в природу, в археологическом музее под открытым небом «Томская писаница», в краеведческом музее, в пригороде города Кемерово.

У ребят моего класса существует замечательная традиция :весной высаживать кустарники на территории нашего лицея, а с сентября 2010 года мы включились в работу художественного отдела городской библиотеки имени Береснева по изучению наследия русских художников- живописцев Шишкина, Поленова, Левитана и нашего земляка - члена Союза художников России Павла Афанасьевича Чернова, музей его создан в нашем лицее. В его полотнах так неповторимо и убедительно отображена сибирская природа.

Продолжаем мы работу и в экологическом классе нашей библиотеки, где ребята учатся рачительному отношению к природе.

Вот как один из моих учеников - Голышев Миша рассуждает в сочинении «Внимание! Природа!»: «В природе есть многое, что человек не способен повторить. Но раз она неповторима, почему человек ее разрушает? Почему он не понимает, что, уничтожая природу, он лишает себя радости жизни? Возможно, человек это осознает, но все равно: леса вырубаются гнезда и норки зверюшек разоряются. Я думаю , чтобы наша Земля не стала гигантской свалкой , ее нужно хранить и оберегать, как свой дом!»И далее:

« Нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знание края помогает изменить его, сделать его лучше, красивее, на радость людям».

Этот год в нашем классе проходит под девизом: «Моя большая Родина - Россия, моя маленькая родина - Кузбасс!» С начала учебного года мы заочно путешествовали по России, знакомились с историей городов нашей Родины и родного города Кемерово.

«Это просто здорово - много знать о стране, в которой ты живешь! Россия - это самая лучшая страна, потому что здесь живу я, моя семья и мои друзья!» - такой вывод сделали ребята.

Итогом этой работы стало участие в викторине по истории России и родного края, организатором которой являлась партия «Единая Россия» и областная газета «Кузбасс». Дети много материалов и книг прочитали о Кузбассе, о первых поселенцах Сибири, ответили на трудные исторические вопросы. И вот мы - победители.

Чтобы узнать свои корни, своих предков, мы сделали каждый свое генеалогическое древо семьи. И следующим этапом патриотической работы стало создание семейных архивов. Дети сделали своими теплыми руками стенд « Самая мудрая» о любимых бабушках; а о дедушках стенд «Наши героические деды». Все это работает на поднятие авторитета старших поколений. С удивлением ребята обнаруживают в своих близких трудовые и героические черты характера, что позволяет им по- новому взглянуть на морщинистые руки и лучистые глаза бабушек и дедушек и прислушаться к их мудрым замечаниям и советам. Многие семьи бережно хранят свои реликвии, в них тепло души и щедрость сердца их близких. Также из поколения в поколение переходят Почетные грамоты родителей за ударный труд , значки передовиков производства , медали , ордена за победу на фронтах Великой Отечественной войны. На следующем этапе программы нравственного воспитания к концу третьего класса по нашей традиции ребята пишут эссе: «Я горжусь своими предками», «Трудовая честь семьи». что тоже становится итогом своеобразной поисковой работы детей, их расспросов родителей, старших в семье. Эти маленькие исследования, полные любви к близким, гордости за родительский труд, являются подлинными человеческими документами нашего времени.

Семья - колыбель духовного рождения человека, а атмосфера семьи определяется ее прочностью, нравственными идеалами, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. В рисунках «Моя семья на отдыхе», дети раскрывают перед нами теплую атмосферу семьи, сразу представляешь уют, любовь к родному дому, детское доверие, искренность, чувство сорадости, сопричастности к жизни близких. А в сочинении «Мой дом» ребята искренно пишут:

«Мой любимый дом, как мой близкий друг, здесь я всегда ощущаю счастье» ,- пишет Циммерман Саша.

«Мой дом - самый лучший на свете, потому что меня там ждут родные и мне в нем очень тепло и уютно»,- Маслобоев Никита.

«Я захожу домой и меня встречает мама в чистом доме, мне весело улыбаются со стен мои рисунки и розовое покрывало, сшитое родными бабулиными руками» , - Хохлова Маша.

Повзрослев, к четвертому классу мы вплотную приступаем к совместной с родителями работе по нравственному воспитанию детей: ходим в мини-походы, экскурсии на природу, проводим собрания с родителями «Игры в традициях семьи», «Семейные традиции», а в марте месяце вся работа за четыре года выливается в большой красочный праздник - народное гулянье «Масленица» с блинами пирогами; где все участники - мамы, бабушки, дети одеваются в русские сарафаны, рубахи , поют народные песни , потешки , попевки. Праздник завершается на воздухе - на снегу сжигается чучело Масленицы, все играют в народные игры. Это действо необыкновенно сплачивает поколения детей и взрослых. Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием , скукой создает то , что мы называем семейным очагом. Он собирает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает. дает пищу чувствам и отдых душе. Воспитывать детей надо радостью, передавая им и наш оптимизм, жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Нужно учить детей и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.

Стараюсь всю воспитательную работу в классе построить на нравственном воспитании в семье, где родители, активно принимающие участие в классных делах, тоже нравственно самовоспитываются , так как дети _ это отражение нас самих. На первом родительском собрании я стараюсь сразу определить жизненную позицию каждого воспитывающего своих детей, так как человеческое отношение к ребенку - это совсем не баловство и попустительство, а труд, осознанный, целенаправленный, исключающий жесткость, труд с надеждой на лучшее в себе и в ребенке. Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности, а патриота может воспитать человек, пронизанный сам глубоким чувством патриотизма. Такую воспитательную работу с младшими школьниками - эти уроки жизни ничем не заменить, они надолго остаются в памяти детей!

Доказательством этому служат стихи, которые дети сочиняют о своей большой и маленькой Родине.

КУЗБАСС. Лученкова Катя.

Кузбасс - мой край родимый!

Все любим мы тебя!

И города, и села. богатые поля.

Реки твои широки, и горы высоки,

И Писаные скалы у берега реки.

И люди золотые в Кузбассе у меня

Живут и работают дружно,

Как крепкая семья!

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД. Циммерман Саша.

Мой город - лучший из всех городов!

В нем много красивых и новых домов.

В нем есть филармония, цирк, стадион.

По праву - столицей является он!

В нем много счастливых и разных людей:

Шахтеров, строителей, добрых врачей.

Прославили знатные люди Кузбасс,

А в будущем много зависит от нас!

Активная жизнь моих ребят не заканчивается после уроков. Я стараюсь вовлекать их в деятельность внешкольных учреждений. Дети с большой охотой развивают свои творческие способности в музыкальных и художественных школах, школе шахмат и во Дворце творчества детей и подростков.

Мы много путешествуем по выставкам, дружим с театрами города, филармонией, встречаемся с героями прошлого и настоящего.

Моя жизненная позиция: надо любить ребенка, верить в него, помогать ему быть добрым и великодушным. Все дети хотят быть талантливыми и хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими!

Учитель начальных классов МОУ «Лицей

№23» г.Кемерово Дмитриева Н.В.,

Отличник народного образования,

награждена медалью Кузбасса

«За веру и добро».

© 2010-2022